Принципы и функции налогообложения

Принципы и функции налогообложения отражают его социальное назначение. Оно выступает в качестве инструмента стоимостного перераспределения доходов. Вместе с тем на практическом уровне принципы и функции налогообложения формируют совокупность средств, используя которые власть поддерживает баланс между бюджетными поступлениями и затратами. Все эти свойства являются предметом исследования многих финансистов. Рассмотрим далее, какие задачи выполняет налогообложение. Функции, виды налогов также будут описаны в статье.

Общая характеристика

Налогообложение представляет собой изъятие материальных ценностей, которое основывается на властном подчинении. Оно может выражаться в разных формах. В некоторых случаях налогообложение сопровождается применением силы. Однако, как правило, изъятие является результатом консенсуса между подчиненными и властными субъектами взамен на некоторые преференции, получаемые первыми от вторых. Если говорить о государственной структуре, то налогообложение выступает как основа финансирования ее деятельности. Оно осуществляется за счет средств субъектов, которые признают власть и принимают ее защиту.

Возмездность и добровольность

По сути, налогообложение – часть взаимоотношений властных и подчиненных субъектов. Вместе с тем некорректно говорить о его безвозмездности и принудительности. Последняя выступает в качестве понуждения исполнения определенной обязанности. Принудительность зависит от природы отношений. Однако в любом случае выполнение обязанности не бывает безвозмездным. Например, вассал выплачивает своему патрону дань. Отчасти это вынужденное действие. Однако оно всегда возмездное. Взамен дани патрон обязан не нарушать и даже защищать интересы вассала. При этом последний зачастую выбирает властного субъекта вполне осознанно, то есть добровольно соглашается платить. Если говорить о современной государственной структуре, налогообложение выступает как совокупность аналогичных взаимоотношений. В них субъект, уплачивая установленную сумму, обеспечивает выполнение обязательств, принятых властью. Другими словами, налогообложение – это предмет определенного договора между государством и населением. Подчиненность имеет второстепенное значение. Обусловливается это тем, что субъект может самостоятельно выбирать власть и вручать ему соответствующие полномочия.

Фискальная функция налогообложения

Fiscus в переводе с латинского буквально значит "корзина". В Древнем Риме фиском именовалась военная касса. В ней хранили деньги для выдачи. В конце 1 в. до н. э. этот термин использовался для обозначения частной казны императора. Она находилась в ведении чиновников и пополнялась доходами с провинций. В IV в. н. э. фиском стали называть единый общегосударственный центр империи. Сюда стекались поступления разного вида, здесь распределялись средства. Основная функция налогообложения заключается в мобилизации и формировании финансов властных структур. Она обеспечивает аккумулирование средств в бюджете на реализацию различных программ. Все прочие функции системы налогообложения можно называть производными от нее.

Социальная задача

Эта функция налогообложения государства заключается в перераспределении общественных поступлений между разными категориями субъектов. Посредством реализации этой задачи обеспечивается поддержание социального баланса. За счет распределительной функции налогообложения изменяется соотношение между поступлениями отдельных групп населения для сглаживания между ними неравенства. Такое мнение поддерживается разными экспертами, в числе которых, например, профессор Ходов.

Реализация

Выполнение социальной функции налогообложения обеспечивается посредством передачи средств в пользу незащищенных, более слабых граждан. Это достигается за счет возложения бремени на сильные категории лиц. Как отмечает шведский финансист Эклунд, большая часть производства и услуг осуществляется на средства, полученные от налогов, и распределяется практически всегда бесплатно среди населения. Это, в частности, касается образования, медицины, воспитания детей и некоторых других сфер. Целью в данном случае выступает обеспечение более-менее равномерного распределения активов. Соответственно, осуществляется изъятие средств у одних субъектов и передача их в пользу других. В качестве примера реализации этой функции налогообложения можно привести акцизы. Они устанавливаются на некоторые типы товаров, предметы роскоши. В ряде социально ориентированных государств (например, в Швейцарии, Норвегии, Швеции) практически на официальном уровне признано, что налоги выступают как плата высокодоходных субъектов менее платежеспособным за стабильность в общественном положении.

Регулирующая задача

Об этой функции налогообложения высказался в свое время Джон Кейнс. Он считал, что устанавливаемые властью обязательные платежи существуют исключительно для регулирования отношений в народнохозяйственном комплексе. В этом плане проявляется экономическая функция налогообложения. При этом она может быть стимулирующей, воспроизводственной или дестимулирующей. Рассмотрим их отдельно.

Стимулирование

Оно направлено на поддержание определенных экономических процессов. Стимулирование осуществляется посредством льгот и послаблений. В настоящее время функции налогов и принципы налогообложения проявляются таким образом, чтобы обеспечить надлежащие условия работы предприятиям, на которых заняты инвалиды, организациям, осуществляющим капвложения в производство, благотворительную деятельность, сельское хозяйство и пр. Для этих и некоторых других объединений устанавливаются специальные льготы, "каникулы" и прочие преимущества.

Дестимулирование

Оно, наоборот, направлено на формирование препятствий для развития тех или иных процессов. Например, государство применяет протекционистские меры и устанавливает высокие ввозные пошлины. Препятствия могут создаваться и для внутренних субъектов. Например, для владельцев казино предусмотрена повышенная ставка налога с прибыли.

Противоречия

Как отмечает Горский, регулирующая и фискальная функции противопоставляются друг другу. При этом они сами по себе являются весьма противоречивыми. Например, фискальный элемент имеет стабилизирующее значение, когда влечет снижение налоговой нагрузки. Это может осуществляться только посредством перераспределения бремени между плательщиками. Это, в свою очередь, требует учета регулирующих инструментов изъятия. Вместе с тем налог не направлен на разрушение своей основы. Он существует для получения активов и не может уничтожать источник их поступления. Налог не предназначен для конфискации, запрещения, ограничения или наказания. В частности, введение пошлин на ввоз обуславливается протекционистской политикой, а высокие ставки для игорного бизнеса связаны с платежеспособностью субъектов, а не стремлением ликвидировать эту сферу деятельности.

Особенности регулирования

По мнению ряда экспертов, роль налоговых механизмов в сфере управления экономикой несколько преувеличено. Некоторые авторы считают, что установленные властью обязательные бюджетные отчисления являются практически единственным регулятором всех финансово-хозяйственных процессов в стране. Но развитие тех или иных экономических сфер подчинено собственным закономерностям. При этом отчислениям в бюджет там отводится достаточно скромная роль. В том смысле можно вполне согласиться с Пепеляевым, который считает, что в современных условиях налог устанавливают для получения дохода в казну. Соответственно, воздействие, которое оказывается на плательщика для получения того или иного результата, не может выступать как основная его цель. Если же какие-то отчисления выполняют только регулирующую функцию, без фискальной составляющей, то они, строго говоря, перестают являться налогами.

Практические сложности

Стимулирующая функция налогообложения, как считают некоторые эксперты, воздействует на экономическое поведение косвенно, опосредованно, через отдельные мотивационные аспекты. Установленная обязанность отчислять определенную сумму в бюджет не активизирует желание зарабатывать. Налог – только часть полученной прибыли. Если бизнес изначально неэффективен, то ему не помогут никакие послабления. К примеру, отечественному сельскому хозяйству всегда предоставлялись самые разные льготы почти по всем платежам. Однако это не способствовало прогрессу и процветанию аграрного сектора. Не принесет результата стимулирование инвестиций в отрыве от прочих экономических факторов. Это связано с тем, что вкладывание средств обусловливается не налоговыми льготами, а нуждами производства, потребностями в расширении бизнеса. В этом плане можно считать справедливым утверждение Потапова о том, что налоговый стимулятор является вторичным механизмом.

Негативные последствия

Регулирующая функция обложения действует непосредственно и сразу при дестимулирующем подходе. Не подлежит сомнению правдивость утверждения о том, что все, на что накладывается бремя, убывает. Высокие ставки налогов всегда влекут производственный спад в связи с потерей эффективности. В частности, непосильное бремя в 30-е годы прошлого века привело к ликвидации крестьянства всего за несколько лет. Сравнительно недавно после введения 70-процентной ставки отчисления с прибыли от деятельности, связанной с видеопоказами, видеосалоны исчезли. Дестимулирование импорта посредством установления высоких ввозных пошлин также приводит к резкому сокращению поступления товаров.

Контроль

Используя налогообложение, государство обеспечивает надзор за финансово-хозяйственными операциями, осуществляемыми гражданами и предприятиями, следит за источниками доходов и расходами субъектов. Денежная оценка обязательных отчислений в бюджет позволяет количественно сопоставить показатели прибыли с потребностями страны в ресурсах. За счет контрольной функции налогов (налогообложения) власть получает информацию о перемещении денежных потоков. При анализе данных определяется необходимость корректировки бюджетной политики.

Принципы налогообложения

Впервые они были сформулированы А. Смитом. Он вывел 4 ключевых принципа налогообложения:

  1. Равенство и справедливость. Этот принцип предполагает, что всем гражданам предписано участвовать в формировании финансовых активов страны в соответствии с их доходами и возможностями.
  2. Определенность. Налог, подлежащий выплате, должен быть четко установлен. Населению должно быть понятно, в какое время следует осуществлять отчисление, в каком размере, каким способом.
  3. Экономность. Каждый конкретный платеж должен быть максимально эффективным. Экономность выражается в минимальных затратах власти на сбор налогов и обеспечение деятельности контрольных органов.
  4. Удобство. Налоги должны взиматься такими способами и в такое время, чтобы не нарушать привычной деятельности плательщиков. Это правило предполагает упрощение процесса отчисление, устранение формальностей.

Адам Смит не просто сформулировал, но и научно обосновал указанные положения. Он заложил фундамент теоретической разработки основ налогообложения.

Комментарии