Педагогическое мастерство учителя: в чем оно заключается?
Педагогическая деятельность представляет собой такую человеческую профессию, в которой из поколения в поколение реализуется передача педагогического, социального, культурного опыта. Ядром ее является взаимодействие учителя и его учеников.
Педагогическое мастерство – это наивысший уровень педагогической деятельности, проявляется он в учительском творчестве и постоянном совершенствовании воспитания, обучения, развития учеников.
Педагогом-мастером можно назвать такого учителя, который в полной мере осознает, что ответственен перед обществом, добивается в своей практике высоких результатов, оптимально используя профессиональные средства. Его отличает индивидуальный стиль деятельности, благодаря чему максимально полно реализуется его творческий потенциал.
Педагогическое мастерство состоит из:
1. Совокупности профессиональных знаний педагога.
2. Педагогической техники.
3. Гуманистической характеристики личности учителя.
Педагогическое мастерство как профессиональные знания
Как утверждал Макаренко, ученики могут простить своему учителю многое – и сухость, и строгость, и придирчивость, однако никогда не смирятся с его плохим знанием дела, предмета. Педагог-мастер должен знать предмет своего преподавания в совершенстве, причем не только то, что написано в учебниках и чему он научился в свое время в ВУЗе. Он должен постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе всего, что может быть интересно ученикам и о чем они могут его спросить.
Педагогическое мастерство как педагогическая техника
Под педагогической техникой подразумевается совокупность тех способов, умений и приемов учебно-воспитательной работы, которые используются для того, чтобы цель деятельности была достигнута наиболее полно. В частности, сюда можно отнести педагогические способности, умение управлять другими и самим собой, умение сотрудничать и налаживать контакт.
Педагогическое мастерство как характеристика личности
Гуманистическая характеристика является неотъемлемым элементом педагогического мастерства и представляет собой направленность на личность ученика, утверждение в его мировоззрении духовных ценностей, моральных форм отношений и поведения. Это часть идеологии учителя.
В свою очередь, гуманистическая направленность ориентирована на:
1. Самого себя – чтобы ученики видели в педагоге настоящего, квалифицированного, требовательного человека.
2. Средства влияния (мероприятия, программы обучения, способы подачи материала).
3. Ученика и его адаптацию в конкретной социальной группе (к примеру, в школьном классе).
Гуманистическая стратегия педагога – это достижение главной цели его деятельности, направленной на помощь в развитии полноценной, образованной, грамотной личности (с учетом, конечно же, не только потребностей современного общества, но и личных потребностей воспитанника). Только при условии наличия чувства ответственности, осознания своих целей и настоящей любви к детям возможно формирование профессионального учительского мастерства.
Педагог-мастер обладает способностью даже в малых делах видеть пусть не великие, но большие и важные задачи. Гуманистическая направленность его деятельности позволяет дать оценку работы не только непосредственно, но и опосредованно – учитель должен видеть и учитывать те положительные изменения в индивидуальности каждого своего ученика, которых ему удалось достичь как компетентному, грамотному и талантливому организатору воспитательного процесса.
Педагогическое мастерство учителя – вершина, которая достигается не сразу и далеко не всеми. Одни тратят на это годы своей практики, в то время как другие до конца своей карьеры остаются посредственными педагогами (хотя бы потому, что ни к чему большему просто не стремятся). Следует помнить, что мастерство, в отличие от таланта и дара, не бывает врожденным – чтобы его достичь, необходимо долго и упорно работать над собой, над своей техникой преподавания, не забывая при этом постоянно совершенствовать свои знания о преподаваемом предмете, пусть даже таком консервативном, как математика. Если вы не можете подобрать слов, чтобы оспорить точку зрения ученика, а просто говорите ему, что он не прав, то какой из вас мастер?