Педагогическое творчество: понятие и основы
Всем известно, что творчество – это процесс деятельности, в ходе которой создаются новые духовные или материальные ценности. Ещё так нередко называется особое мышление, за счёт коего человек может выйти за пределы традиционного бытия. И в целом творчество – это ещё и процесс вкладывания личностью в то, что он делает, его собственных возможностей и соображений. В общем, по-разному можно растолковать данный термин. Но мы хотим уделить внимание такому понятию, как педагогическое творчество.
Общие положения
В чём заключается задача современного образования? В овладении преподавателями методологией творческого преобразования мира. Почему это так важно? Потому что творчество в данном контексте подразумевает открытие новых знаний, объектов, проблем, а также способов их решения. Впрочем, это ещё не всё, что можно сказать на эту тему.
Профессиональная педагогическая деятельность является процессом постоянного творчества. Но тут есть своя специфика. Творчество преподавателя не имеет цели создать что-то оригинальное, принципиально новое, масштабно ценное. Оно направлено на кое-что более важное и серьёзное – на развитие личности. Безусловно, хороший преподаватель (особенно если он новатор) разрабатывает собственную педагогическую систему. Однако она есть не целью его творчества, а лишь способом достижения лучших в этой деятельности результатов.
Специфика
Педагогическое творчество невозможно, если у человека нет социального и преподавательского опыта (и образования), а также предрасположенности к данной деятельности. Впрочем, обо всём – по порядку.
Специальная подготовка обязательна. Потому что лишь эрудированный педагог с нестандартным мышлением и расширенными рамками может найти оригинальные, «свежие» пути решения проблемы, которая чаще всего связана с обучением учащихся.
В чём сложность? В том, что преподаватель в ходе своей деятельности постоянно решает огромное количество задач – как типичных, так и нестандартных. И не всегда при одних и тех же обстоятельствах. И занимаясь их решением, преподаватель (как и любой другой исследователь) выстраивает свою деятельность в соответствии с положениями эвристического поиска. То есть проводит анализ ситуации, выстраивает предположения касательно результата, учитывая исходные данные, оценивает потенциал имеющихся для достижения цели средств, формулирует задачи. Это нелёгкий труд, требующий творческого подхода и определённых навыков, умений.
Что образует полноценность?
Преподавательская деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. Педагогическое творчество, педагогический опыт и умения впечатляют только в том случае, если сам специалист относится к своей деятельности соответствующим образом – с заинтересованностью, ответственностью, вдохновением и энтузиазмом. Это важнейшие условия!
Педагогическое рационализаторство, продуктивное обучение, достижение определённых успехов во всей деятельности в целом – всё это и многое другое возможно в том случае, если имеют место быть 5 общепринятых аспектов.
Первое – наличие творческой задачи, интересующей самого преподавателя. Второе – социальная значимость, влияющая на развитие личности. Третье – наличие социальных и материальных предпосылок (иначе говоря – условий), необходимых для творчества. Четвёртое – новизна и оригинальность процесса или же ожидаемого результата. И пятое – наличие субъективных предпосылок для осуществления творчества. Имеются в виду умения преподавателя, его знания, мотивация, увлечённость, желание работать с аудиторией.
Главная сложность
Профессиональная педагогическая деятельность по силам не каждому человеку. Почему? Потому что она предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми. С теми, кто на порядок младше (как правило) и требует знаний. С людьми, которых надо обучить, поделиться своими умениями и умственными ресурсами. С людьми, которые не всегда этого хотят. Здесь нужен особый, индивидуальный подход к каждому учащемуся. Всех надо заинтересовать. Или хотя бы большинство.
Вот тут и проявляется педагогическое творчество в полной мере. Преподаватель ставит себя на место учеников, задаёт себе бесчисленное множество вопросов. Что им может быть интересно? Как и чем их завлечь? К какой методике прибегнуть, чтобы подтолкнуть учеников к освоению материала? Какими способами донести до них важность предмета? И так – перед каждым занятием.
Сначала преподаватель формирует свой замысел, вытекающий из ответов на все перечисленные и неупомянутые вопросы (которых ещё больше). Потом прорабатывает его, преобразовывает в идею. Затем «ищет» методы, при помощи которых воплощение замысла будет реальным. Кстати, именно в ходе этих процессов человек приобретает опыт творчества. Конечно, со стороны это может казаться составлением плана на урок. Но все преподаватели (или как минимум большинство) его пишут. Вот только к одним на занятия ходят с удовольствием, испытывая интерес к предмету и к знаниям, а к другим – нет.
Взаимодействие с аудиторией
Его педагогическое творчество подразумевает в первую очередь. От того, какой контакт наладит преподаватель с обучающимися, зависит его успех и признание как специалиста, а также качество полученных знаний школьников/студентов.
На занятия какого педагога интересней ходить? Того, кто взаимодействует с аудиторией, глядит в глаза каждому, и старается сделать урок максимально похожим на продуктивный коллоквиум? Или на занятия «лектора», который сидит за столом и просто читает материал из тетради? Конечно же все выберут первый вариант. И данный случай является ярким проявлением творчества. Поскольку наладить контакт с аудиторией – это искусство.
Но тут не обойтись без творческого потенциала. Формированию которого нередко способствует определенные организация образовательного процесса. Она обязательна, поскольку цель занятий всё-таки заключается в передачи школьникам/студентам знаний и навыков. И вот что эта организация в себя включает:
- Проблемное обучение.
- Налаживание междисциплинарных связей.
- Воспитание позитивного и творческого отношения у учащихся к изучению предмета.
- Умение определять главное и осмысливать пройденное ранее.
- Развитие у учащихся способностей и навыков, касающихся синтеза, анализа, классификации и обобщения.
- Умение давать оценку практическим ситуациям.
И это – лишь основные положения, которые подразумевает педагогическая работа. Некоторые из них стоит отметить отдельным вниманием.
Проблемное обучение
Это весьма интересная методология, подразумевающая активное взаимодействие педагога с учащимися на почве проблемно-представленного содержания обучения. В чём её суть?
Итак, преподаватель ставит перед школьниками/студентами учебно-проблемную задачу (естественно, после коллективного изучения материала). Так он создаёт для них проблемную ситуацию. Ученикам необходимо проанализировать её, осознать и принять суть, после чего приступить к разрешению проблемы. В ходе данного процесса они как раз и применят полученные в ходе занятий навыки и информацию. Такие практические занятия учат школьников и студентов мыслить, и творчески усваивать знания.
Кстати, альтернативой данной методологии является эвристическое обучение. Оно возникло ещё во времена Древней Греции – его практиковал сам Сократ! Долгое время в основе методики лежал метод проб и ошибок. Впрочем, совершая их, удавалось прийти к истине.
И в данном случае также проявляются основы педагогического творчества. Что должны сделать ученики? Лишь вовлечься в процесс и применить данные преподавателем знания – это не так сложно. А педагогу необходимо спроектировать ту самую учебно-проблемную ситуацию, понятно её сформулировать, да ещё и придать ей особый характер, чтобы заинтересовать аудиторию.
Положения Торренса
Их нельзя не отметить вниманием, рассказывая про творчество в педагогической деятельности. Элис Пол Торренс был известным американским психологом, который разработал основные принципы, её касающиеся. И эти положения о педагогическом творчестве являются весьма показательными. Вот, что именно они в себя включают:
- Признание и применение возможностей, которые ранее были не признаны или не использованы.
- Уважение и принятие желания учащегося работать самостоятельно.
- Умение не мешать творческому процессу школьников/студентов.
- Способность предоставлять учащимся свободу выбора в области достижения целей и приложения его навыков и сил.
- Уместное применение индивидуальной учебной программы по отношению к обучающимся с особенными способностями.
- Создание условий, необходимых для достижения тех или иных целей.
- Умеренное поощрение и похвала.
- Исключение любого давления на учащихся.
- Уважение к каждому.
- Проявление и приветствие энтузиазма.
- Создание условий для взаимодействия «сильных» учащихся с менее успевающими.
- Оказание посильной авторитетной помощи обучающимся – особенно студентам/школьникам с мнением и точкой зрения, отличной от других.
Всё вышеперечисленное имеет огромное значение. Потому что понятие педагогического творчества включает в себя не только особый подход к преподаванию, но ещё воспитание учащихся, и их развитие. Не только всех вместе - ещё и по отдельности. Ведь, по сути, творчество в педагогике проявляется через развитие уникальных способностей обучающихся.
Условия для преподавательского совершенствования
Что ж, как уже говорилось ранее, деятельность педагогов сложна, как и их труд. Хотя он, бесспорно, даёт плоды – если преподаватель подходит к своим задачам так, как было описано выше.
Но только для того, чтобы продуктивность не падала, и специалист так же радовал результатами, нужны особые условия развития педагогического творчества. Сюда относятся многие аспекты – как моральные, так и материальные. К последним, естественно, относится стимулирование, премии, достойная затрачиваемых сил, времени и трудов зарплата. Одним словом – проявление благодарности и уважения. В наше время это имеет значение.
Но и остальные условия немаловажны. К ним относится сжатость, так называемая спресованность творчества. Также сопряженность деятельности одного педагога с другими. Важно и наличие времени, необходимого на подготовку. Сюда же относится и отсроченность результата. Это всё направлено на стимулирование преподавателя к осуществлению творческой деятельности.
Кстати, ещё её развитию нередко способствуют публичные выступления и постоянное соотнесение общепринятых педагогических приёмов с нестандартными ситуациями. Но это необходимо тем преподавателям, которые не привыкли проявлять творческий подход.
Уровни
Их также необходимо отметить вниманием. Уровни педагогического творчества имеют место быть, и принято выделять пять основных.
Первый называется информационно-воспроизводящим. Подразумевается применение в решении профессиональных задач опыта, полученного и перенятого от других преподавателем в ходе своей деятельности.
Второй уровень называется адаптивно-прогностическим. Заключается в умении педагога трансформировать известные ему данные и информацию, выбирать методики, способы, методы взаимодействия со школьниками/студентами, и принятие во внимание их специфических личностных особенностей.
Третий уровень известен, как рационализаторский. Преподаватель, соответствующий ему, проявляет свой уникальный опыт, умение решать нестандартные задачи, искать оптимальные решения. И в его деятельности явно наблюдается некая неповторимость и индивидуальность.
Четвёртый уровень называется научно-исследовательским. Заключается в способностях педагога обозначать концептуальную основу личностного поиска и разрабатывать систему деятельности, опираясь на исследования её результатов.
И, наконец, пятый уровень. Известен, как креативно-прогностический. Педагоги, соответствующие ему, умеют выдвигать сверхзадачи и решать их обоснованными, нередко собственно разработанными способами. Это преподаватели высшей категории, которые действительно могут изменить и трансформировать систему образования.
Конкурсы для педагогов
О них тоже хотелось бы сказать пару слов напоследок. Потому что многие существующие сегодня конкурсы для педагогов несут именно творческий характер. Взять, к примеру, «Новые идеи» и «Методическая система эффективного учителя». Эти конкурсы направлены на внедрение новых, личностно развивающих образовательных технологий, а также представление и популяризацию опыта работников образования. Также имеет место быть и мотивация преподавателей к использованию инноваций в процессе обучения.
А есть конкурс, который так и называется – «Педагогика творчества». Его цель заключается, помимо всего перечисленного, ещё и в стимулировании инновационной деятельности. И направлен он, кроме прочего, на преодоление стереотипов, закреплённых касательно данной профессиональной деятельности.
Кстати, такие конкурсы тоже способствуют творческому развитию и профессиональному росту. И участие в них преподавателей только лишний раз подчёркивает их преданность своему делу и заинтересованность.