Мир художественной культуры Возрождения: принципы и идеалы

Возрождение (или Ренессанс) — особенный важнейший этап в развитии мировой художественной культуры. Колыбелью Возрождения были Рим, Флоренция, Неаполь и Венеция. Это было загадочное и неоднозначное время, когда дикость, жестокость и невежество сочетались с почти героическими проявлениями гуманизма.

Особенности эпохи

Для этого времени прежде всего было характерно понимание необходимости обновления человека, его мыслей, образа жизни и сознания. Это обновление начиналось с новой пространственно-временной ориентации. Пространство становилось сферой самоутверждения человека в мире. Появилось осознание того, что выражением структуры пространства и времени является форма, с помощью которой человек стремился овладеть миром явлений.

Мир художественной культуры Возрождения (7 класс): таблица.

Перспектива

В эпоху Ренессанса математическое понятие "перспектива" получило развитие в искусстве. Теорией перспективы занимались многие выдающиеся художники Возрождения. Перспектива стала ощутимым шагом в сближении человека и мира.

В средние века термином "перспектива" обозначали математическую теорию зрения. Еще Евклид изобразил геометрическое восприятие окружающих предметов. Лучи, идущие от глаза к предмету, он представил в виде пирамиды, вершина которой находится в глазу, а основание на поверхности предмета. Позже Брунеллески поставил на пути лучей плоскость картины, получив перспективное изображение предмета. Это открытие дало художникам Возрождения осуществить так называемый прорыв плоскости и завоевать иллюзорное пространство, которое раздвинулось вглубь и ушло за пределы плоскости.

Художники Возрождения определили перспективу как видимые издали вещи, представленные в определенных и данных пределах пропорционально в зависимости от расстояний и размеров.

Леонардо да Винчи установил структуру перспективы:

  1. Первая перспектива содержит очертания предметов.
  2. Вторая говорит об уменьшении и ослаблении цвета на разном расстоянии.
  3. Третья показывает потерю отчетливости.

Таким образом, художники Ренессанса исчисляли глубину пространства и создавали эффект присутствия.

Природа и мир художественной культуры Возрождения

В итальянской культуре эпохи Ренессанса пейзаж из нейтрального фона превращался в активное пространство. Мастерами в передаче света и цветового богатства окружающего мира были:

  • Лоренцо Лотто;
  • Беноццо Гоццоли;
  • Сандро Боттичелли;
  • Франческо Косса;
  • Карпаччо;
  • Пьетро Перуджино;
  • Леонардо да Винчи;
  • Микеланджело;
  • Рафаэль;
  • Корреджо;
  • Тициан;
  • Джованни Беллини.

Музыка Ренессанса

Музыка — это мощнейшая ветвь культуры Возрождения: она ориентировала слушателей на вечное, презрев преходящее. Особенностями музыкальной школы эпохи являлись простота, ясность, легкость фактуры, гармоничное изящество.

Величайшими музыкантами эпохи Ренессанса были:

  • Джованни Палестрина;
  • Андриан Виллаэрт;
  • Жоскен Депре;
  • Андреа Габрили;
  • Джованни Габриэли.

Архитектура

Основной задачей, которую ставили перед собой светлые умы эпохи Возрождения, было создание прекрасного. Так как архитектура призвана организовывать пространство в утилитарно-эстетических целях, архитекторы Ренессанса много внимания уделяли законам пропорционирования, но, в отличие от античных мастеров, они создавали свои творения для людей и думали также об их удобстве.

Литература

Литература Возрождения, как и произведения искусства, была пропитана любовью. Одной из характерных черт ее было противоречие между индивидуализмом и самоотдачей, растворение любящего в любимом рассматривалось как полная утрата свободы. А свобода — то жизнь, поэтому любящий человек, утратив свободу, погибает. Литература Ренессанса пропитана страданиями, но также и утверждением того, что только любовь делает человека прекрасным и чистым.

Северное Возрождение

Особое место в мировой культуре эпохи занимает Северное Возрождение. Главные идеалы художественной культуры Северного Возрождения:

  • преобладание пантеистических взглядов на мир;
  • внимание к деталям;
  • демонстрация несовершенства мира и вездесущности вселенского зла;
  • акцент на страданиях;
  • поэтизация среднего человека;
  • единство трагического и комического;
  • почтительное отношение и одухотворение вещей;
  • протестантская позиция будней;
  • отказ от замкнутой композиции;
  • смысловая насыщенность;
  • сильная символика.

Яркими представителями Северного Возрождения были:

  • Френсис Бэкон;
  • Монтень;
  • Босх;
  • Франсуа Рабле;
  • Шекспир;
  • Мигель Сервантес.

В чем главный смысл?

Если представлять мир художественной культуры Возрождения кратко, можно сказать, что в эпоху Возрождения изменяются представления людей о пространстве и времени. Дифференцируется духовное и земное. Важнейшими нравственными ценностями считаются любовь и достоинство.

В период Высокого Возрождения художественное выражение получает идеальная модель мира и человека в творчестве Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи:

  • Работы да Винчи были ориентированы на человека, живущего в природном континууме.
  • Микеланджело заботила история души, культуры, идей.
  • Рафаэль пытался достичь нравственного и эстетического идеала.

В итальянском Возрождении природа являлась не только средой обитания, но и одним из источников наслаждения.

Согласно концепции Возрождения, главенствующая роль человека требовала его активности: он стремился достичь гармонии в мире и в самом себе.

Наряду с итальянским, существовало Северное и Испанское Возрождение.

Мир художественной культуры Возрождения: таблица

Предлагаем самостоятельно выполнить задание. Тема: "Мир художественной культуры Возрождения (7 класс). Таблица на данную тему - ниже.

Заполнив таблицу, вы еще раз убедитесь, что изобретениями и достижениями великих мастеров эпохи Возрождения человечество пользуется и по сей день.

Комментарии