Грузовики-вездеходы: особенности и виды
Еще в начале двадцатого века конструкторы стали придумывать экстремальные машины. Супер-грузовики и вездеходы разрабатывались многими инженерами в разных странах. Советский Союз предложил много моделей грузовых автомобилей, обладающих характеристиками вездеходов.
Особенности вездеходов
Далеко не все грузовики могут получить звание вездехода. Для этого необходимо соответствовать ряду критериев.
Грузовики-вездеходы передвигаются на шинах низкого давления. На колесный диск монтируется широкая покрышка. За счет большой площади улучшается сцепление с почвой (или любым другим покрытием дорог). Воздух, находящийся в покрышке, позволяет технике данного вида преодолевать водные преграды, создавая некую плавучесть.
Еще одно важное отличие вездеходов – «ломающаяся» рама. Она состоит из двух соединенных между собой частей. Это придает ей гибкость, что позволяет всем колесам касаться земли в любых ситуациях.
Колесные грузовики
Грузовики-вездеходы, которые передвигаются на колесах, являются универсальной техникой. Они способны без вреда двигаться как по дорогам, так и по грунтовым участкам. Даже вода не станет для них преградой. Колесные вездеходы весят меньше, чем гусеничные. Но при этом они способны перевозить грузы такой же массы.
С учетом конструкции автомобилей считается, что колесные супергрузовики легче ремонтируются, нежели их гусеничные «собратья». Ходовая часть гусеничных транспортных средств состоит из большого количества металлических деталей, которые подвергаются сильному воздействию и повреждаются. В полевых условиях их отремонтировать гораздо сложнее, нежели колесные грузовики.
Колесные грузовики-вездеходы:
- ЯГ-12 – первый советский вездеход.
- ЗИЛ-49061, который больше известен как «Синяя птица». Это плавающий грузовик с тремя осями и полным приводом. Все водные препятствия он преодолевает со скоростью до 8 километров в час.
- ЗИЛ-135П под названием «Дельфин». Это еще один грузовик-амфибия. По дорогам он способен развивать скорость до 65 километров в час, а в воде – до 16,5 километра в час. Он выдерживает шторм с мощностью 5 баллов и колет лед на своем пути.
Гусеничная техника
Грузовики-вездеходы гусеничного типа обладают своими преимуществами. Транспортные средства данного вида отличаются повышенной проходимостью, которая выше, чем у колесной техники. Гусеничные грузовики способны передвигаться по снегу, болоту, вспаханной почве и другим сложным участкам.
Еще одна особенность – складывание звеньев в двух плоскостях. За счет этого гусеничные вездеходы часто сравнивают со змеей, которая ползет по земле. Такая техника способна преодолевать высокие препятствия, которые выше самой техники.
Лучшие советские грузовики-вездеходы, передвигающиеся на гусеницах:
- «Витязь ДТ». Отличается сочлененной конструкцией, которая больше характерна для колесной техники. «Витязь» способен развивать скорость до 47 километров в час. Он преодолевает преграды с высотой до 1,5 метра и углом подъема 30 градусов. Он проходит участки с водой общей длиной до 4 метров.
- ТМ-120, который схож с предыдущим вездеходом. Отличается лишь отсутствием сочленения конструкции.
- СМ-552-03 отличается небольшими размерами. Но он способен перевозить с комфортом до 8 пассажиров.
Сказать, какие грузовые вездеходы лучше, очень сложно. Это зависит от поставленных перед ними задач и условий эксплуатации.