Системный эффект: суть, примеры

Мир естественных и искусственных систем объективно существует и самостоятельно развивается. Результаты технического прогресса выражают волю и действия своих создателей, как правило, на начальных стадиях внедрения.

Человек создает системы в самых разнообразных областях применения, причем создание одних, часто меняет содержание других. Так, новое предприятие с нетрадиционным циклом производства или нетипичной продукцией для конкретной территории с течением времени меняет ее социально-экономический облик: возникает как прямой системный эффект, так и косвенный.

Не всегда можно рассчитать результат человеческого творчества, а определить все последствия внедрения искусственных систем достаточно трудно.

Динамика изменения одной системы: пример

Интернет - общедоступный пример искусственной системы, которая уже давно и непрерывно живет собственной жизнью. Многие процессы здесь не поддаются человеческому влиянию.

Общедоступно, что облачные технологии не так давно стали популярны, но никто не знает, что они были реализованы еще в 1991 году, правда это был не тот автор, не тот уровень и не тот размах. Но факт: the Air Art technology существовала и существует по сей день в пределах ограниченной доступности.

Более простой пример - еще до появления систем управления сайтами было общепринято верстать сайты в таком стиле, когда страница самостоятельна, а связи между страницами обуславливают единство (полноценную систему) - сайт. Каждая страница улетает с сервера в браузер пользователя целиком.

Появление систем управления сайтами (CMS) обусловило новый системный эффект: разработчик стал делать сайт в сотни раз быстрее, а функциональность от конкретного коллектива разработчиков CMS стала естественным основанием для страниц конкретного сайта. Но это мнимый результат, не столько качественный, сколько количественный.

Именно "Гугл" приложил руку к кардинально новому положению вещей, создав свои знаменитые карты. Но эффект здесь вовсе не в них и уж точно не в их популярности, просто это был самый крепкий стимул перейти технологиям разработки ресурсов сети Интернет на AJAX.

С тех пор технология любого ресурса в Сети: никакой полной загрузки страницы. Страница формируется динамически и обновляется только в том месте где это на самом деле нужно! В чем суть системного эффекта? В том что раньше страница была неделимым целым, а стала динамичной системой, доступной по синтаксическим и семантическим составляющим, а также по элементам каждой составляющей.

Антисистемные системы

В 90-е годы появилась интересная идея совместить теорию решения изобретательских задач и компьютер: создать "Изобретающую Машину". Идея была не только оригинальна, но и безусловно практична. А результат не оправдал надежд.

Возможно, что системный эффект сработал в обратном направлении: за основное инструментальное средство был выбран язык логического программирования Prolog. Но оказалось, что логика предикатов - это не есть способ объяснить, как работает мышление (так заявлено в описании языка). И уж как язык искусственного интеллекта, Пролог не состоялся не только в отношении "Изобретающей машины".

Понять в чем суть системного эффекта (примеры, эксперименты, теория и т. п.) легко: оторви у самолета крыло и пропадет возможность летать. Отключи на хлебозаводе электричество и никакого хлеба не будет. То что останется здание, а в нем оборудование, зерно, дрожжи, ингредиенты и люди - вовсе не тот эффект.

Между тем история пестрит многочисленными примерами, когда самолет летел и садился не только без крыла, но и без хвоста. Иные умельцы могли посадить самолет, в котором руль высоты заклинило на движение вверх. Пилот просто перевернул пассажирский лайнер, а перед самой землей вернул машине нормальное положение и скинул скорость: самолет сел, жизни пассажиров были спасены.

Объективная реальность и искусственные системы

Идеальны и живучи все естественные системы. В природе повсеместно можно наблюдать системный эффект. Примеры тому - и сам человек, и лес, земля, вода, воздух. Много раз человек пытался управлять естественными системами: ставил плотины, перевозил животных, переносил растительность из одних природных условий в другие.

Часто такие эксперименты оказывались удачными, и новая конструкция показывала реальный системный эффект. Иные идеи не давали результата. Нарушение объективных законов приводило естественное положение вещей в очевидно другое состояние. Тогда в чем суть системного эффекта? Приведите свои идеи к соответствию объективной реальности, и нужный результат никогда не заставит себя ждать.

Идея изобретающей машины вполне могла состояться в момент своего рождения, всего-то нужно было правильно ее поставить на нужные рельсы. Ведь начало ТРИЗа лежит в обобщении массы физических, химических, технологических и вообще очень многих изобретений. Так почему тогда компьютер не поставил производство изобретений на поток и не сделал человека счастливым?

Пространство и точки в нем

Рассматривать пространство вне времени сложно, а достигнутый уровень знаний еще неуверенно чувствует себя даже в давно открытых законах электричества, магнетизма, гравитации. Однозначно, есть еще и другие законы, о которых человек вовсе не знает.

Уверенно можно утверждать, в чем суть системного эффекта. Согласно объективной реальности, всякая система состоит из внутренних подсистем, но сама при этом входит в надсистему. Только когда систему можно объективно назвать "пространство-время" - она является высшей и единственной системой. Хотя если верить фантастам, философам и физикам, проповедующим реальность различных измерений и параллельных миров, то у человека будет еще много открытий.

Но если не подниматься выше доступных знаний и ориентироваться на объективную реальность, то можно представить пространство, как систему точек, а каждую точку системой точек. Тогда постановка вопроса - приведите пример системного эффекта - будет иметь всего три составляющие:

  • описать точку, как она есть;
  • описать системы внутри точки, как они взаимодействуют;
  • описать взаимное участие точки и ее подсистем с окружающим пространством.

По большому счету, иную систему вовсе не обязательно описывать или анализировать. Это может быть интересно только в виде опыта или удовлетворения собственных интересов. Но некоторые системы интересны и очень важны для общественного сознания.

Интеллектуальная экскурсия

Во времена, когда властвовал Пролог (Prolog), Лисп (Lisp) и идеи искусственного интеллекта, имел законный авторитет язык ассемблера - язык машин. Вариантов его было не так много, поскольку количество архитектур было невелико, но важно только одно - Ассемблер никогда не можно было отнести к языку искусственного интеллекта. На нем даже неприлично было писать что-то прикладное, да и на системные вещи уже тогда позиционировался С/С++, а иногда и Pascal с ассемблерными вставками.

Даже если не понимать ничего из области искусственного интеллекта, трудно отрицать объективность следующих моментов, характерных для интеллекта естественного:

  • он ситуативный;
  • репродуцирующий;
  • контекстуальный;
  • трансформационный.

Ситуативный уровень

Первый момент - ребенок, который учится играть, говорить, действовать. Все его решения зависят от окружающей ситуации. Есть мяч, будет мяч и все что с ним связано, пока не надоест. Есть мама, будет мама, а если рядом папа, то первое слово будет «папа». Некоторые ученые приводят примеры племен, которые еще не вышли из джунглей и промышляют охотой, или вспоминают древние племена, которые промышляли охотой и рыболовством, занимались наскальной живописью.

Здесь речь или поведение понимаемо только в зависимости от ситуации (среды), в которой находится система (ребенок, человек). Вовсе не обязательно вспоминать про древние обряды передачи информации танцами, криками, жестами. Любой человек в любом возрасте попадает на ситуативный уровень развития, оказываясь в незнакомой и непредвиденной ситуации.

Репродуцирующий и контекстуальный уровни

Момент репродукции - обобщение ситуативных знаний, когда уже есть понятие, что окружность - это и мяч, и арбуз, а машиной будет и троллейбус, и автобус, и любой объект на четырех колесах с моторчиком.

Момент контекста - применение всех накопленных знаний, реальное принятие решений и по мячу, и по арбузу и перенос их по аналогии на другие предметы и ситуации.

В чем суть системного эффекта: абсолютный вариант

Все просто. Итак, на ассемблере известной ЭВМ PDP-11 была реализована интеллектуальная система. История умалчивает ее имя, но суть заключается в том, что она была рассчитана на простые математические вычисления: всего четыре арифметических действия.

Авторский минимум система выполнила, находясь на ситуативном уровне с элементами контекстуального, она запоминала и узнавала предметы, говорила "мама" и "папа", ориентировалась в ситуации, в общем напоминала ребенка на кроваточно-колясочной стадии развития.

Системный эффект? Отнюдь, система была бесполезна по сути, но весь фокус был в том, что совершенно посторонний человек, желая показать бесполезность и непрактичность системы, не зная о ней ничего, научил ее четырем арифметическим действиям, а также делить и умножать число на ноль.

Система и трансформационный момент

Говорить о системном эффекте всегда можно. Действительно, и самолет, и корабль, и хлебозавод - это реальные системы, части которых имеют свои личные системы. И только совокупность личных частей создает новое качество, новый функционал.

Случаи, когда подсистема выходит из строя, нарушают работу системы в целом в определенной части. Но нельзя утверждать, что качество системы теряется. Просто нарушается функционал. Чем больше урон нанесен системе, тем меньше от нее проку.

Любая естественная система обеспечивает не только свое самовосстановление, но и адаптацию к изменяющейся окружающей среде. Готовность к выполнению непредусмотренных действий, к ориентации в незнакомой среде - вот в чем суть системного эффекта.

Если искусственная система создана с ориентацией на выживаемость и адаптируемость, ее качество и функционал будут востребованы и эффективны.

Комментарии