Государство и право. ФЗ 44 "О госзакупках" и его новая редакция

Как происходит процесс государственных закупок? Предоставит ответ на этот вопрос только последняя редакция ФЗ № 44 "О госзакупках". Все об этом законопроекте будет рассказано далее.

Сфера применения Федерального закона

Какие отношения регулирует представленный законопроект? Первая статья закрепляет обеспечение муниципальных и государственных нужд в самых различных, но законных целях. Сюда можно отнести закупку товаров, повышение качества услуг, обеспечение эффективности в той или иной сфере и т. д.

Вся существующая система государственных закупок представляет собой следующие основные сферы применения:

  • планирование закупок;
  • выявление поставщиков, заключение с ними гражданско-правовых договоров;
  • контроль над исполнением контрактов;
  • постоянный мониторинг и аудит в сфере закупок;
  • контроль над соблюдением определенных законов, норм, правил, установок и т. д.

В то же время, ФЗ № 44 "О госзакупках" регламентирует невозможность следующих отношений:

  • сотрудничество с иностранными коммерческими предприятиями;
  • закупка товаров для лиц, подлежащих государственной защите;
  • закупка драгоценных металлов или камней;
  • закупка через некоторых посредников.

Основные принципы

Закон о госзакупках (№ 44 ФЗ) закрепляет основные принципы, в соответствии с которыми должны осуществляться все необходимые работы. Что именно здесь стоит выделить?

  • Принципы контрактной системы. Речь идет о грамотном заключении контрактов, в соответствии со всеми нормами и правилами.
  • Принципы прозрачности и открытости действия всей системы государственных закупок.
  • Принцип конкуренции. Благодаря этому принципу госзакупки будут осуществляться гораздо быстрее и эффективнее. Более того, сами властные структуры должны постоянно поддерживать и обеспечивать здоровую конкуренцию.

  • Принцип профессионализма и компетентности заказчиков в лице государства.
  • Принцип, закрепляющий постоянное стимулирование инноваций и нововведений.
  • Принцип обеспечения единства всей контрактной системы.
  • Принцип ответственности за результаты закупок.

Таким образом, первая глава рассматриваемого законопроекта довольно четко регламентирует все основные принципы и условия осуществления государственных и муниципальных закупок.

Цели осуществления госзакупок

ФЗ № 44 о госзакупках, а именно статья 13 закрепляет три основные цели осуществления своей работы заказчиком в лице государства. Что именно здесь можно выделить? В соответствии с рассматриваемым законопроектом, закупка тех или иных товаров государственной или муниципальной властью осуществляется:

  • для реализации определенных мероприятий и достижения целей, прописанных в программах государства (муниципального округа);
  • для исполнения государством своих международных обязательств, реализации международных программ;
  • для выполнения государственными органами своих задач и обязанностей.

Таким образом, цели представлены в законопроекте весьма обобщенно и кратко, но в то же время довольно ясно и четко.

Планирование закупок

Закон о госзакупках (№ 44 ФЗ), а именно вторая его глава, вводит понятие так называемого планирования закупок. Что это такое? Статья 16 говорит о формировании, утверждении и осуществлении двух важнейших элементов: планов-графиков и планов по закупкам. Именно эти два элемента и составляют систему планирования закупок. Планы-графики разрабатываются под каждый заказ индивидуально, а вот планы закупок должны соответствовать определенным нормам и правилам.

Так, здесь стоит выделить следующие моменты:

  • необходимость в идентификационном коде;
  • должна быть четко установлена цель закупки;
  • цель закупки не должна противоречить закону;
  • должно быть обозначено наименование объекта;
  • должен быть высчитан финансовый объем закупки;
  • сроки оформления и получения товаров должны быть четко установлены;
  • необходимо грамотно обосновать цель той или иной государственной закупки.

Таким образом, система планирования, устанавливаемая ФЗ № 44 "О госзакупках", является четко структурированной и обоснованной.

Как осуществляются госзакупки?

Выше был обозначен план осуществления закупок российским государством. Теперь же стоит рассказать о том, как властным структурам необходимо действовать в соответствии с представленным планом.

В самом начале необходимо найти поставщика. Существует ряд условий и требований, которые должны применяться к поставщикам. Так, после совершения закупки продавец не должен сокращать поставки, прекращать их, либо иным способом мешать качественному поступлению товаров. Стоит также отметить, что поставщик должен иметь чистую и незапятнанную репутацию. Он, помимо всего прочего, должен значительно выделяться среди своих конкурентов.

С поставщиком должен быть заключен контракт, соответствующий всем необходимым нормам и правилам. Контракт должен подтвердить банк. Необходимо отметить и активное участие различных экспертных организаций в работах по осуществлению государственных закупок. Подобного рода предприятия помогут грамотно оформить, изменить или отменить заказ, создать определенные гарантии, оформить документацию и т. д.

Аудит и мониторинг

ФЗ № 44 "О госзакупках" (последняя редакция), а именно, четвертая его глава, вводит два немаловажных понятия: это мониторинг и аудит закупок. Что представляет собой мониторинг? Это система наблюдений, осуществляемая на постоянной основе при помощи сбора, систематизации или оценки той или иной информации (в данном случае информации о поставщиках и закупках).

В каких целях должен осуществляться мониторинг? Вот что прописывает закон:

  • оценка обоснованности закупок;
  • оценка стоимости закупок;
  • проверка закупок на соответствие нормам и законам и многие другие функции.

А что можно рассказать про аудит (проведение слушаний)? Закон говорит о необходимости его осуществления Счетной Палатой РФ, а также некоторыми другими счетными органами и образованиями. Властными структурами должна быть дана четкая и обоснованная оценка оформлению и результату покупок.

Осуществление контроля

Подробную характеристику контрольным процедурам предоставляет пятая глава ФЗ № 44 "О госзакупках" (2015 год). Вначале идет речь об основных органах, занимающихся контролем. Здесь можно выделить федеральный исполнительный орган власти, уполномоченный по контролю в сфере закупок или по кассовому обслуживанию бюджетной системы РФ, а также различные органы внутреннего муниципального или федерального контроля финансов.

Контроль должен осуществляться в отношении непосредственных заказчиков или контрактных служб. Стоит также выделить основные области, которые необходимо контролировать при помощи названных выше органов. Сюда относятся:

  • информация об объеме финансов;
  • планы-графики, информация о закупаемой продукции;
  • протоколы поставщиков;
  • реестр контрактов и некоторые другие области.

Федеральный Закон (№ 44 ФЗ) "О госзакупках", таким образом, устанавливает очень качественную и разветвленную систему контроля.

Обжалование закупок

Подать жалобу в суд может любой участник закупки - как поставщик, так и заказчик. Подобные меры принимаются лишь в том случае, если в ходе осуществления поставки товаров были нарушены чьи-то законные интересы или права. При этом жалобу могут подать сразу два участника закупки, никак не мешая этим друг другу.

Существуют некоторые правила подачи жалоб, которые стоило бы выделить чуть подробнее. Так, подача заявления в суд может осуществляться не позднее, чем через десять дней после оформления заказа в едином информационном реестре. Жалоба должна быть подана в соответствующие судебные инстанции в письменной либо электронной форме. Само заявление должно быть оформлено в соответствии со всеми правилами и нормами.

Положение "О госзакупках" (по № 44 ФЗ) регламентирует, что рассматривать жалобу должен контрольный орган в сфере закупок. Ему на это дается ровно пять дней. Принятое органом решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Правительственные закупки

ФЗ № 44 "О госзакупках" ("Гарант", глава 11, статья 111) регламентирует порядок осуществления закупок по решению российского правительства. Что здесь необходимо отметить?

Верховный орган исполнительный власти способен определять особенности того или иного продукта перед непосредственной закупкой. Так же как и в других случаях, необходимо определить поставщика, рассмотреть дополнительные условия контракта, выявить технологические и экономические особенности продукта.

Правительство - это орган, осуществляющий закупку той или иной продукции чаще всего. Что именно закупает исполнительная ветвь власти? Сюда можно отнести продукцию для самых различных сфер жизнедеятельности: культурной, экологической, образовательной, медицинской и т. д. Любое бюджетное учреждение должно быть обеспечено всеми необходимыми средствами за счет государства.

Закупки в сфере обороны

Отзывы о ФЗ № 44 "О госзакупках" весьма положительные. Любой политолог или другой специалист отметит качественную структуру, множество дополнительных правовых элементов и подробную систему написания статей. Так, статья 109 рассматриваемого законопроекта подробно регламентирует особенности заключения государственных закупок для обеспечения безопасности и обороны страны.

Вся система осуществления закупок здесь почти ничем не отличается от других. Также определяется поставщик, с ним заключается контракт. В случае нарушения контракта правительство начинает поиск другого поставщика. Стоит, однако, отметить, что в сфере обороны все несколько сложнее. Так, конкурс на поиск поставщиков здесь более трудный. Каждый поставщик должен иметь специальную лицензию и сертификат. Цена же определяется заказчиком, в соответствии с начальными и максимальными установками во время проведения конкурса.

Комментарии