Стендап - это весело. Что такое стендап?

Своих поклонников имеют разные юмористические жанры, но кому-то не нравятся клоуны, не вдохновляют ситкомы. Возможно, идеальным способом посмеяться или даже попробовать себя в роли комика станет стендап. Это комедийный жанр, который не требует декораций, сбора труппы, музыкантов. Нужна только смешная история и зрители.

Происхождение жанра

Обычно истоками стендапа называют такое явление, как паррезию. Это греческое слово, которое означает, что оратор может резать правду-матку, не принимая во внимания чины и влиятельность людей, в которых направлены стрелы его критики. При этом паррезией по праву могла считаться только абсолютно свободная речь, над которой не довлеет принуждение, финансовая заинтересованность, любые другие методы давления. Иными словами, это подчас довольно резкая критика, порождённая невозможностью оратора молчать.

Начиная с XIX века, в Великобритании приобрели популярность мюзик-холлы, где в перерывах между выступлениями певцов и танцоров могли выступать комики со всевозможными монологами. Принятый во второй половине XX века закон, упразднивший цензуру в театрах, позволил говорить о многом, но мюзик-холлы быстро уступили позиции радио и телевидению. Стендап при этом просто переместился в другие клубы, и это поспособствовало его популярности.

На данный момент классический стендап - это выступление, в котором комик в вольной манере может высмеивать любые современные явления, при этом не оглядываясь на «священных коров». Именно в таком виде он начал развиваться в США после 1970 года и приобрёл бешеную популярность.

Известные стендап-комики

Если рассматривать как родину жанра именно США, то родоначальником стал Марк Твен. Замечательный писатель, сатирик и юморист, он занимался не только литературой. Его лекции в Сан-Франциско в 1866 году имели большой успех и отличались таким искромётным юмором, что каждый слушатель охотно платил доллар за право присутствовать.

Вуди Аллен, Ричард Прайор и Ленни Брюс - эти люди дали стендапу новую жизнь. Джордж Карлин выступает до сих пор, собирает полные залы и так сыпет ругательствами со сцены, что неопытному слушателю становится неловко. Но можно ли считать, что стендап - это исключительно западный жанр?

Задорнов, Жванецкий, Альтов, Евдокимов и целая плеяда талантливых сатириков умудрялась выступать в годы тотальной советской цензуры. Конечно, сложно шутить обо всём в такой ситуации, и тексты приходилось «причёсывать». По сравнению с американским это был крайне мягкий вариант.

Острый стендап-юмор

О чём шутят комики сейчас? Самой востребованной остаётся тема, которую обычно называют «на злобу дня». Судя по количеству тем, злобы у нас весьма много. Луис Си Кей, американский комик ирландского происхождения, с удовольствием высмеивает детей, сексуальные меньшинства, современную молодёжь и стариков, медиков, телеведущих, моду - всё подряд. У него это получается мягче, чем у Джорджа Карлина, при этом не менее смешно. Стендап - это максимально либеральный жанр, здесь нет строго определённых тематик, на которые можно или нельзя шутить.

Например, журналистская этика налагает на автора определённые рамки. Требования толерантности просто не позволяют высказываться негативно о женщинах, детях, африканцах, гомосексуалистах. К тому же журналист обязан выдавать максимально объективную информацию, исключив своё личное мнение. Стендап-комик совершенно свободен от любых рамок. Конечно, если выступления вызовут яростное возмущение общественности, зритель проголосует кошельком, и на его представление просто не пойдут.

Грань между импровизацией и заготовкой

Выступления в жанре стендап предполагают определённую долю импровизации, общение с залом, хотя выступление сложно построить только на этом. Безусловно, пишутся монологи, используются заготовки блоками, на которые, словно на костяк, наращиваются шуточки в произвольном порядке. Хороший комик ориентируется на реакцию зала, поэтому даже заготовка не выглядит натужной.

Отличный пример импровизации можно увидеть в фильме «Чокнутый профессор», и не случайно именно Эдди Мэрфи, который сам выступал в жанре стендап, выглядит настолько достоверно в сцене спонтанного соревнования с наглым и резким комиком, строящим свои номера на грубом высмеивании случайных жертв из зрителей. Стендап про недостатки разных людей - самая благодатная тематика, обширная и неисчерпаемая. Но юмор бывает просто резким, а бывает желчным и даже злобным. Зрители предпочитают первый вариант.

Комментарии