Мир художественной культуры Возрождения: принципы и идеалы
Возрождение (или Ренессанс) — особенный важнейший этап в развитии мировой художественной культуры. Колыбелью Возрождения были Рим, Флоренция, Неаполь и Венеция. Это было загадочное и неоднозначное время, когда дикость, жестокость и невежество сочетались с почти героическими проявлениями гуманизма.
Особенности эпохи
Для этого времени прежде всего было характерно понимание необходимости обновления человека, его мыслей, образа жизни и сознания. Это обновление начиналось с новой пространственно-временной ориентации. Пространство становилось сферой самоутверждения человека в мире. Появилось осознание того, что выражением структуры пространства и времени является форма, с помощью которой человек стремился овладеть миром явлений.
Мир художественной культуры Возрождения (7 класс): таблица.
Перспектива
В эпоху Ренессанса математическое понятие "перспектива" получило развитие в искусстве. Теорией перспективы занимались многие выдающиеся художники Возрождения. Перспектива стала ощутимым шагом в сближении человека и мира.
В средние века термином "перспектива" обозначали математическую теорию зрения. Еще Евклид изобразил геометрическое восприятие окружающих предметов. Лучи, идущие от глаза к предмету, он представил в виде пирамиды, вершина которой находится в глазу, а основание на поверхности предмета. Позже Брунеллески поставил на пути лучей плоскость картины, получив перспективное изображение предмета. Это открытие дало художникам Возрождения осуществить так называемый прорыв плоскости и завоевать иллюзорное пространство, которое раздвинулось вглубь и ушло за пределы плоскости.
Художники Возрождения определили перспективу как видимые издали вещи, представленные в определенных и данных пределах пропорционально в зависимости от расстояний и размеров.
Леонардо да Винчи установил структуру перспективы:
- Первая перспектива содержит очертания предметов.
- Вторая говорит об уменьшении и ослаблении цвета на разном расстоянии.
- Третья показывает потерю отчетливости.
Таким образом, художники Ренессанса исчисляли глубину пространства и создавали эффект присутствия.
Природа и мир художественной культуры Возрождения
В итальянской культуре эпохи Ренессанса пейзаж из нейтрального фона превращался в активное пространство. Мастерами в передаче света и цветового богатства окружающего мира были:
- Лоренцо Лотто;
- Беноццо Гоццоли;
- Сандро Боттичелли;
- Франческо Косса;
- Карпаччо;
- Пьетро Перуджино;
- Леонардо да Винчи;
- Микеланджело;
- Рафаэль;
- Корреджо;
- Тициан;
- Джованни Беллини.
Музыка Ренессанса
Музыка — это мощнейшая ветвь культуры Возрождения: она ориентировала слушателей на вечное, презрев преходящее. Особенностями музыкальной школы эпохи являлись простота, ясность, легкость фактуры, гармоничное изящество.
Величайшими музыкантами эпохи Ренессанса были:
- Джованни Палестрина;
- Андриан Виллаэрт;
- Жоскен Депре;
- Андреа Габрили;
- Джованни Габриэли.
Архитектура
Основной задачей, которую ставили перед собой светлые умы эпохи Возрождения, было создание прекрасного. Так как архитектура призвана организовывать пространство в утилитарно-эстетических целях, архитекторы Ренессанса много внимания уделяли законам пропорционирования, но, в отличие от античных мастеров, они создавали свои творения для людей и думали также об их удобстве.
Литература
Литература Возрождения, как и произведения искусства, была пропитана любовью. Одной из характерных черт ее было противоречие между индивидуализмом и самоотдачей, растворение любящего в любимом рассматривалось как полная утрата свободы. А свобода — то жизнь, поэтому любящий человек, утратив свободу, погибает. Литература Ренессанса пропитана страданиями, но также и утверждением того, что только любовь делает человека прекрасным и чистым.
Северное Возрождение
Особое место в мировой культуре эпохи занимает Северное Возрождение. Главные идеалы художественной культуры Северного Возрождения:
- преобладание пантеистических взглядов на мир;
- внимание к деталям;
- демонстрация несовершенства мира и вездесущности вселенского зла;
- акцент на страданиях;
- поэтизация среднего человека;
- единство трагического и комического;
- почтительное отношение и одухотворение вещей;
- протестантская позиция будней;
- отказ от замкнутой композиции;
- смысловая насыщенность;
- сильная символика.
Яркими представителями Северного Возрождения были:
- Френсис Бэкон;
- Монтень;
- Босх;
- Франсуа Рабле;
- Шекспир;
- Мигель Сервантес.
В чем главный смысл?
Если представлять мир художественной культуры Возрождения кратко, можно сказать, что в эпоху Возрождения изменяются представления людей о пространстве и времени. Дифференцируется духовное и земное. Важнейшими нравственными ценностями считаются любовь и достоинство.
В период Высокого Возрождения художественное выражение получает идеальная модель мира и человека в творчестве Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи:
- Работы да Винчи были ориентированы на человека, живущего в природном континууме.
- Микеланджело заботила история души, культуры, идей.
- Рафаэль пытался достичь нравственного и эстетического идеала.
В итальянском Возрождении природа являлась не только средой обитания, но и одним из источников наслаждения.
Согласно концепции Возрождения, главенствующая роль человека требовала его активности: он стремился достичь гармонии в мире и в самом себе.
Наряду с итальянским, существовало Северное и Испанское Возрождение.
Мир художественной культуры Возрождения: таблица
Предлагаем самостоятельно выполнить задание. Тема: "Мир художественной культуры Возрождения (7 класс). Таблица на данную тему - ниже.
Заполнив таблицу, вы еще раз убедитесь, что изобретениями и достижениями великих мастеров эпохи Возрождения человечество пользуется и по сей день.