Борис Черток, советский и российский учёный-конструктор: биография, труды
В России двадцатого века сформировалась целая плеяда научных деятелей, гениальных технарей, вклад которых в покорение Вселенной переоценить невозможно. Есть мнение, что ученый-конструктор Борис Евсеевич Черток занимает среди них особое место. Его коньком стали уникальные разработки «сердец» ракет – управленческих систем. Большое внимание он уделял и развитию спутниковой связи.
Заменили двадцать девятое на первое
Появившись на свет в 1912 году, задолго до Октябрьской революции, Черток умер совсем недавно (в 2011-м). Прожить без малого век и сохранить живой подвижный ум, – это дорогого стоит! «Нужно как можно дольше трудиться во благо общества – в этом секрет», – утверждал Черток. Борис Евсеевич, биография которого началась в Лодзи (сегодня польской, а ранее расположенной на землях Российской империи), пришел в этот мир двадцать девятого февраля. Оформляя свидетельство, предки указали первое марта.
1914 год – время, когда потоки беженцев спасались от ужасов, которые несла Первая мировая война. Убегая прочь от страшных сцен битвы за Лодзь, унося на руках маленького сына, родители думали только об одном: как выжить. Пройдут годы, и мальчик станет академиком, космическим гением. Имя Героя Социалистического Труда, обладателя множества наград вошло не только список «Лучшие авиаконструкторы России», но и в мировые рейтинги покорителей космической нивы.
Увлеченность Чертока техникой проявилась со школьной скамьи. Девятилетку он окончил в 1929-м. Однако годом ранее в журнале «Радио всем» вышла первая разработка простого советского паренька (универсальный ламповый радиоприемник).
На пути к вузовскому диплому
В одна тысяча девятьсот тридцатом году молодой человек пришел на крупнейшее в стране авиационное предприятие - завод № 22. МЭИ (энергетический институт) окончил лишь в сороковом, получив специальность инженера-электрика. К тому времени новоиспеченный специалист имел в активе не одно авторское свидетельство на важные технические решения (все они суперсерьезные, взять хотя бы автоматический бомбосбрасыватель, подчиненный умной электронике).
Доверие коллег «опередило» вузовский диплом. В одна тысяча девятьсот тридцать пятом году талантливый студент-заочник (перед окончанием вуза переходил на дневное) инженерил в КБ, где царем и богом был Виктор Болховитинов (с 1936-го конструкторское бюро действовало на площадях завода № 84, в 1939-м – на предприятии № 293 в Химках).
Здесь Борис Черток трудился все военные годы, начиная с тысяча девятьсот сорокового. Богатый послужной список содержит и такие сведения: специалистом по электрооборудованию (ведущим инженером) он готовил к полету крылатые машины будущих покорителей Северного полюса (руководитель «первопролетцев» - Михаил Водопьянов), а также крылатую машину Сигизмунда Леваневского, на которой храбрец совершил беспосадочный перелет Советский Союз - Америка.
В эвакуации
В Болховитиновском КБ Борис Евсеевич создавал проекты уникального электрооборудования. На их основе сотрудники Всесоюзного электротехнического института собирали образцы приборов, подлежащих строгим испытаниям. Рождающиеся новинки военной техники тяжелые бомбардировщики требовалось оснастить максимально надежными авиационными генераторами и электрическими двигателями переменного тока.
Многим известно имя академика Клавдия Шенфера. Он возглавлял отдел электрических машин электротехнического института и всячески поддерживал молодого специалиста. Шаги по внедрению оригинальных самолетных систем сулили успех. Но тучи сгущались: грянула война против фашистских захватчиков.
В тысяча девятьсот сорок первом году важнейшие предприятия оборонки эвакуировались в глубокий тыл. Многие сотрудники и основное оборудование завода № 293 НИИ-1 НКАП временно осели в Билимбае Свердловской области. Борис Черток вспоминал, как много работали физически при температуре воздуха минус 50 градусов, голодая (весьма скромный продовольственный паек не спасал).
Весной 1945-го в Германию со служебным поручением отправилась специальная группа ученых. Нужно было ненавязчиво изучить отменную ракетную технику немцев. Коллектив возглавил Черток. Борис Евсеевич с честью выполнял миссию до начала 1947-го. Он и Алексей Михайлович Исаев приложили немало усилий для того, чтобы в Тюрингии, контролируемой войсками державы-победительницы СССР, открылось предприятие «Ворон» («Рабе»). Мир лежал в послевоенных руинах, а в гитлеровской цитадели наращивал обороты советско-германской ракетный институт!
Третий рейх еще в 1944-м сделал ракетостроение отраслью новейшей индустрии. Потрясающие разработки немецких ученых подталкивали к росту активности изысканий СССР и США. Черток и его коллеги упорно разрабатывали устройство для осуществления воспламенения топливно-воздушной смеси. Трудные поиски увенчались авангардной системой. Электрическое зажигание ЖРД (жидкостных, или химических ракетных двигателей) стало прорывом. Новинку испытали в одна тысяча девятьсот сорок втором, установив на ближнем истребителе «БИ-1» (отцы-создатели – Березняк и Исаев). В качестве топлива применялись азотная кислота и керосин.
Заветная встреча
НИИ-1 развивал важное направление: системы управления ракетами класса «земля-земля» (межконтинентальные баллистические дальнего действия). В 1946-м на основе «Рабе» начал работу институт «Нордхаузен» (в него также вошли «Монтания», где выпускали "Фау-22, и база Леестене). Имя Главного инженера этого предприятия впоследствии узнала вся планета – С. П. Королев (Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР).
Начиная 1946-го и вплоть до 1950-х Борис Евсеевич совмещал два поста: был замом Главного конструктора Сергея Павловича и начальником отдела систем управления НИИ-88 Мин-ва Вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик. В 1951-м - руководителем Отдела систем управления первого ОКБ. Известные авиаконструкторы России Черток и Королев тесно сотрудничали со дня знакомства до смерти одного из них (последнего не стало в 1966 году).
Вторые роли первого человека
«Отпочкование» от НИИ-88 (1956 г.) стало шагом к новому самостоятельному предприятию под названием «Опытно-конструкторское бюро № 1». С 1957 по 1963 гг. Борис Черток – правая рука Сергея Королева, начальника этой уникальной организации.
Д. т. н. Черток в 1963-м получил должность зама первого лица предприятия по научн. работе и одновременно возглавил филиал № 1, где полным ходом шла разработка космических аппаратов и систем управления ими. После кончины Королева Главным конструктором стал Василий Мишин. Опытный и умнейший Борис Черток стал его заместителем, плюс руководил комплексом ЦКБ экспериментального машиностроения.
С 1974 по 1992 гг. – заместитель Главного (а затем Генерального) конструктора научно-производственного комплекса «Энергия» по системам управления (НПК – бывшее ОКБ-1, затем ЦБКЭМ в разные годы возглавляли В. Мишин, В. Глушко, Ю. Семенов).
Незаменимые бывают
С одна тысяча девятьсот девяносто третьего года и до ухода в мир иной (2011) ас потенциальной «стрельбы во Вселенную» Борис Черток регулярно давал профессиональные рекомендации генеральному конструктору Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева (ранее - ОКБ-1).
Проследив этапы большого пути, сам собой напрашивается вывод: вся деятельность ученого и инженера – это реализация стратегических замыслов, направленных на оснащение ракет и космических аппаратов такими рычагами управления, которые сделают их способными на самый продолжительный полет.
Школой, созданной гениальным ученым, до сих пор гордятся, на нее ориентируются при выработке новых научных направлений. По ней судят об уровне, которого достигла отечественная космическая техника, пилотируемая человеком. Чертоком разработана теория незыблемости конструкций, организации производства рулевых машин и приводных устройств.
Все независимо и едино
Решение базовых вопросов стимулировало дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода. Стало возможным выпускать сложные механизмы для проведения стыковки кораблей, появилась гидравлика с цифровым управлением и многое другое. Человек смог продолжительно пребывать в условиях космического пространства.
Черток Борис Евсеевич и его коллеги разработали азы проектирования автономных приборов как составной части единой системы межконтинентальных ракет. Их титанический труд сделал реальностью ракеты для выведения полезной нагрузки (носители).
Вплотную приступили к изучению закономерностей распределения выхода из строя технических устройств и конструкций (теория надежности). Стали прояснятся причины и модели возникновения неполадок. Качественный скачок привел к появлению межконтинентальной ракеты Р-7. Дальнейшие принципы оттачивались на модификациях этого чуда военной техники.
Помнил всех, помнил все
В 1999 году в свет вышла книга, которую составили четыре монографии. С тех пор и по настоящее время это бестселлер, «космическая энциклопедия», которую мечтали заполучить специалисты разных стран, миллионы рядовых читателей. На незамысловатой обложке выведено: "Б. Е. Черток «Ракеты и люди»". Все гениальное просто, но как сложно!
Супруга конструктора Екатерина Голубкина (1910-2004) настояла на том, чтобы муж, чья трудовая биография долгие годы скрывалась под грифом «секретно», рассказал потомкам о тех, с кем трудился бок о бок. Выдающиеся ученые развивали ракетно-космическую науку, создавали неведомую ранее отрасль промышленности.
До жителей XXI века дошли ценнейшие воспоминания о становлении отрасли. Ознакомившись с первым томом, можно в мельчайших подробностях изучить ход напряженного поединка разума: советские ученые против английских и американских специалистов.
В книге № 2 конструктор рассказывает о горячем времени, предшествовавшем запуску космического летательного аппарата, вращающегося вокруг Земли по геоцентрической орбите (искусственного спутника), о полетах фантастических аппаратов, устремленных к Луне, Венере, Марсу. Немало страниц посвящено истории создания «Востока», на борту которого в неизведанную даль отправился Юрий Гагарин.
Послание потомкам
В третьем томе Борис Черток рассказывает о том, как советский человек стал первопроходцем в создании орбитальных станций. На Западе и в СССР было написано немало статей и книг по истории космической программы страны победившего социализма. Есть мнение, что воспоминания академика Бориса Чертока стали самыми информативными, подробными. Книга «Ракета и человек» не раз переиздавалась в стране и за рубежом.
В последней, четвертой монографии ученый ведет увлекательный рассказ о программе, охватывающей период с 1968 по 1974 годы, когда один за другим следовали победы американцев в исследовании ближайшего спутника Земли - Луны.
Одной из отличительных особенностей данного тома является подробное описание происхождения советского проекта, который начал реализовываться в 1970-х со строительства космических станций «Салют» и завершился многомодульным комплексом «Мир» (1980-е).
Наиболее запоминающиеся главы связаны с трагедией «Союза-11», когда погибли космонавты Добровольский, Волков и Пацаев. Завершает книгу описание конца программы N-1 и рождения МКС «Энергия-Буран» под руководством Глушко. Это захватывающий воображение взгляд изнутри на политические, технологические и личные конфликты в то время, когда советская космическая программа была в самом зените.
В две тысячи девятом году Первый канал Российского телевидения организовал премьерный показ документального фильма телестудии Роскосмоса «Борис Черток. Выстрел во Вселенную». Великий человек, обладатель многих наград, совесть всех инженеров современной эпохи, как всегда, говорил правду, никого не обижая, не унижая, размышлял о прожитом и пережитом. В последних кадрах он попросил прощения у молодых ученых за то, что его поколение не смогло сохранить великую державу - СССР.