Неформальное общение. Виды и формы общения
Неформальное общение – это всевозможные личностные контакты, которые происходят за пределами официальных отношений. Если выражаться простым языком, то оно подразумевает разговор между людьми без ограничений и соблюдения правил. А ещё неофициальное общение чаще всего возникает спонтанно. Чтобы вступить в контакт с кем-то, человеку не нужно заранее формулировать фразы, придумывать темы и подготавливать свои мысли. В данном случае всё намного проще. Но с точки зрения психологии данная тема представляет немалый интерес. Так что в её изучение стоит углубиться.
Виды общения
Сначала хотелось бы уделить внимание общим понятиям. Рассмотреть виды и формы общения, если быть точнее. Начать стоит с самой распространённой классификации.
Существует материальное общение. С ним мы сталкиваемся регулярно, поскольку оно подразумевает обмен продуктами деятельности или предметами. Когнитивное общение тоже не является редким. В его рамках проходит обмен знаниями и информацией. Причём имеется в виду не только контакт между преподавателем и учениками, лектором и слушателями, начальником и подчинёнными. Если один приятель звонит другому, чтобы осведомиться о погоде в его городе перед приездом в гости, это также является когнитивным общением. Пусть и неформальным.
Также всем нам прекрасно знакомо кондиционное общение. Со сверстниками оно практикуется чаще всего. Ведь подразумевается обмен эмоциями и чувствами. Ярким примером является ситуация, когда человек пытается развеселить своего печального друга.
Говоря про виды и формы общения, нужно выделить ещё одну категорию. Она именуется мотивационной. Подразумевается обмен целями, желаниями, интересами, побуждениями и интересами. Проявляется как в неформальном, так и в деловом общении. Попытки уговорить друга пойти в поход – это такой же мотивационный элемент, как и премия, обещанная сотруднику, заключившему больше всего сделок.
Последний вид общения в традиционной системе называется деятельностным. Оно заключается в обмене умениями и навыками. Осуществляется в процессе совместной деятельности и зачастую в условиях формальной обстановки.
Первичный уровень близости
Теперь можно перейти к основной теме. Психологи полагают, что неформальное общение существует на основе двух уровней близости. Начальный называется первичным.
Он формируется ещё при первом контакте. Наверняка у каждого такое бывало, что спустя час общения с новым знакомым складывалось впечатление, будто бы он является давним добрым товарищем. Длительного знакомства для этого не требуется, проявляется высокая спонтанность эмоционального восприятия, неосознанное чувство радости.
Волевому регулированию ситуация не поддаётся, так как в подавляющем большинстве случаев единственное, чего хотят люди – продолжать беседу. Не удивительно, ведь первичный уровень характеризуется необычайной легкостью, высокой степенью понимания и доверия, откровенностью. Это тот самый случай, когда новоиспечённого друга спустя час после знакомства называют родственной душой.
Рациональный уровень
Он формируется после прохождения некоторого времени с момента начала общения между людьми. Рациональный уровень основан на осознании контактирующими людьми сходства норм, ценностей, жизненного опыта и установок. Считается, что такое неформальное общение является более устойчивым.
Есть даже традиционно выделяемые группы, которые часто встречаются в коллективах. Они представляют собой маленький неформальный союз внутри одного большого целостного делового состава.
Разновидность групп
Принято выделять «пары» - союз из двух человек, взаимно симпатизирующих друг другу. Нередко один из них лишь дополняет или сопутствует другому.
Также бывают и «треугольники». Как уже можно было догадаться, это три человека, испытывающих взаимную симпатию. Они придерживаются неформального общения и образуют внутри делового коллектива своё собственное ядро - маленькое, но тесное и сплочённое.
Ещё выделяют «квадраты». Чаще всего это совокупность пар. И отношения между ними не всегда отличаются одинаковой интенсивностью.
Также в коллективах встречаются «цепочки», нередко являющиеся источником сплетен, слухов и всем известного «испорченного телефона».
Последняя неформальная группа называется «звезда». Её ядром является условный лидер, который и объединяет всех остальных.
Противоречия
Есть мнение, что неформальное общение, наблюдаемое между членами рабочего коллектива, не всегда положительно влияет на трудовую деятельность.
Особые противоречия вызывают ситуации, в которых дружеские отношения связывают руководителя и подчинённого. Пересудов, домыслов, зависти и подозрения со стороны других коллег не избежать. Все поступки сотрудника будут чуть ли не под микроскопом рассматриваться. Даже заслуженная похвала или награда будет смотреться, как полученная «по блату». Некоторые люди, не отмеченные благоволением начальства, будут сильно злиться, особо агрессивные не постесняются начать строить козни.
А бывает, что и сам сотрудник, приближённый к руководству, начинает проявлять фривольность, расслабленность. Профессиональные обязанности отходят на задний план. Зачем фокусироваться на работе, когда твой приятель – босс? В итоге всё заканчивается плохо. Неформальное общение и дружба резко пресекаются. Руководителю надоедает такое поведение, и он начинает относиться к приятелю не как к товарищу, а как к бесполезному безответственному работнику. Тот, естественно, обижается и теряет желание общаться дальше. Это – яркий и нередкий пример доказательства того, что не нужно смешивать личные отношения и деловые.
На примере дружбы
Существуют различные виды межличностных отношений. Но дружба является лучшим примером проявления неформального общения. Она основана на симпатии, общности интересов и привязанности, а ещё в ней нет места деловому стилю речи.
Диалог и монолог между друзьями носит легкий, непринуждённый характер. Нередко они обсуждают что-то на своём языке, их речь изобилует «приватными» неологизмами. У них доверительные отношения, а ещё они знают друг о друге практически всё.
Что же позволяет добиться такого общения? Коммуникативные умения, которые зачастую даже не осознаются людьми. К таковым относится способность учитывать не только свою репрезентативную систему, но и собеседника. Немаловажно и умение позитивно формулировать цели общения, принимать во внимание интересы и ценности оппонента, быть гибким в процессе диалога. Ещё необходимо проявлять наблюдательность к изменениям в эмоциональном состоянии собеседника и настраиваться на его «волну», когда это нужно. И перечисленное является лишь малой частью того, что подразумевает искусство общения с людьми.
Речевой стиль
Его тоже стоит отметить вниманием. Наверняка каждый видел, как протекает общение детей. Оно непринуждённое и максимально простое. Дети говорят так, как они думают. Неформальный диалог подразумевает то же самое. Это настоящий моральный отдых для личности. Ведь человек может выражать свои мысли так, как ему хочется, а не как предписывают правила. Что называется разговорным стилем речи.
Просторечная и разговорная лексика, неологизмы, жаргонизмы, сленг, фразеологизмы, экспрессивно окрашенные или уменьшительно-ласкательные слова, усечения, субстантивация - всё это и многое другое может содержать в себе диалог и монолог, выдержанный в разговорном стиле.
Речевые «помехи»
В общем, как можно было понять исходя из вышесказанного, человеку в неформальном стиле общения предоставляется полная свобода слова. Однако не все могут ею воспользоваться. Почему? Всё элементарно. Многим людям становится настолько привычным общение в деловой форме, что даже находясь в неформальной обстановке они продолжают разговаривать в официальном стиле.
В принципе, ничего страшного в этом нет, но смотрится, порой, неуместно. Ведь деловому стилю речи свойственна компактность и сжатость изложения, использование специфической терминологии, отымённых предлогов, сложных союзов и отглагольных существительных. Но больше всего привлекает внимание отсутствие эмоциональных речевых средств и экспрессии.
Дистанция
Итак, была приведена характеристика стилей общения, теперь хотелось бы отметить вниманием важность дистанции. Все люди контактируют между собой, находясь на определённом расстоянии. Традиционно выделяют четыре зоны общения.
Первая – интимная (около 15 см). В эту зону обычно попадают лишь самые близкие люди. Потому что её можно сравнить с частной неосязаемой собственностью – это очень личное пространство. Если неприятный или чужой человек пытается туда проникнуть, то появляется ощущение дискомфорта.
Вторая зона называется личной (до 50 см). Свойственна как для делового, так и неформального общения. Примерно полметра и разделяет обычно друзей, непринуждённо разговаривающих в баре или в кафе за столиком. Так удобней видеть собеседника.
Третья и четвёртая зоны называются социальной (до 1.2 м) и публичной (свыше 1.2 м). Они характерны для формального общения.
Правила общения: чего делать не нужно
Эту тему тоже стоит отметить вниманием. С раннего детства общение со сверстниками учит нас строить диалог, сотрудничать с окружающими людьми, обмениваться мнениями. С годами примитивные умения обогащаются, совершенствуются, пополняются новыми. Однако есть люди, которым очень сложно находить язык с другими. Порой, деловые отношения представляются им более простыми, чем неформальные, бытовые. Именно их волнует то, как правильно общаться с людьми, и чего в процессе следует избегать.
Если хочется построить позитивный и продуктивный диалог, то не нужно задавать личных и вульгарных вопросов. Также следует избегать лести. Сдержанный комплимент способен сделать приятное собеседнику и настроить его на беседу, но чрезмерное восхищение, граничащее с фанатизмом, лишь насторожит.
Ещё не нужно «дёргаться». Важно держать под контролем своё тело. А ещё мало говорить о себе, перебивать, перекрикивать, лгать и придумывать что-то, лишь бы развить разговор. Также не нужно слишком долго думать над ответом и смотреть мимо собеседника - надо учиться бороться со стеснением.
Принципы хорошего диалога
Продолжая тему, касающуюся того, как правильно общаться, стоит отметить вниманием правила, являющиеся основой неформальных отношений.
Самое важное из них - не нужно бояться проявлять интерес к собеседнику. Нет идей, как начать беседу? Можно просто попросить человека быть интересным. Пусть он что-то о себе расскажет. Вопрос может касаться чего угодно. Любимых фильмов, музыкального жанра, мест для отдыха в городе. Не подводя разговора к теме, можно спросить, бывал ли человек где-нибудь заграницей. Да? Тогда не будет лишним уточнить, где именно и что там интересного. Нет? Значит, можно уточнить, есть ли желание куда-то поехать и что-то посмотреть. Эту тему очень легко развить.
Ещё можно пообсуждать что-то злободневное. Ежедневно в мире происходит бесчисленное множество событий. Никто не запрещает выделить наиболее значимое из них и спросить у собеседника, что он о нём думает. Потом в большинстве случаев по ходу беседы «всплывает» ещё несколько тем, пригодных для обсуждения.
Переписка
Это отличный способ совершенствовать своё искусство общения с людьми. Сегодня социальные сети предоставляют безграничные возможности для этого. К тому же письменная форма неформального общения намного проще устной.
Во-первых, у человека есть шанс сформулировать свою мысль. Он может набрать её в окошке, перечитать, исправить. Или удалить и написать заново, по-другому. Иначе говоря, человек в социальных сетях способен научиться правильно строить диалог.
Помимо формирования культуры общения, осуществляется ещё и эмоциональное «раскрытие» личности. Человек, ранее не умевший общаться, страдавший робостью, нерешительностью и комплексами, обретает умения, являющиеся необходимыми для существования в обществе. Самое главное – научиться их потом переносить на реальность.
Напоследок
Резюмируя, хотелось бы сказать, что неформальные отношения являются лучшим примером социального взаимодействия людей. В ходе их проявляется индивидуальная неповторимость каждого человека, своеобразные манеры, специфика речи и общения. Именно неофициальная, бытовая, простая обстановка позволяет узнать того или иного индивида, как личность с большой буквы. Потому что в любых других формах и видах общения существуют свои правила и границы. И только в неформальной сфере этого нет.