Что такое аутизм: причины, симптомы и развитие заболевания

Сложно описать, что такое аутизм в нескольких словах. Перевод слова "аутизм" означает: "человек, который ушел в себя" или "человек внутри себя". Поскольку существуют различные варианты этой болезни, то зачастую используют термин - расстройство аутистического спектра. Оно несет в себе целый ряд проблем психического и психологического характера. Аутистические расстройства выражаются жестким дефицитом эмоциональных проявлений и ограничением социального общения. Люди, страдающие аутизмом, никогда не показывают своих чувств, а их действия не несут никакой социальной направленности. Такие личности не способны обращаться к окружающим с помощью речи и жестов.

Аутизм - что это за болезнь? Этим вопросом заинтересованы не только ученые и психиатры, но и педагоги школ, дошкольных организаций и психологи. Стоит обратить внимание, что признаки аутистических расстройств типичны для других психических заболеваний (шизофрения, шизоаффективное расстройство). Но в этом случае аутизм рассматривают как синдром на фоне другого психического расстройства.

Что такое аутизм? Причины, симптомы и коррекция заболевания - обо всем этом вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Факторы, влияющие на возникновение аутизма

Чаще всего люди, страдающие от аутизма, прекрасно телесно развиты. И по визуальному осмотру нельзя определить, что они страдают от расстройств нервной системы.

Что такое аутизм и почему он развивается? В наше время существует множество гипотез возникновения этого психического расстройства. Но так как ни одна из них не получила конкретного обоснования, достоверные причины заболевания аутизмом не обнаружены. Тем не менее, специалисты выделяют несколько моментов, которые способствуют проявлению аутистических расстройств. К ним относят:

  • Наследственность. Если родители или родственники ребенка страдали от аутизма, считается, что он будет предрасположен к развитию такого заболевания. Эта гипотеза возникла на основании того, что аутизм, зачастую, встречается у членов одной семьи. Однако есть вероятность того, что болезнь получает свое распространение из-за тяжелого психологического микроклимата в семьях, которые воспитывают детей-аутистов. Психиатры считают, что первенцы чаще страдают аутистическими расстройствами.
  • Осложнения во время беременности и родов. Сами по себе осложнения не способны спровоцировать появление недуга, но могут увеличить вероятность его онтогенеза, наряду с другими причинами развития аутизма. Женщины, которые мучились от нарушения обмена веществ и ожирения, в большей степени подвержены риску развития заболевания своего ребенка. Такой же риск возникает при кислородном голодании плода или преждевременных родах. Перенесенные вирусные заболевания: корь, краснуха и ветрянка могут повлечь за собой осложнения в формировании головного мозга эмбриона и усилить риски развития психологических заболеваний.
  • Патологические изменения головного мозга. Это одна с основных причин развития заболевания аутизм. У большинства больных наблюдаются микроструктурные изменения в коре мозга, гиппокампе и мозжечке. Они влекут за собой ухудшения памяти, речи, внимания и общей мозговой деятельности.

В каком возрасте начинают проявляться симптомы аутизма

Начальные проявления аутистических расстройств происходят уже на первом году жизни ребенка. Однако заметить первичные симптомы заболевания аутизмом очень сложно, особенно, если семья воспитывает первенца. В этом случае родители обращают внимание на то, что их ребенок не похож на других в возрасте 3-3,5 лет. В этот период легче всего заметить речевые расстройства. Очевидным становиться аутизм в момент, когда малыш начинает посещать детский садик. То есть, при попытке влиться в социальную сферу жизни. Но если в семействе есть старшие дети, то необычность малыша становиться явной гораздо раньше. На фоне поведения старших детей выделяется полярное, несоциальное поведение ребенка-аутиста.

Что это за болезнь - аутизм? Симптомы недуга могут проявиться к пяти годам. У таких больных присутствуют элементарные навыки коммуникации, но обособленность от окружающих преобладает. Зачастую страдающие таким видом аутистического расстройства имеют высокий интеллектуальный уровень развития.

Заболевание в раннем возрасте (до 2 лет)

Зачастую начальные симптомы аутизма начинают проявляться уже на первом году жизни малыша. Уже в этом возрасте заметны отличительные черты поведения больного ребенка.

Ранний детский аутизм характерен следующими признаками:

  • Малыш, страдающий аутистическими расстройствами, не глядит в глаза своих родителей.
  • Больной ребенок абсолютно не привязан к своей матери: не просится на руки, не кричит, когда она уходит, и не радуется возвращению.
  • Не узнает родных людей, даже мать.
  • Больной малыш не тянется на руки и не прижимается к груди. Может даже отказаться от питания грудным молоком.
  • Малыш почти не умеет улыбаться.
  • Можно заметить первые признаки в отставании речевого развития. Отсутствует гуление, характерное для первого года жизни. В двухлетнем возрасте ребенок не повторяет легких слов и не использует простых фраз.
  • Не стремится привлечь внимание и не просит помощи у взрослых.
  • Малыш не проявляет интереса к другим детям. Заметен его агрессивный настрой в сторону своих сверстников. Он не тянется к контакту с ними, не вступает в совместные игры.
  • Относится к людям как к неодушевленным предметам.
  • Страдающий от аутизма малыш не проявляет заинтересованности игрушками. Любит играть в одиночестве. Предпочтительно он играет с какой-то одной вещью или ее частью (колесико от машинки, кусочек пирамидки).
  • Во время игры долгое время разглядывает или двигает игрушку перед глазами.
  • Продолжительное время концентрирует взгляд на одном предмете (пятно на стене, рисунок обоев).
  • Не любит перемен, даже незначительные изменения могут вызвать страх и гнев.
  • Наблюдаются расстройства сна. Прежде чем уснуть, малыш долгое время лежит, открыв глаза.
  • Не проявляет реакции на звук своего имени.
  • Вероятна болезненная реакция малыша на свет, тихие звуки и шорохи. Они могут вызывать у больного ребенка панику и испуг.

Но не обязательно вышеперечисленные симптомы обозначают аутистические расстройства. Родителям стоит обратить на них внимание и поговорить со специалистом. Он более подробно сможет объяснить, что это за болезнь аутизм. А до консультации врача поспешных выводов делать не стоит.

Детский аутизм: признаки развития аутизма от 2 до 11 лет

Ребенок с аутистическими расстройствами в этом возрасте ощущает характерные для предшествующего периода признаки. Он все так же не смотрит в глаза и не реагирует на свое имя. Не интересуется обществом своих сверстников, предпочитает одиночество. Кроме того, появляются новые признаки аутизма:

  • Больной ребенок практически не разговаривает, употребляет только пару слов. Может использовать одни и те же звуки или слова.
  • Иногда речь развивается нестандартно: долгое молчание сменяется целыми предложениями. Ребенок использует в речи нехарактерные, «взрослые» слова. Может проявиться эхолалия (повтор ранее услышанного с сохранением интонации и конструкции предложения).
  • Больной аутизмом не воспринимает собственную значимость. В разговорах ребенок называет себя ты или он, она. Не пользуется местоимением "я".
  • Ребенок абсолютно не тянется к коммуникации. Он первый никогда не начнет разговор. Не умеет вступать в беседу и поддерживать ее.
  • Перемены в привычном распорядке дня и в обстановке могут вызвать необоснованную тревогу и панику. Но привязанность ребенка направлена не на человека, а на какой-то предмет.
  • Иногда у больного ребенка наблюдается болезненная привязанность к матери. Он может ходить за ней по пятам и не разрешать ей даже выйти из комнаты.
  • Характерны для таких детей неадекватные проявления страха. Они не ощущают реальную угрозу, но в то же время могут испугаться обычных предметов.
  • Больной аутизмом выполняет шаблонные движения и поступки. Продолжительное время может неподвижно смотреть в одну точку. Такие дети могут часами сидеть, монотонно раскачиваясь или хлопая в ладоши.
  • Такие малыши тяжело поддаются обучению и отстают в развитии. С трудом осваивают письмо и чтение. В тяжелых случаях аутизма может встречаться серьезная умственная отсталость.
  • Иногда дети, страдающие аутистическими расстройствами, обладают различными талантами (музыка, математика, рисование).
  • Таким ребятам присущи вспышки гнева, необоснованная радость и плач. Часто присутствует аутоагрессия. Это агрессия, направленная в сторону самого себя (удары, укусы и др.)
  • Ребенку тяжело переключиться с одного занятия на другое. Он продолжительное время может собирать конструктор или разбирать кубики. Отвлечь от таких занятий ребенка-аутиста практически невозможно.
  • Ребенок, страдающий от аутизма, практически не пользуется жестами и мимикой. Он использует их только для обозначения собственных нужд (еда, питье).
  • Лицо больного похоже на маску, на которой иногда появляются неадекватные гримасы. Такие дети не отвечают на улыбку, их невозможно развеселить.
  • У большей части малышей с аутистическими расстройствами присутствуют проблемы в пищевом поведении. Такие дети могут категорически отказываться от некоторых продуктов, и есть одну и ту же пищу изо дня в день.
  • Дети такого возраста максимально погружаются в себя и полностью окунаются в одиночество. Они не участвуют в общих развлечениях, ведут себя замкнуто и отстраненно.

Все вышеперечисленные признаки аутизма могут выражаться в легкой, незаметной степени. В частности, как незначительная отрешенность и оторванность от внешнего мира. В тяжелых формах может происходить полная безразличность к социальному окружению и уход в себя.

Проявления аутизма у детей подростков и взрослых

К 12 годам ребенок с аутистическими расстройствами приобретает обязательные для общения навыки. Но даже в этом случае такие дети отдают предпочтение одиночеству и не нуждаются в общении со сверстниками. Пубертатный период у детей-аутистов проходит намного тяжелее, чем у здоровых. Больные подростки подвержены депрессивным состояниям, приступам агрессии, тревожным расстройствам и даже эпилептическим припадкам.

У взрослого человека степень выраженности признаков развития аутизма зависит от степени развития болезни и характера ее течения.

В подростковом и взрослом возрасте выделяют следующие признаки развития заболевания:

  • Недостаток мимики и отсутствие жестикуляции.
  • Полное отрицание простых норм общения. Больной аутизмом может избегать зрительной связи во время общения или, наоборот, слишком пронзительно смотреть в лицо. Ведут беседу шепотом или переходят на крик.
  • Аутисты не могут корректно оценивать свое поведение. Могут нанести обиду или вред собеседнику. Такие люди не понимают переживаний и желаний окружающих.
  • Больные аутистическими расстройствами никогда не заводят друзей и не способны вступать в любовные отношения.
  • У аутистов очень маленький словарный запас. В речи они пользуются одними и теми же словами. Из-за отсутствия интонации аутист разговаривает «электронным голосом».

Если аутистические расстройства протекали без осложнений, то примерно к 20 годам человек способен к самостоятельной, независимой жизни. К этому возрасту он обучен элементарным навыкам общения и достаточно умственно развит.

Люди, страдающие от тяжелых форм аутизма, нуждаются в постоянном присмотре и неспособны к самостоятельному проживанию.

Формы и виды

Заболевание аутизмом выражается по-разному у каждого больного. От численности синдромов, факторов и времени обнаружения аутизм делят на несколько видов и форм.

  • Синдром Каннера или детский аутизм (классический). Признаки этой формы аутизма становятся заметными на ранней стадии - у детей до года и младше. Для такой группы аутистических расстройств характерны: расстройства речи, сенсорно-моторные расстройства, необоснованные страхи, бессонница, агрессия и вспышки гнева. Полная отрешенность от внешнего мира и уход в себя.
  • Атипичный аутизм. Симптомы его очень схожи с симптомами синдрома Каннера. Признаки этой формы аутизма начинают проявляться у детей трех лет и старше. Атипичная форма сопровождается умственной отсталостью и задержкой развития речи. До трех лет такие дети не отстают в развитии от своих сверстников и кажутся абсолютно нормальными. После чего происходит деградация, развитие останавливается, и ребенок может лишиться приобретенных навыков. У таких детей ограниченное шаблонное повторяющееся поведение.
  • Дезинтегративные расстройства раннего возраста. В этом случае развитие ребенка проходит без каких-либо патологий. Но буквально за пару месяцев картина меняется. Ребенок уходит в себя и прекращает любые социальные отношения. В этом случае аутизм диагностируется только на фоне поведенческих отклонений. Никаких отклонений в развитии не происходит.
  • Гиперактивность с умственной отсталостью и стереотипий. Зачастую такие дети страдают тяжелыми формами умственной отсталости. У них полностью нарушено внимание. Ребенок с такой формой аутистических расстройств тяжело поддается терапии и коррекции поведения. Патология в развитии происходит в результате повреждений головного мозга.
  • Синдром Аспергера. Поведение больных с синдромом Аспергера отличается импульсивностью, нелогичными поступками и шаблонным поведением. Часто такие дети наделены необычными для их возраста способностями в музыке, рисовании, математике и конструировании. В раннем возрасте начинают читать и считать. Речевые навыки детей с синдромом Аспергера обычно не нарушены. Характерными признаками этого синдрома являются нарушенная координация движений, скудная мимика и бедная жестикуляция.
  • Общие отклонения в развитии. Вид аутизма, симптомы которого не сопоставимы ни с одной из вышеперечисленных форм.

Диагностика аутизма

Подозрение родителей на аутистические расстройства могут возникнуть уже в младенческом возрасте (начиная с трех месяцев). Однако в этом возрасте ни один специалист не способен поставить точный диагноз. К трем годам, когда симптомы становятся очевидными, можно диагностировать аутизм. Если в роду были факты заболевания, родителям стоит более внимательно наблюдать за своим ребенком. При обнаружении малейших подозрений на психические расстройства немедленно обращаться к специалисту. Вовремя поставленный диагноз поможет избежать осложнений и скорректирует социальное поведение ребенка.

Для того чтобы диагностировать аутистические расстройства, необходима врачебная комиссия. В ее число входит педиатр, психотерапевт, невролог. Кроме врачей на собрании комиссии присутствуют родители и педагоги, которые помогут составить более четкую картину поведения ребенка.

Признаки развития аутизма можно перепутать с другими генетическими отклонениями, которые сопровождаются отставанием в умственном развитии, заболеваниями типа ДЦП и глухота.

Аутистические расстройства и ДЦП

На первых годах жизни малыша аутизм легко перепутать с ДЦП. Такие случаи происходят благодаря симптомам, которые присущи обоим заболеваниям:

  • Задержка речевого развития.
  • Нарушенная координация движений (дети странно передвигаются, ходят на цыпочках).
  • Задержка умственного развития.
  • Неоправданные опасения ко всему неизведанному и непривычному.

Аутизм (фото больных детей - в статье) и ДЦП схожи в своих симптомах, но характер их проявления кардинально отличается. Очень ценно обратиться к квалифицированному доктору, который установит верный диагноз и начнет своевременную терапию.

Существует несколько способов диагностики аутистических расстройств:

  • Проводят специализированное тестирование. Разработано множество тестов, помогающих выявить психологические расстройства у ребенка. Тестированию подвергаются родители детей в возрасте до 1.5 лет. Дети старшего возраста проходят его самостоятельно.
  • УЗИ головного мозга. Оно помогает обнаружить структурные или физиологические патологии головного мозга, которые повлияли на развития аутизма.
  • ЭГГ. Оно помогает определить заболевание эпилепсией, которое часто сопровождает аутистические расстройства.
  • Проверка слухового аппарата ребенка. Отставание в развитии речи могут происходить на фоне нарушений слуха.

Лечение и реабилитация

Главной задачей лечения аутистических расстройств является увеличение степени обслуживания самого себя и отработка общественных навыков. Лечение аутизма включает в себя целый комплекс методов и приемов. Комплекс включает в себя: поведенческую терапию, биомедицину и фармакологическую терапию.

  • Поведенческая терапия. Она включает в себя комплекс мер, направленных на коррекцию поведения аутиста. Поведенческая терапия может быть разных видов: Речевая терапия. Часто страдающие от аутизма люди не пользуются речевыми навыками. Обучение общению происходит по специализированной схеме, которая разработана с учетом личностных навыков аутиста.
  • Трудотерапия. Такая терапия помогает научить ребенка простым повседневным навыкам, которые будут необходимы больному аутизмом каждый день. На занятиях трудотерапией учат элементарным действиям: одеться самостоятельно, умыться и расчесаться. На таких занятиях развивается координация движений и мелкая моторика рук. Трудотерапия помогает приспособиться к самостоятельной жизни людям с аутистическими расстройствами.
  • Игровая терапия. Для такого вида терапии характерно обучение конкретным навыкам в форме игры. Во время игры терапевт подключается к больному, стимулирует его действия и устанавливает контакт.
  • Терапия альтернативной коммуникации. В такой терапии происходит подмена словесной речи на символы и образы. На занятии по альтернативной коммуникации аутистов учат обозначать свои эмоции с помощью жестикуляции или специальных картинок. Альтернативная коммуникация особенно необходима больным с аутистическими расстройствами, которые почти не разговаривают.

Биомедицина

Биомедицина направлена на очищение организма от вредного воздействия паразитов и других патогенных микроорганизмов. Рацион питания больного аутизмом строится на отказе от продуктов, содержащих глютен. Так как существует теория пагубного влияния таких продуктов на аутистические расстройства. Меню больного должно включать в себя продукты с высоким содержанием витамина С. Он способен уменьшать отклонения в поведении аутиста.

Фармакологическая терапия

Вместе с поведенческой терапией больному аутизмом назначают медикаментозное лечение. В наше время нет медикаментов, которые могут излечить аутизм или остановить его развитие. Поэтому пациентам назначают психотропные медикаментозные препараты, которые могут облегчить проявления аутистических расстройств.

Кроме вышеперечисленных методик лечения аутизма существует множество неоднозначных практик. Аутистические расстройства лечат при помощи гипноза, черепной остеопатии, хиропрактики и терапии отвращения. Распространены такие методы как пет-терапия (с помощью животных) и сенсорная терапия.

Одаренность и аутизм

У детей-аутистов нарушены функции коммуникативного общения и социального взаимодействия. Но помимо вышеперечисленных патологических симптомов у 30% людей с диагнозом аутистические расстройства были выявлены исключительные способности в сфере музыки, рисования, математики и др.

Исследования показали, что дети с аутистическими расстройствами способны за короткий промежуток времени запомнить большое количество информации и дословно ее воспроизвести.

Существует множество примеров детей с аутистическими расстройствами, которые благодаря своим уникальным способностям стали всемирно известными. Примером может послужить история мальчика Журдена, который уже в годовалом возрасте имел абсолютный слух. А к девяти годам у него был диагностирован аутизм. Еще один мальчик по имени Яков с аутистическими расстройствами получил свою известность благодаря тому, что уже в 11 лет сдал экзамены в колледж.

Среди людей, страдающих аутизмомом, есть популярные, успешные и одаренные личности. Предполагается, что от аутистических расстройств страдали: Леонардо да Винчи, Авраам Линкольн, Энди Уорхол, Винсент Ван Гог, Донна Уильямс и др.

Эпидемия аутистических расстройств

Детский аутизм как неполноценное психологическое состояние был открыт в годы Второй Мировой войны. Этот синдром был описан двумя врачами: Лео Каннером и Гансом Аспергером. Врачи работали автономно друг от друга, и открытие произошло параллельно. После того как синдром аутизма был описан, пришла уверенность, что он существовал всегда.

В наше время в средствах массовой информации довольно часто встречаются сообщения о том, что прецеденты аутистических расстройств участились, и над миром нависла эпидемия аутизма. Однако детей с расстройствами аутистического спектра не стало больше рождаться. Разговоры об эпидемии возникли благодаря высокоинтенсивному изучению этой проблемы и расширению рамок аутистических расстройств.

Заключение

Аутизм отзывы получает далеко не лестные, так как это - патология в психологическом развитии человека, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Родителям больного ребенка сложно за этим всем наблюдать. Но многие утверждают, что вовремя поставленный диагноз и грамотная коррекция помогут больному научиться жить в обществе, избавиться от необоснованных страхов и научиться контролировать свои эмоции. Родители, узнавшие на собственном опыте, что это за болезнь аутизм, утверждают, что главное - быть сильными, любить своего ребенка таким, какой он есть, и помочь ему найти свое место в жизни. Ведь в коррекции аутистических расстройств главная роль принадлежит именно родителям и близким родственникам больного человека. Врачи, психологи и педагоги активно помогают им в этом. Специалисты утверждают, что коррекция практически всегда дает положительный результат и помогает социализировать больного ребенка.

Комментарии