Театральный режиссёр Павел Осипович Хомский: биография, личная жизнь

Большое количество званий и профессий имел выдающийся человек Павел Осипович Хомский. Он был известным режиссером, народным артистом РСФСР, художественным руководителем Государственного академического театра имени Моссовета, заслуженным артистом Латвийской ССР, профессором, а также заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Биография

До 1941 года мало что известно о том, как жил Хомский Павел Осипович. Личная жизнь режиссера до этого времени освещена мало. Совсем мало информации и о его родителях и семье.

Известно то, что родители Павла были служащими и имели юридическое образование. Он рос не в простой семье. Отца звали Хомский Осип Павлович, он работал в Министерстве бумажной и лесной промышленности на должности юрисконсультанта. Мама Хомская Берта Исидоровна также работала долгое время юристом, даже была избрана народным судьей.

В Москве, в 1925 году 30 марта, появился на свет Хомский Павел Осипович. Национальность никогда не мешала ему в работе, он занимал высокие руководящие должности. Его супруга была 1939 года рождения. В браке Павла и Натальи родились три дочери: Наталья 1959 года рождения, Екатерина 1966 года рождения и Любовь 1975 года рождения.

Павел Хомский имел четырех внуков: Анну, Варвару, Михаила и Эстер.

В тылу врага

Страшная трагедия начала 40-х годов изменила судьбу миллионов людей, в их числе оказался и Хомский Павел Осипович. Биография его резко изменилась в связи с этими событиями.

До 1941 года он обучался в средней школе в Москве. После начала войны решает отправиться на строительство оборонительных укреплений в Смоленской области. В июне сорок первого он выезжает на стройку в составе комсомольской бригады. В это время на эту территорию высадился немецкий десант, и бригада оказалась полностью отрезана от своих солдат, немцы взяли их в плотное кольцо, комсомольцы оказались в тылу врага.

Ничего другого не оставалось, как прорывать окружение. Молодую и неопытную бригаду переформировали в ополчение и под предводительством опытного старшины отправили прорываться к своим солдатам. Несмотря на то что это были не имеющие военного опыта люди, им не раз пришлось вступать в перестрелку с врагом и даже воевать с танками. Большое количество ополченцев погибло, но все же им удалось прорвать вражеское кольцо.

Павел Осипович Хомский на то время не достиг призывного возраста, ему исполнилось всего 16 лет, а всех, кто был старше, сразу же зачислили в ряды действующей армии. Его и всех молодых парней отправили по домам.

Военные годы

Так как по возрасту он не проходил в армию, то отправился жить в Томск к родственникам. В то время отца перевели в Томск на должность заместителя директора завода.

После окончания 10 класса, где он экстерном сдал экзамены, Павел поступает в Ленинградский театральный институт, который эвакуировали в Томск. После второго курса ему приходит повестка о зачислении в ряды Красной армии.

Совсем немного времени он проводит в военном училище и решает подать рапорт о демобилизации на фронт. Его прошение удовлетворяют и сразу же направляют в Горький, где он обучается в артиллерийском полку. Получив специальность артиллерист-наводчик, будущий режиссер Хомский Павел Осипович служил на Западном Фронте.

Начало творческой деятельности

Командование части решает перевести Павла в состав армейского театра эстрады и миниатюр, как только стало известно, что до войны он учился в Ленинградском театральном институте. Этот театр, для поддержания воинского духа, очень часто выезжал с номерами на фронт, а также постоянно посещал разные воинские части Московской области.

В этом театре Павел прослужил до окончания войны. В 1945 году он демобилизовался и решил продолжить свою карьеру. Далее он проходит обучение уже в Москве, в Оперно-драматической студии Станиславского.

Первая работа

В 1947 году он закончил обучение, и его сразу берут сюда же на работу, однако его карьера в Оперно-драматическом театре имени Станиславского продлилась всего год. Павел покидает Москву и отправляется работать в Театр русской драмы в Риге. Тут он работал и в качестве второго режиссера, вместе с А. А. Ефремовым, и актера.

Именно в этом театре Павел Осипович Хомский дебютировал как режиссер. Его первыми спектаклями стали произведения М. Светлова под названием «20 лет спустя» и работа Кальдерона «С любовью не шутят». Пьесы весьма понравились зрителям и получили большое количество положительных рецензий у театральных критиков.

После такого успеха Хомского заметили и предложили перейти работать в Государственный театр юного зрителя Латвийской ССР. Сначала ему дали должность штатного режиссера, а в 1957 Павел Хомский становится главным режиссером.

Работу в театре он совмещал с обучением в ГИТИСе, на факультете театроведения. Перевод на должность главного режиссера театра сделал Павла Хомского знаменитым на весь Советский Союз, как самого молодого главного режиссера, а немного позже ему присвоили звание «Заслуженный артист Латвийской ССР».

За то время, которое он проработал в Рижском театре юного зрителя в должности режиссера, Хомский поставил более сорока спектаклей, каждый из которых был настоящим шедевром.

В 1959 году Хомский, уже в качестве главного режиссера, возвращается в Рижский театр русской драмы. В этих стенах также было поставлено много выдающихся спектаклей, таких как «Голый король» Евгения Шварца, «Иркутская история» Алексея Арбузова, «Океан» Абрама Штейна и много других.

Возвращение на Родину

В те времена в Ригу часто приезжали ленинградские и московские театры. Просмотрев некоторые работы Хомского, руководство Ленинградского театра решило пригласить молодого талантливого режиссера для постановки пьесы «Два цвета» Кузнецова и Зака, а потом и «Проводы белых ночей» Веры Пановой.

Оба спектакля прошли с ошеломляющим успехом. Они понравились не только зрителю, но и руководству театра, в связи с этим успехом Хомскому предложили должность главного режиссера Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.

Но не все шло так гладко. За пять лет работы в этом театре Павел Осипович Хомский поставил большое количество знаменитых спектаклей, однако не все его работы пришлись по нраву представителям номенклатурной верхушки города. Ему несколько раз был вынесен строгий выговор, в том числе за пьесу «В дороге» Виктора Розова. Кстати, именно эту работу режиссер до последних дней считал самым лучшим своим творением.

Комментарии