Составление бюджета напрямую не основывается на... Основные фазы составления бюджета

Любой экономический субъект работает по принципу бюджетирования, то есть формирования финансового "кошелька" на определенный срок. Работа с ним является важной частью экономической стратегии, так как именно то, что определено в нем, будет влиять на дальнейшие возможности выполнения поставленных целей.

Понятие бюджета и его функции

Для понимания, что собой представляет такое экономическое явление, как «бюджет», следует дать ему определение. Необходимо отметить, что его можно охарактеризовать в разных формулировках, но всегда будет присутствовать следующий смысл – это зафиксированный план доходов и расходов, составленный на будущий период с конечной датой выполнения. То есть это финансовый документ, содержащий сущностную информацию о финансовых средствах, которые должны быть в распоряжении у субъекта и которые требуется направить на расписанные статьи расходов. Но составление бюджета напрямую не основывается на исключительно количественном учете, а включает более емкие действия по качественному анализу и определению статей как доходов, так и расходов.

Период его планирования и выполнения каждый хозяйствующий субъект выбирает сам, за исключением тех случаев, когда срок четко определен в законодательстве. В данном случае предполагается бюджет государственного и местных уровней.

Экономически самостоятельные хозяйствующие субъекты могут устанавливать период его выполнения на свое усмотрение, исходя из особенностей вида деятельности, но чаще всего берут период в один стандартный календарный год. При этом составление бюджета напрямую не основывается на исключительно текущих показателях, а учитывают прогнозы развития и вероятные новые направления расходов.

Уровни составления

Для коммерческих компаний, не имеющих иерархии, проект бюджета составляется на уровне высшего руководства с участием специализированных отделов, таких как: планово-экономический, бухгалтерский, производственный и т. д. Но есть условие. Если компания небольшая, то составление проекта бюджета производится руководящими лицами.

Компании, имеющие разветвленную филиальную структуру или холдинги, также осуществляют бюджетное планирования на самом высшем уровне с учетом планируемых бюджетов, входящих в компанию, фирм.

Рассматривая бюджетную систему России, следует выделить уровни:

  1. Федеральный бюджет, который направлен на решение самых фундаментальных задач государства и населения.
  2. Бюджет субъектов РФ, связанный с процессами на региональном уровне.
  3. Местный уровень – бюджеты городских округов, муниципальный районов и т. п.

Этапа формирования проекта бюджета

Процесс составления бюджета весьма емкий и сложный. Он требует грамотного и рационального подхода для учета всех необходимых аспектов бюджетирования.

Следует выделить основные фазы его составления для коммерческой компании:

  1. Определение периода, на который составляется проект бюджета, распределение точек контроля за выполнением бюджета исходя из временного или проектного фактора.
  2. Определение потенциала продаж в планируемом периоде с учетом всех основных факторов: колебаний спроса, динамику цен и изменение благосостояния потребителей, возможности изменения уровня предложения товаров и услуг, действия конкурентов на рынке.
  3. Планирование расходной части с учетом изменений в производственной политике компании, маркетинговых стратегий, доступности ресурсов для осуществления деятельности и т.п. Определяются управленческие расходы.
  4. Сопоставление двух статей – доходной и расходной частей на предмет их соотношения.
  5. Определение рисков изменение баланса в бюджете.
  6. Непосредственное составление проекта бюджета, его утверждение.
  7. Контроль выполнения бюджета на каждой контрольной точке.

Если требуется ответить на вопрос «назовите основные фазы составления бюджета страны», то в данном случае процесс более сложный и многоаспектный. Период подготовки начинается задолго до времени, когда будет происходить его утверждение. Подготовительная работа будет включать разработку планов развития экономики, прогнозы по финансово-экономическим и социальным процессам, основываться на данных налоговых органов, а также включать основные ориентиры развития страны, обозначенные в послании первого лица государства.

В дальнейшем для принятия федерального бюджета потребуется, чтобы данный документ прошел утверждение Государственной думой, которая в нескольких чтениях производит обсуждение и утверждение.

Структура бюджета

Составление бюджета напрямую не основывается на только статьях дохода и расхода, а учитывает большое количество дополнительных факторов и рисков.

Если структура бюджета коммерческой компании уже была описана в этапах формирования бюджета, то состав государственного бюджета следует рассмотреть отдельно.

Госбюджет также имеет статьи доходов и расходов. Первые делятся на налоговые и неналоговые.

Все налоги, относящиеся к федеральному уровню, а также пошлины, в том числе и таможенные, относят к налоговым статьям дохода. Вторая группа доходов относится к получению доходов от проведения продаж государственного имущества, прибыли госпредприятий, внешнеэкономической деятельности, реализации государственных резервов и запасов.

Состав расходов федерального бюджета очень многообразен. Здесь в первую очередь выделяются направления по обеспечению социальной поддержки населения, которая включает в себя различные виды, содержание национальной обороны, судебной системы, систем поддержания правопорядка, государственных органов. Проведение федеральных инвестиционных программ, обслуживание государственного долга и оказание помощи местным бюджетам также составляют статьи расходов.

Разбалансировка государственного бюджета

Несмотря на то что государственный бюджет составляется исходя из баланса расходов и доходов, в ходе его реализации происходит расхождение пропорций и возникает ситуация разбалансировки. В том случае, когда статьи расходов начинают превышать доходную часть, возникает дефицит бюджета, обратная ситуация характеризуется как профицит бюджета. Возникновение дефицита бюджета более частое явление. В случае такой ситуации потребуется изыскивать источники на его погашение. Чаще всего на государственном уровне для этого используются золотовалютные запасы.

Ситуация, когда имеется профицит, на первый взгляд более удачная, но с другой стороны это означает, что какие-то направления были неверно рассчитаны, в результате чего в текущем времени могут недополучить финансирования.

Вопрос фактического несоответствия статей доходов и расходов характерен и для коммерческих предприятий. В таких случаях чаще всего высшим руководством производится оперативная корректировка указанных статей, выявляются те направления, по которым допустимо сократить финансирование в случае возникновения дефицита бюджета, а при наличии профицита – какие виды деятельности можно профинансировать дополнительно.

Правовые вопросы бюджета

Государственный бюджет регулируется Бюджетным кодексом РФ. Составление бюджета напрямую не основывается на Конституции РФ, но важнейший документ страны определяет порядок рассмотрения и утверждения бюджета. Также Конституцией РФ закрепляется бюджетная система государства, следовательно, взаимосвязь всей процедуры работы с государственным бюджетом и Конституцией РФ очевидна.

Следует отметить, что и Бюджетный кодекс РФ, основанный на принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления, конституционно утвержденный в общих положениях, содержит информацию о сроках, на которые утверждаются бюджеты разного уровня. При этом, несмотря на то, что прописан период равный трем годам, создается финансовый бюджет России на год в каждом трехлетнем цикле. Это позволяет более объемно смотреть на предстоящие периоды и стратегически управлять доходной и расходной частями.

Оценка эффективности бюджетной стратегии

Как было выявлено, составление бюджета напрямую не основывается на балансе финансовых ресурсов, а включает в себя и комплекс вне финансовых факторов. Основная задача составления бюджета, помимо количественного баланса расходов и доходов, – это достижение поставленных целей по каждому направлению, обеспеченному финансами. Поэтому достаточно часто производят контроль исполнения бюджета и целевое использование средств, так как при направлении средств на сторонние процессы, первоначальные цели не только не будут достигнуты, но и произойдет веерное снижение эффективности в ряде смежных областей.

Заключение

Такая экономическая категория, как бюджет – сложная и многоаспектная финансовая группа, состоящая из набора действий, процессов, статей. Составление бюджета напрямую не основывается на каком-то одном документе или анализе одного явления. Для формирования экономически взвешенного бюджета как компании, так и бюджета государственного уровня, требуется аналитика и мониторинг большого количества данных, показателей, оценка рисков и возможностей в перспективе. Поэтому, отвечая на вопрос «назовите основные фазы составления бюджета», следует говорить не о двух-трех ступенях, а о более чем пяти этапах, так как каждый из них будет отвечать за составление эффективного баланса, а не общего соотношения доходов и расходов бюджета.

Комментарии