Палубный вертолет «Минога»: описание и интересные факты

Российский перспективный палубный вертолет "Минога" должен сменить на боевом посту заслуженного "ветерана" Ка-27. Авиаэксперты сходятся во мнении, что новая машина при меньших габаритах будет гораздо мощнее предшественника, а современное оснащение и грамотная комплектация сделают ее грозным и действенным оружием.

Основной вертолет флота

С 1981 года главным авиационным средством обнаружения подводных лодок противника и проведения поисково-спасательных операций в составе Военно-морского флота России служит палубный вертолет Ка-27.

Навигационное, пилотажное и противолодочное (автоматизированная поисково-прицельная система "Осьминог") оборудование, весьма инновационное для своего времени, постепенно утратило актуальность и морально устарело. После многочисленных вариантов модернизации машины (всего было произведено более 400 единиц) стало очевидно, что палубной авиации необходим качественно новый вертолет.

Прирожденный хищник

С 2016 года ведутся летные испытания четырех опытных образцов морского варианта знаменитого "Аллигатора" - Ка-52К "Катран". От сухопутного собрата машину отличают складывающиеся лопасти и несущие консоли, усиленные стойки шасси и дополнительная антикоррозийная обработка. Тактико-технические характеристики "Катрана" выше всяких похвал, а полезная боевая нагрузка, превышающая две тонны, делает геликоптер настоящим летающим арсеналом.

Но дело в том, что машина создавалась специально для авианосцев и вертолетоносцев (в частности, под незабвенные "Мистрали"). Возможно размещение вертолета и на больших противолодочных кораблях, а вот эксплуатация на эскадренных миноносцах и ракетных крейсерах сопряжена с определенными проблемами.

Приоритетное направление

С 2015 года в конструкторском бюро АО "Камов" по заказу Минобороны Рф стартовал проект по созданию многофункционального морского геликоптера. Официальную информацию о новом изделии 450 (корабельный вертолет "Минога") трудно назвать исчерпывающей. На прошедшей в рамках выставки Helirussia-2016 пресс-конференции один из руководителей холдинга "Вертолеты России" поведал журналистам о начале опытно-проектировочных работ.

Генеральный конструктор и непосредственный руководитель проекта С. Михеев (АО "Камов"), отвечая на вопросы корреспондента ТАСС, подтвердил, что создание многовариантного перспективного вертолетного комплекса - приоритетный вектор деятельности его подразделения. Палубный вертолет "Минога" пройдет государственные испытания не раньше чем через десятилетие. На данный момент согласована техническая конфигурация машины, размеры привязаны к корабельным стандартам, определены главные тактико-эксплуатационные и экономические характеристики, проведены аэродинамические испытания корпуса. По убеждению конструктора, первый опытный вертолет "Минога" поднимется в небо в 2020 году. В будущем планируется разработка общевойсковой и гражданской версии машины.

Мнения авиаэкспертов

Авиационный эксперт В. А. Карнозов и военный летчик Д. Дрозденко сходятся во мнении, что создаваемый аппарат будет иметь не столь впечатляющие габариты, чем его предшественники. Это позволит ему базироваться на кораблях меньшего размера, а на судах классов фрегат и корвет вместо одной старой машины разместить две новые. В связи с усовершенствованием и миниатюризацией радиоэлектронной базы максимальный взлетный вес геликоптера специалисты указывают в районе пяти-шести тонн (для Ка-27 эта цифра составляет 12 т).

Морской вертолет "Минога" будет иметь традиционную для "камовских" машин соосную схему. Преимущество такой конструкции не только в особенностях аэродинамики: отсутствие заднего рулевого винта позволяет ограничить размеры фюзеляжа диаметром несущих винтов. Применение композитных материалов и особая форма лопастей, минимизирующие на больших скоростях возможность срыва воздушного потока, снижают сопротивление и увеличивают скорость полета машины до 320 км/ч.

"Умное" железо

"Объединенная приборостроительная корпорация" активно включилась в проект "Минога". Вертолет планируется оснастить новейшим комплексом связи, разработанным структурным подразделением ОПК - нижегородским НПП "Полет". В автоматизированную комплексную систему управления с перепрограммируемой платформой интегрированы подсистемы самодиагностики и оптимизации режимов работы. Защищенные и помехоустойчивые широкополосные каналы связи способны обеспечить передачу не только голосовой информации, но и трансляцию видеопотока, навигационных и радиолокационных данных. При этом максимально уменьшено количество внешних антенн. Так, антенную систему "Аист-62" предполагается встраивать в корпус фюзеляжа вертолета.

Разработанный комплекс легко интегрируется в любые автоматизированные системы ведения боя и управления войсками. Специалисты "Полета" продолжают работы по совершенствованию и модернизации приборов и оборудования.

Силовая установка

Вертолет "Минога" предполагается комплектовать двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В (или, по некоторым данным, адаптированными вариантами ВК-2500).

Силовые агрегаты нового поколения просты в обслуживании, обладают значительным ресурсом. Модульная конструкция гарантирует хорошую ремонтопригодность в эксплуатационных условиях. Топливная экономичность обеспечивается высоким уровнем параметров и КПД основных узлов и агрегатов. Более подробную информацию вы можете видеть в таблице ниже.

Технические характеристики ТВ7-117В
Максимальная мощность (л. с.)3500
Мощность при взлетном режиме (л.с.)2500
Мощность при крейсерском режиме (л.с.)1650
Расход топлива г/л. с.*ч208
Общий ресурс (час)6000 (в перспективе - 12000)
Межремонтный интервал1500
Длина (м)1,78
Высота (м)0,727
Ширина (м)0,635
Масса (кг)380

Морской дьявол

Противолодочное оборудование нового проекта держится в строжайшем секрете, но уже сейчас специалисты называют вертолет "Минога" кошмаром для подводных лодок. С уверенностью можно сказать, что в этом отношении показатели палубного Ка-92 будут намного превосходить возможности его предшественника, до сих пор считающиеся уникальными. Ка-27 с уверенностью обнаруживает, отслеживает и ликвидирует субмарины, функционирующие на глубинах до 500 метров при скорости до 75 км/ч. Максимальное удаление геликоптера от судна базирования достигает 200 км. Вертолет выполняет поставленные боевые задачи в любое время суток при непростых метеоусловиях и волнениях морской поверхности до 5 баллов по шкале Бофорта (высота волн - до 2,5 м, скорость ветра - до 10 м/с).

Смена поколения

Продолжающаяся эксплуатация аппаратов Ка-27 позволит инженерам и военным специалистам довести до совершенства создаваемый вертолет "Минога". Называя десятилетний период реализации проекта, генеральный конструктор АО "Камов" С. Михеев уточнил, что только после испытания геликоптера в армии и на флоте можно говорить о "рождении" новой модели. Для работы над проектом будет использован полувековой опыт вертолетостроения холдинга и эксплуатации винтокрылых машин.

Следует отметить, что разговоры о новом морском вертолете пятого поколения для ВМФ России упорно ведутся с 2009 года. Сведения о нем в различных источниках весьма противоречивы и, по-видимому, связаны с секретностью разработок и производства. Сам факт подтверждения высшими руководителями холдинга "Вертолеты России" начала работ гарантирует, что в ближайшее десятилетие флот получит новый корабельный вертолет.

Комментарии