Теории и стадии развития человека: описание, особенности

Развитие человека – это процесс, который начинается от зачатия и продолжается до самой смерти. С детства до периода взрослости происходит физический рост. Но когнитивное развитие не прекращается в течение всей жизни. Каковы же основные теории периодизации жизненного цикла человека?

Развитие человека с точки зрения биологии

Различные теории и стадии развития человека разрабатываются в соответствии с определенными критериями, которые берутся для определения жизненных этапов. В биологии первым из таких факторов является оплодотворение яйцеклетки. Научное название развития человека – онтогенез. Слияние яйцеклетки и сперматозоида дает начало онтогенезу. Так как его первичные этапы происходят в женском организме, онтогенез разделяется на пренатальный и постнатальный.

Пренатальный период разделяется на эмбриональный (от зачатия до 2 месяцев) и плодный (с 3-го по 9-й месяц). Во время эмбрионального периода происходит все большее увеличение количества клеток, которые берут на себя разные функции в будущем организме. В течение второго месяца развития начинают образовываться внутренние органы. Формируется голова, шея, туловище, конечности.

Рождение каждого ребенка считается чудом. Несмотря на то что во всем мире это чудо происходит каждый миг, с ним связано немало интересных особенностей. Например, в предшествующей зачатию гонке принимает участие порядка 300 млн мужских сперматозоидов. Примерно таким же является количество человек, проживающих в Соединенных Штатах Америки. К моменту рождения мозг ребенка уже снабжен десятью миллионами нервных клеток.

Развитие организма от утробы матери до старости. Скачки роста

С третьего месяца внутриутробного развития происходит увеличение тела, которое продолжается и после появления ребенка на свет. А с момента рождения начинается процесс адаптации организма к условиям окружающей среды. Ребенок приобретает новые навыки, которые наслаиваются на его наследственность. Ускоренный рост организма наблюдается в течение нескольких этапов: это период раннего детства (от года до трех лет), от 5 до 7 лет, а также в период пубертата (от 11 до 16 лет). К 20-25 годам рост человеческого организма подходит к своему завершению. Теперь наступает относительно устойчивый период в жизненном цикле – зрелость. После 55-60 лет человеческое тело начинает постепенно стареть.

Биогенетический закон

В биологии существует закон Геккеля-Мюллера, или биогенетический закон. Он гласит о том, что каждый индивид в своем развитии в некоторой степени повторяет те этапы, которые проходили его предки. Другими словами, человек от своего зачатия проходит те этапы эволюции живых организмов, которые разворачивались на протяжении всей истории. Впервые этот закон был выведен ученым Эрнстом Геккелем в 1866 году.

Психологическое развитие человека от детского периода до взрослости

Впервые в отечественной науке стадии развития человека стали рассматриваться в начале 20-го века. При делении жизненного цикла учитывались такие факторы, как физический рост, духовное и психологическое развитие. Над делением этого периода на фазы работали видные российские ученые: Н. И. Пирогов, Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский. По традиции, было выделено несколько этапов: период внутриутробного развития, детство, отрочество и юность.

Внутриутробное развитие, в свою очередь, было поделено на несколько стадий. Первая из них – предзародышевая. Ее длительность – 2 недели от зачатия. Следующий этап называется зародышевым и длится два месяца. За ним следует стадия плода, продолжающаяся вплоть до рождения ребенка.

Согласно критериям ученых, детство также делится на несколько важных стадий. Это младенчество (от 0 до года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), а также младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Эти периоды характеризуются и различными стадиями развития самообразования у человека. Важную роль при этом играет ведущая деятельность, свойственная определенному возрасту. Например, для раннего детского возраста характерна так называемая предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится пользованию предметами, которые его окружают. А для младших школьников, к примеру, такой деятельностью является учебная. Дети начинают осваивать теоретические формы мышления. Они учатся учиться и пользоваться полученными теоретическими знаниями.

Что происходит в детском возрасте?

Ранние стадии развития человека – это время, когда происходит его социализация и он становится полноценным членом общества. Детством считается тот возраст, в котором формируется психологическая зрелость личности. Интересно, что продолжительность детства в нашу эпоху не равна тому времени, которое было отведено на этот этап человеческой жизни ранее. В разные эпохи периоды детства длились разное время, и поэтому возрастная периодизация всегда считается продуктом той или иной культуры и цивилизации. Например, еще в начале 20-го в. период юности заканчивался очень быстро – уже в 13-14 лет многие дети начинали трудиться наравне со взрослыми. Стадии развития общества человека определяют границы возрастных периодов, свойственных своей эпохе.

Отрочество и юность

Следующим периодом развития является отрочество. Сюда входит подростковый этап, или пубертат (он длится в среднем до 15 лет), а также юношеский (длящийся до 22-23 лет). В это время у подростков начинает складываться определенная картина мира, представление о своем месте в обществе.

Разные исследователи по-разному определяют стадии развития жизни человека, в частности отрочества и юности. Некоторые ученые выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), а также позднюю (от 18 до 23 лет). Так или иначе, к концу периода юности заканчивается физиологическое формирование человека. В это время окончательно складывается его самосознание, на первый план выходят вопросы профессиональной самореализации. На ранних этапах юности формируются интересы, планы на будущее, потребность в труде, утверждается независимость человека, в том числе и финансовая.

Период взрослости

Следующей ступенью жизненного цикла человека является взрослость. Она же представляет собой наиболее длительный этап. В развитых странах, к примеру, взрослость занимает до трех четвертей общей продолжительности жизни. На этом этапе выделяется три периода: ранняя взрослость, или молодость; средняя взрослость; а также поздняя взрослость (сюда входят старение и старость).

Главной чертой, которая свойственна периоду старости, является накопленная за всю жизнь мудрость. То, какой будет старость человека, во многом зависит от его образа жизни во взрослом возрасте. Главной необходимостью пожилых является не только забота близких, но и возможность поделиться опытом.

Жизненные приобретения в период взрослости

Ученые подчеркивают, что взрослость и зрелость не являются эквивалентными понятиями. В отличие от предыдущих стадий, на которых происходит физическое созревание, период взрослости более связан с когнитивным развитием. На этом этапе люди учатся принимать ответственность за свои решения. У человека формируются определенные черты характера. Это, например, твердость, честность, способность к состраданию. Ученый Э. Эриксон утверждает, что на данной стадии развития человека происходит формирование тождественности самому себе. Взрослость, отмечает исследователь, является тем возрастом, в котором совершаются важные деяния. Главными чертами этого периода являются производительность, созидательность, а также некоторая неуспокоенность. Человек стремится достичь высот в своей профессиональной сфере, стать лучшим родителем, оказывать поддержку близким.

Работа и забота являются признаками взрослого человека. Если индивид успокаивается в отношении какой-либо сферы своей жизни, здесь может произойти застой и даже деградация. Проявляются эти негативные феномены в поглощенностью своими проблемами и самосожалением. Преодолеваются подобные проблемы при помощи формирования установок на преодоление проблем, а не посредством постоянного сетования на злую судьбу.

Стадии развития человека по Фрейду

Классический психоанализ не теряет своей актуальности и сегодня. В настоящее время теории Фрейда являются одними из основополагающих концепций личности. С его точки зрения, человеческое развитие – это процесс приспособления к внешним условиям мира. Ученый выделял три слоя психики у человека – так называемое «Оно», или «Ид»; «Я», или «Эго»; а также «Сверх-Я» – «Суперэго». «Ид» является бессознательной, или примитивной частью личности. «Эго» – это осознаваемая и рациональная часть. «Супер-Эго» представляет собой некий идеал, к которому стремится человек, сюда же включается его совесть. В эту часть личности в процессе развития укореняются родительские установки, а также принятые в обществе социальные нормы.

В настоящее время многие теории и стадии эволюции человека, особенно в психологии, включают в себя полученную Фрейдом информацию. Он полагал, что основные стадии развития человека – это оральная (от рождения и до полутора лет), анальная (от года до 3 лет), фаллическая (от 3 до 6 лет), латентная (от 6-7 до 12 лет), а также генитальная (12-18 лет). Австрийский ученый считал, что стадии развития являются своеобразными ступенями для человека, на любой из которых он может «застрять» даже до самого конца жизни. Тогда определенные компоненты детской сексуальности будут входить в невротический комплекс взрослого.

Комментарии