Сражение за Шевардинский редут: подробности
Бой вокруг Шевардинского редута произошел накануне Бородинского сражения и считается его прологом. Битва за контроль над важным укреплением началась по причине того, что Наполеону требовалась более выгодная позиция для последующего наступления, а Кутузов хотел оттянуть время, необходимое для реорганизации его армии.
Накануне
С утра 24 августа (5 сентября) 1812 года французы впервые подступили к русским позициям. Самый ранний бой завязался около Колоцкого монастыря. Главные силы русской армии располагались в 8 километрах оттуда. Первым же под удар попал арьергард Петра Коновницына. После многочасового боя он вместе со своим отрядом переправился через реку Колочу и остановился рядом с деревней Шевардино.
Кутузову нужно было выиграть время, чтобы завершить подготовительные инженерные работы по сооружению укреплений. Поэтому он выбрал деревню Шевардино в качестве места задержки французов. Накануне там был построен пятиугольный редут. Сперва он считался частью левого фланга. Когда русские позиции были отодвинуты назад, Шевардинский редут стал самостоятельной передовой позицией.
Увидев укрепление, Наполеон сразу же приказал захватить его. Дело было в том, что оно мешало французским силам развернуться. На приступ отправились три лучшие дивизии, входившие в корпус Даву, а также польская кавалерия Юзефа Понятовского. Интересно, что изначально основные французские силы развернулись на поле к северо-западу и западу от Бородино. Кутузов хотел именно этого. Однако Наполеон разгадал замысел оппонента и не стал принимать его правила игры. Именно поэтому французские источники описывали атаковавшие редут силы в качестве правого фланга армии Бонапарта.
Русская армия
Шевардинский редут защищался под командованием генерал-лейтенанта Андрея Горчакова. Это был племянник Суворова, который уже отличился в Швейцарском и Итальянском походах. Генералом он стал в возрасте 21 года. Горчакову подчинялась 27-я дивизия Дмитрия Неверовского, несколько полков кавалерии, а также отряд ополченцев. Бой за Шевардинский редут оказался звездным часом для генерала. В его распоряжении было 11 тысяч солдат, тогда как Наполеон отправил в атаку 35 тысяч.
Силы Горчакова были расположены следующим образом. На редуте находились 12 орудий из 12-й батарейной роты, которой командовал подполковник Винспер. За ними располагалась 27-я пехотная дивизия. В первой линии оказались Симбирский и Одесский полки. Во второй – Тарнопольский и Виленский. Егерские полки (всего 6) расположились поблизости от Алексинки на правом берегу реки Колочи. Здесь было множество оврагов и кустов. Эти же подразделения заняли Доронинскую рощу на подступах к местечку Доронино.
К северу от деревни Шевардино, от которой и получил свое название Шевардинский редут, заняли свои позиции Черниговский и Харьковский драгунские полки. Южнее укрепления, на возвышенности, находилась восьмиорудийная батарея 9-й конной роты. Ее прикрывали два эскадрона, входившие в Ахтырский гусарский полк. Справа от редута заняли позиции орудия 23-й легкой роты, а также артиллерия 9-й конной роты и 21-й легкой роты.
В русском тылу оказалась 2-я кирасирская дивизия. Командовал ею генерал-майор Илья Дука. Рядом с Каменкой расположилась 2-я гренадерская дивизия Карла Мекленбурского. Еще 4 батальона встали неподалеку от деревни Семеновской. Всего, когда началось сражение за Шевардинский редут, Горчаков располагал 46 орудиями, 38 кавалерийскими эскадронами и 36 пехотными батальонами. Слева от него находился лес, а справа – одноименная деревня.
Наступление французов
Важным фактором безопасности русских войск было прикрытие соседней Старой Смоленской дороги. На ее защиту выступили казачьи полки генерал-майора Акима Карпова. По этой дороге двигался корпус Понятовского.
Битва за Шевардинский редут началась с атаки наполеоновских дивизий. Они наступали с другой, Новой Смоленской дороги. Первоначально вся тяжесть удара пришлась на 5-ю дивизию Жана-Доминика Компана. Его солдаты отличались выдающейся репутацией. О полках Компана сложили немало легенд. Один из них, 57-й линейный, после Итальянского похода носил прозвище Грозный. В него входили испытанные французские солдаты-ветераны. Пятая дивизия состояла из четырех полков линейной пехоты, двух артиллерийских рот и сводного вольтижерского полка. Она включала в себя 30 орудий и почти 10 тысяч человек пехоты.
Противник направился туда, где находится Шевардинский редут, и охватил укрепление с юга и севера. Дважды французы прорывались, но всякий раз выбивались пехотой Неверовского.
Действия Компана
Неприятель двигался по большой дороге. Три вражеские колонны держались на одной высоте. В два часа пополудни они перешли Колочу и направились на Шевардинский редут. Кратко бой того дня был описан многими очевидцами, в том числе Александром Михайловским-Данилевским. Он отмечал, что Коновицын был вынужден отступить к Бородино. После этого арьергардные полки стали входить в состав корпусов. Устроенная в боевой порядок русская армия предстала взору неприятеля. Доступ к ней преграждал Шевардинский редут. История того сражения привлекала внимание многих историков...
Компан умело воспользовался особенностями местного рельефа. С какой целью был сооружен Шевардинский редут? Чтобы помешать французам перестроиться и атаковать основную русскую армию. Дабы облегчить взятие укрепления, Компан воспользовался занятой возвышенностью в качестве платформы для своих пушек. Орудия наносили большой ущерб, стреляя по редуту и убежищу пехоты.
Бой
Первая перестрелка длилась около часа. Продержавшись неожиданно долго, русские фланкеры и егери отступили. Как раз в это время силы неприятеля под личным командованием Наполеона пошли колоннами прямиком на укрепления. Им предшествовал огонь многочисленной вражеской артиллерии.
Налицо было чрезмерное численное превосходство французов. Оно вынудило Горчакова тотчас ввести в дело резервных гренадеров. Однако, чтобы подойти, им требовалось время. Пока они приближались, ядра, картечь, гранаты и пули засыпали оборонявшиеся войска и Шевардинский редут. «Что это такое, если не победа?!» – думали французы, но их торжество оказалось недолгим. Только они начали овладевать редутом, как в бой вступили резервные гренадеры. Их приближение было поистине впечатляющим. Впереди гренадеров шли облаченные в ризы священники. С крестами в руках они укрепляли боевой дух солдат и вдохновляли их идти в атаку.
Подоспевшие на помощь редуту полки поравнялись с батареей. Неприятель был отброшен. В пылу сражения начался рукопашный бой. Противники поочередно опрокидывали друг друга и перехватывали инициативу, однако ни одна из сторон не могла завладеть необходимым для окончательной победы преимуществом. Темнело, а Шевардино, редут и располагавшийся на левом крыле лес оставались за русскими.
Кульминация
Прошел день, за ним вечер, а защитники полевого укрепления продолжали удерживать свою позицию. Неприятельская пальба ненадолго остановилась. Но с наступлением темноты на помощь Понятовскому прибыли кирасиры. Все вместе они ринулись в новую атаку. На редуте услышали приближение французских войск. В темноте определить их число было невозможно. Но когда в расположении французов загорелись стога сена, свет озарил шедшую в наступление густую колонну врага. Она двигалась по направлению к правому русскому флангу.
К этому моменту у Горчакова осталась только одна дивизия и один батальон. Тогда генерал пошел на хитрость. Он приказал батальону ударить в барабаны и закричать «Ура!!!», но не трогаться с места. Услышав музыку, французы оказались сбитыми с толку и потеряли первоначальный темп. Тем временем русские кирасиры из 2-й кирасирской дивизии на всем скаку вступили в бой и отбили нападение.
Французская дивизия Компана с новой попытки ворвалась в Шевардинский редут только ближе к полуночи. Завязалась ужасная резня. Солдаты сражались врукопашную. Видимость была почти нулевой. Мешала не только темнота, но и густой дым. Противники смешались друг с другом. Наконец, французы дрогнули и вновь отступили, бросив 5 пушек. Три орудия остались на месте, два других были вывезены кирасирами. Сражение остановилось. Около полуночи на горизонте вновь возникла французская колонна.
Именно тогда по приказу Кутузова Горчаков наконец отступил. Удерживать отдаленный от прочих позиций редут теперь было бессмысленно. Военный гений добился своего, так как получил достаточно времени, чтобы дать возможность основной русской армии занять необходимые ей позиции и подготовить дополнительные укрепления.
Бессонная ночь Наполеона
На следующий день после сражения Бонапарт проводил смотр одного из полков Компана. Император удивленно спросил, куда подевался входивший в него третий батальон. Полковник ответил государю, что тот остался на редуте. Находившийся по соседству лес продолжал кишеть русскими солдатами. Стрелки постоянно устраивали вылазки и продолжали мелкие атаки. Только когда за дело полноценно взялась кавалерия Мюрата, ей удалось очистить равнину. Так завершился бой за Шевардинский редут (дата сражения указана в начале статьи).
День этот стал тревожным для Наполеона. Он мало и плохо спал. Наконец к нему пришел генерал Коленкур, который доложил, что в руки французов не попало ни одного пленного. Удивленный Наполеон стал задавать ему строгие вопросы. Разве французская кавалерия не атаковала противника вовремя? Чего хотели русские: победить или же умереть? Генерал ответил, что окруженные вражеские солдаты предпочли покончить жизнь самоубийством. Коленкур объяснял такое поведение тем, что русские привыкли воевать с турками, а те редко берут пленных. Более того, упорствовал собеседник Наполеона, солдаты Горчакова явно были доведены им до фанатизма. Император был глубоко поражен и погрузился в раздумья.
Важность редута
Хотя описания боя за редут отличаются друг от друга в деталях, все они подтверждают, что император по достоинству оценил значение укрепления. Поэтому вместо того чтобы выйти к Бородинскому полю севернее Новой Смоленской дороги, он атаковал Шевардино. При этом французы с помощью корпуса Богарне прикрывались от возможной атаки на левом фланге. Вследствие такой стратегии русским пришлось разорвать боевой контакт и отвести свои силы на Семеновские высоты, поближе к флешам. Во время отступления использовались звуковые сигналы к атаке. Они были нужны для дезинформации противника.
Важность, которую нес бой за Шевардинский редут, кратко упоминали все французские источники. Капитан Лабом вспоминал, что убийственный огонь, который велся с этого укрепления, нес ужас в ряды наполеоновской армии.
Последующие маневры
Итак, сражение за Шевардинский редут стало прологом всей Бородинской битвы. Чем-то оно напоминало дуэль богатырей, традиционно начинавшую средневековые сражения восточных славян. Каждая сторона в определенном смысле добилась своего. Кутузов успел подготовиться к генеральному сражению, а Наполеон наглядно продемонстрировал мощь своей армии. В то же время русский главнокомандующий определил наиболее вероятное направление неприятельского удара. Он стал готовиться к битве исходя из того, что французы должны были атаковать его слева.
Выиграв бой за Шевардинский редут, Бонапарт получил возможность развернуть собственное войско перед вражеским строем. Плацдарм, который он занял для атаки на русский левый фланг, оказался на редкость выгодным. Маневр Наполеона заставил Кутузова уже ночью накануне генерального сражения устроить перегруппировку собственных сил. С укрепленных высот было видно, как французы все сильнее подавались вправо, а в лесах собиралось все больше их стрелков. С редута артиллерия Великой армии разными тропами перевозилась на окружающие пригорки и холмы.
Тем не менее Горчаков сразу же доказал, что русские будут сражаться ожесточенно, что не сулило Наполеону легкой победы, к которым он привык за время войн на территории Европы. Кутузов же после боя за редут переместил гренадерский батальон графа Воронцова поближе к укреплению рядом с Семеновским. Корпус Тучкова он отделил от резерва и переместил на Старую Смоленскую дорогу. Прочие полки из ополчения были оставлены позади линий, они должны были помогать раненным. Из-за маневра французской армии Кутузов изменил свою штаб-квартиру. Из Татаринова она переехала в Горки. Кроме того, 4 егерских полка были отправлены в лес для охраны связи между 2-й армией и корпусом Тучкова.
Итоги
В результате действий французов на первый план вышли Семеновские флеши (их также называют Багратионовскими), тогда как Масловские оказались бесполезными. Резко возросла значимость Старой Смоленской дороги. Теперь с помощью этого пути французы получили возможность провести охватывающий маневр. Центр тяжести предстоящих бородинских событий сместился дальше на юг. В руках у Наполеона оказалась господствующая высота, которую он получил благодаря своей рискованной атаке. Французскому императору больше не было нужды прорывать русскую укрепленную линию, опиравшуюся на Колочу и отличавшуюся естественными преградами в виде труднодоступных речных берегов. Таким образом, Наполеон выровнял позиции и в определенном смысле переиграл Кутузова. Дальнейшая судьба Бородинского сражения зависела от мастерства полководцев на поле боя.
Считается, что при взятии Шевардинского редута французы потеряли около 4-5 тысяч человек убитыми и ранеными, тогда как русские потери составили 6-7 тысяч. Такой большой урон объясняется значительным преобладанием вражеской артиллерии и численным превосходством противника. Русские войска понесли весомые потери из-за фланкирующего и перекрестного огня.