Мытищинский машиностроительный завод: история, продукция

ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» - одно из старейших машиностроительных производств России. Изначально профилем предприятия было изготовление железнодорожных вагонов. В Великую отечественную здесь наладили сборку САУ, а после ее окончания – уникальных гусеничных шасси для спецтехники и зенитных установок. Параллельно выпускались автосамосвалы, эвакуаторы, бункеровозы, подвижные составы для метро.

Создание предприятия

Официальное открытие вагоностроительного предприятия под патронажем известного промышленника Савы Морозова состоялось в 1897 году. Создание производства было заверено лично царём Николаем II. Завод был оснащён новейшим на то время оборудованием, и специализировался на выпуске железнодорожных подвижных составов различного назначения. Также здесь производили вагоны для городских конных экипажей – трамваев и метро.

Славная история

За 120-летнюю историю Мытищинский машиностроительный завод ни разу не останавливал работу. Его продукция была востребована всегда. В 20-х годах ХХ века ММЗ первым в России приступил к выпуску электричек. Параллельно предприятие производило 12 типов прицепных и моторных трамваев. В начале 30-х годов заводу поручили спроектировать первые вагоны для строящегося московского метрополитена.

С началом войны Мытищинский машиностроительный завод перешел на производство военной продукции. Здесь изготавливали противотанковые ежи, гильзы для гранат, миномётные плиты. Позже стали выпускать бронепоезда. В 1942 году предприятие было переименовано в завод № 40.

От трамваев к самоходным установкам

В результате стремительных наступательных операций 1942-1943 годов советские войска захватили множество трофейных танков. В Мытищах решено было организовать на базе шасси немецкой техники выпуск самоходных штурмовых и противотанковых установок СУ-76и, СГ-122.

В 1943 году было создано ОКБ-40, которое возглавил талантливый конструктор боевых гусеничных машин Астров Николай Александрович. Сначала Мытищинский машиностроительный завод собирал лёгкие танки Т-80, однако их решено было заменить на более востребованные самоходные артиллерийские установки. Вскоре цеха покинула первая серийная «самоходка» СУ-76, отлично зарекомендовавшая себя на фронтах ВОВ.

Послевоенная продукция

После войны часть производства было ориентировано на изготовление шасси для тягачей, специальной техники, различных артиллерийских (АСУ-57, К-73, БСУ-11, АСУ-85) и зенитных систем (ЗСУ «Шилка», ЗРК «Куб», «Бук», «Тор», «Тунгуса»). Одновременно на смежных площадях выпускалась гражданская продукция: грузовики, вагоны метро, самосвалы, прицепы и т. д.

Для восстановления страны требовалась автотехника. ММЗ освоил 9 модификаций грузовиков на базе ЗИС и ЗИЛ для работ на селе и в строительстве. Их конструкция постоянно модернизировалась и отличалась достойным качеством исполнения. В пиковые годы максимальный выпуск самосвалов достигал 65 000 единиц.

В 70-х Мытищинский машиностроительный завод вышел на международный рынок. В 1972 году предприятие поставило в Чехию партию вагонов для пражского метрополитена. После подвижные составы экспортировались в Венгрию (Будапешт), Польшу (Варшава), Болгарию (София).

Реорганизация

Совмещение закрытого военного и гражданского производств создавало организационные и логистические трудности. Особенно остро встал вопрос соседства двух параллельных секторов в 90-е годы. Предприятие активно искало (и находило!) зарубежных инвесторов для модернизации вагоностроительного участка, но наличие производственных линий военной техники мешало сотрудничеству.

В 2009 году принято стратегическое решение развести производства с организацией отдельных заводов. За выполнение военных заказов и изготовление автотехники теперь отвечает Мытищинский машиностроительный завод. «Метровагонмаш» полностью сосредоточился на сборке подвижного состава для метрополитена.

Практика показала, что выгоднее объединять отдельные предприятия в холдинги - это позволяет аккумулировать оборотные средства, получать крупные госзаказы, избегать внутриотраслевой конкуренции. Учитывая тенденции последних лет, в 2016 ММЗ стал частью концерна «Калашников».

Продукция

Сегодня ММЗ остаётся крупным специализированным предприятием, конструирующим и выпускающим гусеничные шасси с уникальными характеристиками. В его модельном ряду 11 модификаций машин семейства ГМ. Базовой является модель ГМ-569.

Среди гражданских видов продукции, которую освоил Мытищинский машиностроительный завод:

  • прицепы, полуприцепы;
  • самосвалы строительные и сельскохозяйственные;
  • бетоновозы;
  • тягачи седельные;
  • коммунальная техника;
  • эвакуаторы.

После получения большого оборонного заказа, с 2011 года основные мощности переориентированы на сборку гусеничных машин. На ММЗ есть собственный полигон, где проводятся обкаточные и ходовые испытания спецтехники.

Без шасси ГМ трудно себе представить современные российские мобильные зенитные комплексы. Они зарекомендовали себя как крайне надёжная техника, способная преодолевать значительные расстояния по пересечённой местности.

Комментарии