Узлы "штык": их разновидности и схемы вязания
Морское или рыбацкое дело просто не может обходиться без узлов. Опытный рыбак всегда сможет надежно объединить разные виды лески, привязать крючок или другие снасти.
Очень полезно знание различных узлов для тех, кто ходит рыбачить в море. Нужно знать, как завязать узел, чтобы он не развязался в неподходящий момент. Узлы «штык» позволяют создавать незатягивающуюся петлю, они очень просты в исполнении, но крепки и достаточно надежны.
Полезное об узлах
Узлом называют старинный способ соединения одной или нескольких веревок. Это происходит за счет переплетений и связывания «корневого» и «ходового» концов веревки, лески или каната.
Корневой конец – та часть троса, которая зафиксирована в неподвижном состоянии. Он представляет собой незакрепленную часть веревки, с помощью которой мы и получаем определенный узел.
Все узлы принято разделять на определенные группы по назначению. Узлы «штык» являются незатягивающимися. Чаще всего их используют в рыболовном и морском деле.
Разновидности
Простой полуштык
Из узлов, которые не затягиваются, именно полуштык является наиболее простым в исполнении. Делают его так им образом: вокруг опоры обносят ходовой конец, затем его же оплетают вокруг коренного конца каната, в итоге ходовой конец нужно пропустить в петлю, которая только что образовалась. Завершают работу страховочным узлом, который вяжут ходовым концом.
Этот простой в исполнении узел способен выдержать сильную тягу. Он может переместиться к опоре, но никогда не затянется.
Простой штык
Этот узел получают, объединяя два полуштыка. В этом варианте число полуштыков не должно превышать 3 – этого будет достаточно, к тому же от большего их количества прочность узла выше не станет.
В данном случае использование страховочного узла является обязательным. Узлы «штык» считаются очень надежными. Они применяются, когда веревку нужно закрепить на опоре для сильной тяги (буксировка автомобиля или наведение навесной переправы).
Штык со шлагом
Главным отличием этого узла от предыдущего является наличие второго шлага вокруг опоры. Наличие второго шлага сделает узел более надежным. В данном варианте также необходимо применение страховочного узла.
Якорный узел (рыбацкий штык)
Именно этот узел моряки называют самым надежным при креплении якоря к канату. Данный вариант схож с узлом «штык со шлагом», однако имеется одно существенное отличие. Веревку в "рыбацком штыке" протягивают также через второй дополнительный шлаг, который обхватывает опору. Даже при сильной тяге морской узел «штык рыбацкий» не стягивается и держит очень крепко.
Туристический штык
Такое название получил неправильный (перевернутый) "штык". Зачастую его применяют именно туристы.
Узел "штык": как вязать
«Простой штык» - один из наиболее простых узлов, которые не затягиваются. Чтобы правильно его выполнить, необходимо, начиная сзади, обернуть ходовой конец каната вокруг объекта. Далее его нужно обернуть вокруг коренного конца один раз и продеть в получившуюся петлю. Рабочий конец необходимо еще раз пронести поверх коренного, обернуть его и вывести через вторую образовавшуюся петлю.
Даже если коренной конец веревки будет нагружен, узлы «штык» все равно не будут затягиваться. Их всегда можно развязать, не снимая нагрузку с коренного конца.
Как завязать "двойной штык"
Якорный узел (именно так еще называют "двойной штык") - это яркий пример незатягивающихся узлов, который пользуется популярностью у моряков с давних времен, а все благодаря надежности.
Правильно его можно выполнить таким способом:
- ходовой конец протягивают в якорное кольцо сзади;
- через это кольцо в том же направлении ходовой конец веревки протягивают еще раз;
- далее этот конец пускают за коренным и протягивают через две только что образовавшихся петли;
- затем ходовой конец протягивают за коренным, а потом – перед ним, и направляют в петлю – таким образом получается полуштык;
- в итоге узел затягивают, а два конца каната стягивают и закрепляют бечевкой.
Советы
- "Простой штык" не рекомендуют использовать при привязывании крючка на синтетическую леску. Если тяга будет очень большой, узел будет скользить.
- Узел под названием «штык со шлагом» имеет большое преимущество – его достаточно просто развязать. Хоть он и не считается надежным, моряки и рыбаки используют его довольно часто.
- Двойной штык – узел, который чаще всего используют для крепкого и надежного крепления троса с якорем.
- Нужно помнить, что правильно завязанный узел никогда не подведет. Преимущество всех видов узла «штык» заключается в том, что они никогда не развяжутся самостоятельно при натяжении. При этом, если они были завязаны правильно, их очень легко развязать.
Узел штык и все его разновидности надежны и достаточно прочны в случае, когда веревка сильно натянута. Если нагрузки на веревку носят переменный характер, узел может развязаться. Поэтому, применяя одну из разновидностей узла "штык", необходимо вязать дополнительный страховочный узел или же фиксировать ходовой конец каната бечевкой или тонким шнуром.