Правильность речи - залог успеха
Культура речи является сравнительно молодой областью науки о языке. В качестве самостоятельного раздела данного учения она оформилась благодаря влиянию радикальных социальных изменений, которые произошли в нашей стране за последние годы. В частности, усиленное внимание к повышению уровня культуры речи обусловлено приобщением народных масс к общественной деятельности.
Как человек использует свою речь в коммуникативных целях? Какая она у него - правильная или неправильная? Когда человек фактически не допускает ошибок в образовании и употреблении форм слов, в произношении, в построении предложений, в этом случае имеет место быть правильность речи. Но этого недостаточно. Речь вполне может быть правильной, но все же плохой. Говоря иными словами, она может не соответствовать условиям и целям общения. Само понятие хорошей, грамотной речи включает в себя три основных признака: точность, богатство и выразительность.
Точность речи – это подбор таких слов и предложений, которые самым лучшим образом способны выразить содержание того или иного высказывания, раскрыть его тему, главную мысль. Богатая речь – это когда человек обладает крайне богатым словарным запасом и умело и грамотно его использует. Выразительность обычно создается при помощи подбора языковых средств, которые максимально соответствуют задачам и условиям общения.
Правильность речи – это не что иное как соблюдение действующих норм русского литературного языка. Если человек наделен правильной, хорошей и грамотной речью, он способен достичь наивысшего уровня речевой культуры. То есть, он не только не позволяет себе допускать ошибки, но и умеет самым лучшим образом выстраивать свои высказывания, учитывая цель общения, а также подбирать наиболее уместные в каждом отдельном случае слова и их сочетания с учетом обстоятельств.
Правильная речь – это один из важнейших показателей культурного уровня человека в общем. Ведь для того, чтобы устное выступление перед публикой было успешным, оно должно быть понятным и выразительным, а это все достигается ясным и четким произношением, правильными ударениями в словах, а также интонацией. Когда правильность речи отсутствует, ошибки в произношении сильно отвлекают слушателя от содержания выступления, следовательно, общение затрудняется, а степень воздействия ослабевает.
Кроме того, речь часто портится, когда ее «загрязняют» словами-паразитами или диалектизмами. Что это за загрязнители? Слова-паразиты не несут в себе никакой смысловой нагрузки, то есть, если их полностью убрать из предложения, оно ничуть не изменит своего смысла, зато правильность речи заметно возрастет. Да и на слух речь, лишенная таких слов, звучит куда приятнее. Что бы вы подумали о человеке, если бы он свое стихотворение написал так: «Над седой типа равниной моря ветер как бы тучи собирает, и вообще, между тучами и морем гордо реет блин буревестник»? Наверняка такого поэта вряд ли включили бы в школьную программу.
Что же касается диалектизмов, эти языковые особенности, характерные для отдельных территорий страны, также частенько вкрапляются в литературную речь. Это является отступлением от нормы. Диалектизмы различают следующим образом: фонетические (например, «яканье» - «пятух», «сястра» и т.д., или в окончании буква «х» вместо «г» - «снех», «врах», «друх»); грамматические («сидять», «бегуть», «иди до дома» и т.п.); словообразовательные («особливо» вместо «особенно», «черница» вместо «черника» и т.д.); лексические (слова-синонимы, которые соответствуют литературным: «дюже» - «очень», «кочет» - «петух»; синонимы, которые имеют иное значение: «погода» - «ненастье», «худой» - «плохой» и др.).
Конечно, употребление таких слов возможно, если необходимо придать своему рассказу больше колорита, но постоянное их использование, несомненно, портит правильность речи и способно создать о вас впечатление человека, недостаточно владеющего нормами литературного языка.