"Муха-Цокотуха": спектакль в детском саду для детей и родителей

Ничто так не сближает детей с родителями, как совместное творчество. Спектакль «Муха-Цокотуха» в детском саду или начальной школе будет замечательным завершением учебного года. Готовиться к нему следует заранее, еще зимой. Ведь насколько хорошо все будет отрепетировано, настолько и ожидается успех.

Распределение ролей

Мальчику, который обладает задатками неформального лидера, подойдет роль Паука. Даже если он небольшого роста, он справится с этой характерной ролью. Воспитатель посоветует ему применить мимику и жесты, характерные для злодея. Родители возьмут на себя изготовление костюма. Спайдермен – хороший вариант. И ребенок не будет чувствовать обиду, играя роль отрицательного персонажа.

«Муха-Цокотуха» – спектакль главной роли. И это не обязательно самая красивая девочка в коллективе. Это же не бабочка. Объяснив детям, что Муха старательна, бережлива и гостеприимна, воспитатель предложит роль ответственной девочке, способной запомнить текст всей сказки. Она будет на сцене все время, это нужно учесть. Ребенка с ранимой психикой лучше не ставить на такую роль. Это может быть тяжело эмоционально. Сангвиник – самый оптимальный вариант.

Комар – это рыцарь. Тут важен не рост (хотя комар-гигант вызовет овацию), а интеллигентность, принципиальность. Это Борец со злом, герой. Хорошо сделать костюм мушкетера со шпагой, рыцаря в латах на коне, чтобы благородный образ был законченный. Хотя можно и Бумбараша, смотря по аудитории.

Сценарий

В поисках подходящего сценария многие делают ошибку, поручая это какому-нибудь родителю из активной группы. Но человек без педагогического образования наверняка не справится с этой задачей. Только воспитатель или учитель начальной школы – люди, хорошо знающие и чувствующие детский коллектив, им вверенный, способны найти нужный тон всей пьесы.

Казалось бы, всем известна эта сказка Чуковского «Муха-Цокотуха», сценарий спектакля написать легко. Но музыкальное сопровождение, хореография требуют учитывать способности артистов с самого начала работы над пьесой. Когда профессиональный автор пишет для театра, он ставит авторскую ремарку. Здесь импровизации быть не может. Воспитатель расставит такие ремарки для своего коллектива.

Есть замечательный сценарий, музыкально-танцевальный, написанный очень талантливо, с большим вкусом. Весь спектакль ведет Хамидулина Юлия Валентиновна, молодой воспитатель детского сада из Санкт-Петербуга.

Остальные роли маленькие, их распределить легче. И замена, если потребуется, произойдет быстрее.

«Муха-Цокотуха», детский спектакль

В спектакле занято 10 человек, 9 детей и воспитатель, она же Сказочница-фея. Вначале она поет вступительную песню, подготавливая зрителей окунуться в сказку. Мелодия выбрана из фильма «Обыкновенное чудо», она удивительно подходит к словам:

  • Давайте сыграем известную сказку, как будто былое вернем.

После выбегает Муха и поет куплеты о том, что если долго бежать по полю, можно найти денежку. Найдя монетку, Муха заходит за кулисы и выносит самовар. Следует приглашение друзей на чай.

Выходят два Таракана. По всему видно – ребята бывалые. Поют под музыку группы «Любэ»:

  • Атас! Напьемся чаю мы сейчас!

И зовут Бабочек. Они прилетают, поют и танцуют. Муха угощает их вареньем. Пчела приносит мед. Блошки – сапожки. В это время фотограф снимает детей, ходя по сцене. Это один из родителей. Дети стараются ему позировать. Хорошо, если взрослый тоже будет в костюме. Жука, например.

В то время, когда все поют куплеты на мотив песни «Наш сосед» о том, какая хорошая соседка Муха-Цокотуха, спектакль прерывается страшными ударами в дверь. Сказочница поясняет: «Это пришел Паук». Паук танцует по музыку «Песни разбойников» и поет, что питается всеми насекомыми. Приближается к хозяйке и скручивает ее веревкой.

Воспитательница комментирует события по тексту Чуковского. Паук злобно ухмыляется и облизывается. Достает ножик и вилку. Пленница, плача, поет:

  • Не оставьте меня в этот страшный мой час!

Гости залезают под столы и стулья. Паук занимается вандализмом на столе. Вдруг звучит музыка Свиридова «Время – вперед!» и Сказочница говорит, что прилетел комарик.

Появляется Комар и поет:

  • Бедная Муха! Беззащитная ты!

Он вступает в схватку с Пауком и прогоняет его, освобождает пленницу и поет ей серенаду.

Гости вылезают и поздравляют Муху со свадьбой. Все поют завершающие куплеты.

Музыка

Музыка к спектаклю «Муха-Цокотуха» подобрана с учетом характеров персонажей. Это известные песни из кинофильмов, мультфильмов, музыкальных групп. Аккомпанемент обеспечивает концертмейстер. В детском коллективе фонограмма сложно вводится в выступление, легче попросить музыканта. К тому же в детском театре неминуемы непредвиденные заминки, и живая музыка предотвратит неприятности, с этим связанные.

«Муха-Цокотуха» - спектакль музыкальный. Гости на свадьбе, насекомые, могут выполнять несложные партии на детских музыкальных инструментах. Все с помощью погремушек, используемых в качестве марокасов, могут аккомпанировать танцующим.

Воспитательное значение

Подобные спектакли имеют огромное воспитательное значение. По нескольким параметрам можно выделить следующие навыки, приобретаемые в процессе подготовки спектакля:

  • Сотрудничество детей, объединенных общим делом, развивает взаимопомощь. Никакая игра это не заменит.
  • Воспитатель получает безоговорочный авторитет.
  • Подготовка костюмов может сплотить всю семью, если подойти к заданию творчески. Не стоит заказывать костюм в ателье, лучше изготовить своими руками. Тогда это принесет радость не только ребенку.

Формирование хорошего вкуса

Детская литература, музыка, вообще любое произведение для детей отличается большим качеством, чем для взрослых. Спектакль открывает способности:

  • Появляется чувство ритма, присущее стихам. Чуковский оперирует несложными для детского восприятия рифмами и четкой формой. Этого же следует добиваться, составляя реплики персонажей и текст их песен.
  • Музыкальное сопровождение песен – пример хорошего вкуса. Слова подогнаны под форму музыкальной фразы и отлично запоминаются. Классическая музыка для заставок развивает кругозор. Дети не станут слушать ее в полном виде, но в качестве эпизодов воспринимают естественно.

Привить любовь к мюзиклу – достойная задача педагога. Справиться с ней поможет представленная здесь сказка «Муха-Цокотуха» - спектакль для детей и взрослых.

Комментарии