Развивающая и воспитательная цель урока
Проблему целенаправленности человеческой деятельности нельзя назвать новой. Каждая работа должна делаться для получения определенного результата. Цель – фактор, определяющий характер и способ осуществления деятельности, методы и средства ее достижения. В качестве основной формы педагогической деятельности выступает урок. Его результат – системообразующий элемент. На практике реализуются разные цели урока: образовательные, развивающие, воспитательные. Рассмотрим их.
Общая характеристика
Триединая цель занятия представляет собой результат, заранее запрограммированный педагогом. Она должна быть достигнута и им самим, и детьми. Ключевым словом здесь является "триединая". Несмотря на то что дидактически выделены 3 цели урока – развивающая, воспитательная, познавательная, они не достигаются по отдельности или поэтапно. При получении запланированного результата они проявляются одновременно. Задача педагога в том, чтобы корректно сформулировать общую цель и спроектировать средства для ее достижения.
Познавательный аспект
Все цели урока - образовательные, развивающие, воспитательные – реализуются в тесном единстве. Их достижение предполагает выполнение определенных правил. При реализации познавательного аспекта деятельности педагог должен:
- Учить ребенка самостоятельно добывать информацию (знания). Для этого педагог должен иметь достаточную методическую подготовку и умения формировать, развивать активность детей.
- Обеспечивать глубину, прочность, оперативность, гибкость, систематичность, осознанность и полноту знаний.
- Способствовать формированию навыков. У детей должны развиться точные, безошибочные действия, которые в силу многократного повторения доводятся до автоматизма.
- Способствовать формированию умений. Они представляют собой комплекс навыков и знаний, обеспечивающих эффективное осуществление деятельности.
- Способствовать формированию надпредметных, ключевых компетенций. Речь, в частности, о комплексе умений, знаний, смысловых ориентаций, опыта, навыков детей по отношению к конкретному кругу объектов действительности.
Нюансы
Цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные) зачастую ставятся в самом общем виде. Допустим, "усвоить правило", "получить представление о законе" и так далее. Стоит сказать, что в таких формулировках выражается больше цель учителя. К концу занятия достаточно сложно добиться того, чтобы все дети подошли к достижению таких результатов. В этой связи целесообразно принять во внимание мнение педагога Паламарчук. Она считает, что при планировании познавательного аспекта деятельности следует конкретно указывать уровень умений, знаний, навыков, который предлагается достичь. Он может быть творческим, конструктивным, репродуктивным.
Воспитательные и развивающие цели урока
Эти аспекты считаются наиболее трудными для педагога. При их планировании преподаватель практически всегда сталкивается со сложностями. Обуславливается это несколькими причинами. В первую очередь зачастую педагог стремится запланировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что обучение и воспитание происходят гораздо быстрее. Самостоятельность формирования личности весьма относительна. Она реализуется преимущественно как результат правильной организации воспитания и обучения. Из этого следует вывод. Развивающая цель может формулироваться к нескольким урокам, занятиям целой темы или раздела. Вторая причина возникновения сложностей состоит в недостаточном знании преподавателем педагогических и психологических сфер, непосредственно связанных со структурой личности и тех ее аспектов, которые необходимо совершенствовать. Развитие должно осуществляться в комплексе и касаться:
- Речи.
- Мышления.
- Сенсорной сферы.
- Двигательной активности.
Речь
Ее развитие предполагает выполнение работы по усложнению и обогащению запаса слов, смысловой функции языка, усилению коммуникативных характеристик. Дети должны владеть выразительными средствами и художественными образами. Педагогу необходимо постоянно помнить о том, что сформированность речи является показателем общего и интеллектуального развития ребенка.
Мышление
В рамках достижения развивающей цели педагог в ходе деятельности формирует и способствует совершенствованию логических умений:
- Анализировать.
- Определять главное.
- Сопоставлять.
- Выстраивать аналогии.
- Обобщать, систематизировать.
- Опровергать и доказывать.
- Определять и разъяснять понятия.
- Ставить проблему и решать ее.
Каждое из указанных умений обладает определенной структурой, приемами и операциями. К примеру, педагог задает развивающую цель сформировать умение сравнивать. В течение 3-4 занятий должны создаваться такие операции мышления, при которых дети определяют объекты для сравнения, выделяют ключевые признаки и показатели сопоставления, устанавливают различие и сходство. Отработка умений в итоге обеспечит развитие способности сравнивать. Как отмечал известный психолог Костюк, в педагогической деятельности необходимо определять ближайшую цель. Она предполагает получение детьми конкретных знаний, навыков и умений. Немаловажно видеть и отдаленный результат. Он, собственно, заключается в развитии школьников.
Дополнительно
Формирование сенсорной сферы связано с развитием ориентировки на местности и во времени, глазомера, тонкости и точности различения цветов, теней, света. У детей также совершенствуются способности дифференцировать оттенки речи, звуки, формы. Что касается двигательной сферы, то ее развитие связано регулированием мускульной работы. Результат в этом случае заключается в формировании способности управлять своими перемещениями.
Воспитательные цели, задачи урока
Прежде чем говорить о них, необходимо обратить внимание на важный факт. Действительно развивающее обучение всегда является воспитывающим. Здесь вполне уместно высказывание о том, что воспитывать и учить – это как "молния" на куртке. Две стороны затягиваются одновременно и крепко движением замка – творческой мыслью. Именно она является главным на занятии. Если в ходе обучения педагог постоянно привлекает детей к активному познанию, предоставляет им возможность самостоятельно решать проблемы, формирует навыки групповой работы, то имеет место не только развитие, но и воспитание. Занятие позволяет влиять на становление самых разных личных качеств с помощью различных методов, средств, форм. Воспитательная цель урока предполагает формирование правильного отношения к общепринятым ценностям, нравственных, экологических, трудовых, эстетических качеств индивида.
Специфика
В ходе занятия формируется определенная линия воздействия на поведение детей. Это обеспечивается созданием системы отношений между взрослым и ребенком. Щуркова говорит о том, что воспитательная цель урока предполагает формирование запланированных реакций детей на явления окружающей жизни. Круг отношений довольно широкий. Это обуславливает масштабность воспитательной цели. Между тем отношения довольно подвижны. От занятия к занятию педагогом ставится одна, вторая, третья и т. д. воспитательная цель урока. Становление отношений - не одномоментное явление. Для этого требуется определенный период. Соответственно, внимание преподавателя к воспитательным задачам и целям должно быть постоянным.
Объекты
На уроке ученик вступает во взаимодействие:
- С другими людьми. Все качества, посредством которых отражается отношение к окружающим, должны формироваться и совершенствоваться педагогом вне зависимости от предметной принадлежности. Реакция на "других людей" выражается через вежливость, доброту, дружбу, честность. Гуманность выступает интегральным понятием относительно всех качеств. Первостепенной задачей педагога считается формирование гуманных взаимодействий.
- С собой. Отношение к себе выражается такими качествами, как гордость, скромность, ответственность, требовательность, дисциплинированность и аккуратность. Они выступают как внешнее проявление нравственных отношений, сложившихся внутри человека.
- С обществом и коллективом. Отношение ребенка к ним выражается в чувстве долга, трудолюбии, ответственности, толерантности, способности сопереживать. В этих качествах больше проявляется реакция на одноклассников. Через бережное отношение к школьному имуществу, работоспособность, правосознание выражается осознание себя как члена общества.
- С рабочим процессом. Отношение ребенка к труду выражается через такие качества, как ответственность при выполнении заданий, собранность, дисциплинированность.
- С Отечеством. Отношение к Родине проявляется через сопричастность к ее проблемам, личную ответственность и добросовестность.
Рекомендации
Приступая к определению целей урока, педагог:
- Изучает требования к системе умений и знаний, программные показатели.
- Определяет методы работы, которыми необходимо овладеть ученику.
- Устанавливает ценностные ориентиры, способствующие обеспечению личной заинтересованности ребенка в результате.
Общие правила
Формулирование цели позволяет организовать работу детей в итоговом виде. Оно также обеспечивает руководство их деятельностью. Цель должна быть четкой. Благодаря этому педагог может определять ход предстоящей деятельности и уровень усвоения знаний. Существует несколько стадий:
- Представление.
- Знание.
- Умения и навыки.
- Творчество.
Педагог должен ставить такие цели, в достижении которых он уверен. Соответственно, следует провести диагностику результатов. При необходимости цели в группах со слабыми учениками должны быть откорректированы.
Требования
Цели должны быть:
- Четко сформулированными.
- Понятными.
- Достижимыми.
- Проверяемыми.
- Конкретными.
Грамотно выраженный результат занятия является только одним, но крайне важным элементом педагогического мастерства. Он закладывает базы для эффективного проведения занятия. Если цели не сформулированы, либо они нечеткие, весь сценарий урока выстроен без логического итога. Неправильными формами выражения результата являются следующие:
- Изучить тему "…".
- Расширить кругозор детей.
- Углубить знания по теме "…".
Указанные цели неконкретны и непроверяемы. Отсутствуют критерии по их достижению. На занятиях педагог реализует триединую цель – обучает, воспитывает, развивает ребенка. Соответственно, формулируя итоговый результат, он осуществляет методическую деятельность.
Дидактические показатели
В ФГОСах определены уровни усвоения детьми знаний. Часть материала педагог должен преподносить как ознакомительный. Это обеспечит формирование представления детей о событиях, фактах. Этот уровень усвоения считается первым. Дидактические цели могут формулироваться следующим образом:
- Обеспечить ознакомление детей с методами определения ….
- Способствовать усвоению понятия "…".
- Обеспечить формирование у детей представления о ….
- Способствовать созданию умений ….
Второй уровень – стадия пересказа, знаний. Цели могут состоять в обеспечении:
- Узнавания при внешней опоре… .
- Воспроизведения по образцу/предложенному алгоритму… .
При формулировании результатов на втором уровне могут использоваться такие глаголы, как "зарисовать", "написать", "закрепить", "сообщить", "подготовить" и пр. Следующая стадия – создание навыков и умений. Действия ученики выполняют, как правило, в рамках практической работы. В качестве целей могут выступать:
- Способствование овладению техникой ….
- Стремление к выработке навыков работы с ….
- Обеспечение систематизации и обобщения материала по теме "…".
На этом уровне могут использоваться глаголы "выделить", "сделать", "применить знания".
Обеспечение навыков использования полученных сведений
Для этого ставятся развивающие цели. Дети должны уметь анализировать, оценивать, сравнивать, определять основное, совершенствовать память и пр. Целями может стать создание условий для:
- Развития мышления. Педагог способствует формированию навыков анализа, систематизации, обобщения, постановки и решения проблем и пр.
- Развития элементов творчества. Создаются такие условия, при которых совершенствуется пространственное воображение, интуиция, смекалка.
- Развития мировоззрения.
- Формирования и совершенствования навыков письменной и устной речи.
- Развития памяти.
- Совершенствования критического мышления, умения вступать в диалог.
- Развития художественного вкуса и эстетических представлений.
- Совершенствования логического мышления. Это достигается на базе усвоения причинно-следственной связи, сравнительного анализа.
- Развития исследовательской культуры. Совершенствуются умения пользоваться научными методами (экспериментом, наблюдением, гипотезами).
- Развития способности формулировать проблемы и предлагать варианты их решения.
Нравственные результаты
Воспитательная цель урока предполагает формирование лучших качеств в ребенке. Соответственно, перед каждым занятием должны планироваться конкретные результаты. Примеры воспитательных целей урока, как выше было сказано, не должны зависеть от предмета. Однако при осуществлении конкретной деятельности по определенной теме способствует совершенствованию каких-либо качеств в большей или меньшей степени. Цели могут быть такими:
- Формирование умения слушать других.
- Воспитание любознательности, нравственно-эстетического отношения к реальности. Этот результат можно получить, в частности, во время экскурсий, семинаров и пр.
- Формирование способности сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей.
- Воспитание уверенности в собственных силах, потребности раскрыть потенциал.
- Формирование умения управлять своим поведением.
Воспитательные цели урока истории могут состоять в формировании уважения к Отечеству. В рамках предмета педагог знакомит детей с событиями, происходившими в стране, выделяя те или иные качества народа. Показательным в этом смысле является период ВОВ. Воспитательные цели урока русского языка также могут состоять в привитии уважения к Родине. Однако в рамках этого предмета упор больше делается на необходимость выработки надлежащего отношения к речи. Воспитательные цели урока русского языка связаны и с формированием умений вести диалог, прислушиваться к собеседнику. Дети должны стремиться проявлять сдержанность в высказываниях.
Аналогичными можно назвать воспитательные цели урока литературы. В рамках этого предмета упор делается на сравнительный анализ поведения тех или иных героев, формулирование собственной оценки их действий. Воспитательные цели урока математики предполагают формирование таких качеств, как сосредоточенность, усидчивость, ответственность за результат. В групповой работе дети совершенствуют навыки взаимодействия друг с другом. В частности, это проявляется при использовании игровых форм занятия. Воспитательная цель урока информатики предполагает привитие детям понимания разницы между виртуальным и реальным миром. Они должны осознавать, что фактическое отсутствие ответственности в сети не означает, что можно не соблюдать моральные и этические нормы, принятые в обществе.
Воспитательные цели урока английского языка ориентированы на привитие уважения к другой культуре. При изучении особенностей общения в другой стране у детей формируется представление о менталитете, моральных ценностях, этических нормах, принятых в ней. Это пригодится в будущем.