Что такое воинский долг?

История развития человеческой цивилизации невозможна без такого понятия, как воинский долг. Вообще, как таковой долг трактуется совершенно различно, сообразуясь с классовым или социальным пониманием обязанностей, которые принимает на себя человек в данную ему эпоху, где, соответственно, присутствуют конкретные проблемы общества и времени.

Литературой преподносятся самые разные виды долга: сыновний и родительский, супружеский и долг чести, но одним из самых основополагающих понятий является воинский долг, сформировавшийся в течение многих столетий, вобравший в себя все особенности, весь менталитет, все традиции и обычаи, события и исторические факты.

Армия вчера и сегодня

С момента создания в любом государстве армия - важнейший инструмент и главное орудие в международной политике. В Российской империи со времени Петра Великого значительная роль в жизни общества отдана была офицерству. Воинский долг является фундаментальным элементом, духовным составляющим воспитательного процесса, который начинает формироваться в самом раннем детстве.

По наставлению графа Воронцова (1859), офицерство должно долг свой знать и звания важность чувствовать. Солдат приходит в армию из мирной, чаще крестьянской, жизни, и потому редко понимает, для чего он здесь нужен, и не знает своего предназначения в деле, которое ему приходится выполнять. И только соответственное воспитание в рядах армии помогает ему получить патриотическое восприятие мира, разбудить историческую память, вспомнить славу собственного Отечества. В армии воинский долг необходим, только сообразуясь с ним, общая идея объединяет и ведёт к победе.

Если солдат будет выполнять свои обязанности не из долга, а из страха или по любой другой причине, нельзя будет положиться на такую армию. Каждый из этих рядов - слуга своего Отечества, и верность воинскому долгу - священная обязанность перед Родиной. Это касается не только солдат, но и каждого гражданина. К сожалению, в наше время российское общество относится к исполнению такого долга очень неоднородно, слишком разительными оказались перемены в нашей многострадальной стране. Многие стараются от армии "откосить". И в этой ситуации человек, помимо неминуемой уголовной, несёт ещё более тяжкую ответственность: на его плечах будущее Отечества. Но верность воинскому долгу для многих сегодня - просто слова, за которыми не стоит ничего.

Главные слова

Долг гражданина России перед своей страной всегда ассоциируется с сыновним, то есть отношение к Родине - это чувства к своей матери. Патриотизм и верность воинскому долгу, как и честь, - понятия на сегодняшний день для молодого поколения чуждые, их восприятие не способно до определённого момента "овеществить" данные слова, звучащие для них словно термины.

Нужно, чтобы молодые люди осмыслили эти категории как главные ценности, как жизненные установки. Иначе весь этот громадный пласт ценностей не найдёт признания у граждан, не послужит пользой стране, а молодёжь не получит личностного развития. Ушинский, знаменитый писатель, мыслитель и педагог, утверждал, что человека без самолюбия не бывает, но точно так же не бывает его без любви к Родине, и именно эта любовь воспитывает сердце и служит опорой в борьбе с дурными наклонностями.

Патриотизм и верность воинскому долгу - понятия, имеющие много трактовок и вариантов. Но все они определяют эти категории как наиболее значимые и непреходящие ценности, присущие абсолютно всем сферам жизни государства и общества, являющиеся тем духовным богатством личности, которая характеризует уровень её развития и проявляется в самореализации - активной, деятельной и всегда на благо Отечества. Явления эти многогранные и многоаспектные, они представляют сложнейший комплекс характеристик и свойств, проявляются на разных уровнях и социальной системы, и у граждан всех возрастов и поколений. Более всего характеризует человека исполняемый им воинский долг. Воинская честь напрямую зависит от качества его исполнения. Это отношение личности к собственной стране, к людям, его окружающим.

Воспитание

Самой благодатной порой для того, чтобы прививать чувство патриотизма, а с ним и воинского долга, считаются детство и юность. Если начать воспитание вовремя, должные чувства обязательно проявятся, и не просто слова будут на слуху гражданина, но понятия эти станут для него священными. Когда выкорчеваны корни исторической памяти, тогда прерываются связи между поколениями, отрицаются традиции, игнорируется менталитет народа, его история, подвиги, слава, доблесть. Нет преемственности - нет условий для того, чтобы патриотические чувства возрастали. Тогда очень тяжело будет формировать воинский долг военнослужащих.

Что же мешает патриотическому воспитанию в наши дни? Почему все идеи национального единства, добра, любви к Родине, семье и народу в целом подменились культами зла, силы, секса, вседозволенности? Почему во главе жизненных прерогатив стоят ложные символы престижности положения в обществе?

Как прививать молодым людям такие установки, чтобы они могли с честью выполнить воинский долг? В первую очередь это должны делать родители, во вторую - образовательные учреждения и, конечно, государство в целом. А в Вооружённых Силах - их командный состав. Развивать патриотизм нужно обязательно, а начинать его необходимо в детском возрасте, не прекращая этот процесс среди юношества. Привязанность к Родине не должна быть чисто теоретической, поскольку само слово "Родина" содержит в себе определение "родной". В России эти чувства всегда были на уровне менталитета, они носили особый нравственный, философский, иногда религиозный или мистический смысл.

Государственная программа

В девяностые годы прошлого века начался сложный период в развитии нашей страны, когда на патриотическое воспитание молодёжи общество внимания не обращало, роль его была самая незначительная. И это немедленно отразилось на духовном и нравственном аспектах развития подрастающего поколения. Факт оказался не просто негативным, это сказалось и на всех последующих призывных кампаниях - участились случаи уклонения от службы, а среди тех, кто "откосить" не смог, мало кто с желанием и как полагается исполнял воинский долг. Однако была вскоре принята Правительством Российской Федерации специальная государственная программа, посвящённая патриотическому воспитанию граждан. Так у общеобразовательных учреждений появилась реальная возможность активизировать деятельность в этом направлении.

Конечно, даже принятие такой программы полностью всю проблему патриотического воспитания не снимет. Во-первых, начинаться оно должно гораздо раньше и не в школах, а в семьях. Мудрый философ Монтескье написал совершенную правду относительно лучшего метода привития детям любви к Отечеству. Если есть такая любовь у отцов, она непременно перейдёт к детям. Пример - лучшее пособие, самый действенный метод. Начинается такое воспитание с проявлений, далёких от воинских. Будущий солдат прочувствует выполнение воинского долга на примерах обязанностей духовных, материальных, родительских. Родные, учителя, а впоследствии и офицерский состав будут просто продолжать начатое в раннем детстве, и тогда служба пройдёт безболезненно и с хорошей отдачей. Вот именно поэтому учителя и воспитатели должны быть патриотами своей Родины истинно, до глубины души. Так возродится держава.

Национальный характер

Наш национальный характер - важнейшее обстоятельство, которое оказывает влияние на развитие военного патриотизма. Это родилось не сейчас и даже не при советской власти. Главные черты национального характера, формирующие суть воинского долга, не слишком многочисленны, но каждая из них имеет основополагающее значение. Преданность Отечеству должна быть беспредельной, до полной готовности совершенно сознательно отдать за него жизнь. Воинская присяга всегда имела авторитет непререкаемый и исполнялась при абсолютно любых условиях. Понятия воинского долга и воинской чести всегда были одинаково высоки у солдат и офицерства. В бою нормой поведения были стойкость и упорство, готовность к подвигу. Не было солдата или матроса, недостаточно преданного своему полку или кораблю, знамени, традициям.

Воинские ритуалы всегда соблюдались, а награды и честь мундира вызывали уважение. Попавшие в плен российские солдаты всегда отличались героическим поведением. Всегда помогали братским народам. Русские офицеры не переставали быть лучшими примерами для своих солдат. И более всего ценилось и ценится среди однополчан именно мастерство, а потому всегда растёт стремление как можно лучше овладеть своей воинской профессией. Это касается и рядовых, и полководцев, каждый на своём месте исполнял воинский долг.

Например, Суворов более шестидесяти раз давал сражения неприятелю и ни разу не проиграл. Такого полного набора замечательных качеств не имеет ни одна армия мира. Патриотизм не материален, но влияние его исключительно велико. Его невозможно высчитать, измерить, взвесить. Но всегда в самые критические моменты именно благодаря патриотизму русская армия побеждала.

Вчера

Герои-панфиловцы - всего двадцать восемь человек, среди которых один офицер, вооружённые бутылками с горючей смесью, гранатами и несколькими противотанковыми ружьями. На флангах нет никого. Можно же было разбежаться. Или сдаться. Или зажать уши ладонями, закрыть глаза и упасть на дно окопа - и умереть. Но нет, ничего подобного не случилось, солдаты просто отбивали танковые атаки - одну за другой. Первая атака - двадцать танков, вторая - тридцать. Панфиловцы сумели половину сжечь.

Как угодно можно вести подсчёты - ну не могли они выиграть, никак не могли, ведь на одного бойца пришлось по два танка. Но они выиграли. И почему - понятно. Они всей своей душой чувствовали, что такое присяга. Они занимались простой работой, то есть исполнением воинского долга. И они любили свою землю, свою столицу, свою Родину. Если эти три составляющие присутствуют в военных людях - их не победить. И те, кто видит в Великой Отечественной только ошибки, кровь и муки, не отмечая таланта, воли, умения воевать, презрения к собственной смерти, - они уже побеждены.

Сегодня

Может быть, это всё - далёкое прошлое, а теперь и люди не те, и мировоззрение у народа поменялось? Ещё пример. Начало двухтысячного года, Чечня, высотка 776 под Улус-Кертом. Шестая рота десантного псковского полка преградила бандитам путь. Они убегали из Чечни от шквальных бомбёжек - почти всем войском. Ещё несколько километров, и все бандиты растворились бы в соседнем Дагестане - не поймать. Но целые сутки наши десантники вели неравный, тяжелейший и непрекращающийся бой с огромной силой противника, не только численно превосходящим многократно, но и вооружением.

Когда сопротивляться было уже почти невозможно - все погибли или были ранены - десантники вызвали артиллерийский огонь на себя и не пожалели своих жизней. Из девяноста человек остались в живых только шестеро, а восемьдесят четыре - погибшие при исполнении воинского долга, молодые, ушли в бессмертие. Их всегда будут помнить наравне с панфиловцами, потому что они совершили точно такой же подвиг. Первого марта ежегодно Россия приспускает знамёна в честь погибших в Чечне псковских десантников.

Настоящие мужчины

Шестеро бандитов напали на группу отдыхающих в лесу. На пикнике этом недалеко от родного села находился в кругу семьи молодой человек - младший лейтенант Магомед Нурбагандов. Ночью бандиты вытащили всех из палатки и, узнав, что один из отдыхающих - милиционер, затолкали его в багажник автомобиля, увезли и расстреляли. Всё это действо боевики ИГ снимали на видео, которое, отредактировав, выложили на своих каналах в Интернет. Но потом бандитов поймали и уничтожили. И у одного из них обнаружили телефон, где видео было без ремарок. Тогда все люди в России узнали, что настоящие мужчины и сегодня не перевелись, что не пустые слова для них: воинский долг. Оказывается, бандиты приказывали Нурбагандову передать на камеру своим сослуживцам, чтобы те бросали работу и уходили в ИГ. Магомед сказал под дулами автоматов: "Работайте, братья! А больше ничего не скажу." И это - подвиг.

И совсем недавний случай. Была атакована террористами воинская часть в Чечне, видимо, бандитам понадобилось оружие. Вылазку они совершили глубокой ночью и пытались проникнуть на территорию артиллерийского полка. Воспользовавшись опустившимся на землю густым туманом, они незаметно продвигались к своей цели, но войсковой наряд их всё-таки засёк. И тут же вступил с бандитами в неравный бой. Бойцы не допустили проникновения боевиков на военный объект. Шестеро погибли, но каждый из них погиб при исполнении воинского долга, не отступив ни на шаг. Они спасли не только жизни своих товарищей, но и защитили мирное население, среди которого при таких вероломных нападениях всегда бывают многочисленные жертвы.

Хост

Наверное, нет человека в нашей стране, который не посмотрел бы фильм Бондарчука "9 рота". Это не такой уж далёкий 1988 год, Афганистан, высота 3234 м, охраняющая доступ к дороге на Хост. Моджахеды очень хотят прорваться. Укрепившуюся на высоте девятую роту (треть её состава в тот момент принимала бой) сначала обстреливают из всех видов артиллерийского оружия, в том числе и реактивными снарядами, гранатомётами, миномётами. Используя горную местность, противник подобрался почти вплотную к позициям наших десантников и с наступлением темноты начал наступление с двух сторон. Однако десант атаку отбил. Во время первого боя геройски погиб Вячеслав Александров, младший сержант, пулемётчик, оружие которого было выведено из строя. Атака следовала за атакой, всякий раз прикрываясь массированным артобстрелом.

Моджахеды с потерями не считались, и погибало их каждую минуту много. С двадцати часов до трёх ночи советский десант выдержал двенадцать таких атак. Боеприпасы почти закончились, но разведывательный взвод соседнего третьего десантного батальона доставил патроны, и эта небольшая группа встала рядом с уцелевшими десантниками девятой роты в последней и решительной контратаке. Моджахеды отступили. Погибли шестеро десантников. Двое стали героями Советского Союза - посмертно: это рядовой Александр Мельников и младший сержант Вячеслав Александров. Это было начало войны нашей страны с международным терроризмом.

Пальмира

Звание Героя РФ посмертно было присвоено старшему лейтенанту Александру Прохоренко, который, проявив беззаветное мужество и героизм, год назад погиб при исполнении воинского долга в далёкой сирийской Пальмире. И он тоже умер за Родину, несмотря на то, что это место так от неё далеко. Наверняка он когда-то держал в мальчишеских руках учебник истории за пятый класс, где на обложке красовалась знаменитая арка Пальмиры.

Александр Прохоренко погиб за достояние всего человечества, за его независимость и свободу от массового, ставшего международным, терроризма, провозглашённого так называемым государством ИГ. Корректируя цели для нашей авиации, Александр попал в окружение и вызвал огонь на себя. И сегодня среди двадцатипятилетних есть многие люди, глубоко чувствующие ответственность принесённой присяги и воинского долга, значит, есть кому защищать нашу страну.

Комментарии