Бриллиантовая кладовая Эрмитажа: история создания

Эрмитаж – это государственный музей, который многие специалисты и посетители называют не иначе, как Короной российского музейного убранства. Его залы украшены множеством уникальных произведений искусства.

Но не только сюда стремятся попасть ценители прекрасного, приходя в Эрмитаж. Золотая и бриллиантовая кладовая буквально затмевают все, что находится в других залах. Ведь в этих отделах размещены самые ценные сокровища. Но особенно поражает воображение простого обывателя Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. О ней и пойдет речь в данной статье.

История

При возникновении Эрмитажа никто не ставил вопрос о принадлежности имеющихся в нем сокровищ. Конечно, собственниками и собирателями всех ценностей были российские самодержцы. Но ситуация постепенно менялась. И уже Николай I стал разграничивать произведения, выделяя из них «личные» и «государственные». В период правления этого царя Эрмитаж принимал посетителей, которые должны были узреть роскошь и красоту всех представленных в экспозиции вещей. Когда же возникла Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? История ее появления вполне логична. Ведь все существующие императорские регалии, а также коронные бриллианты должны были где-то находиться на хранении. При этом их следовало содержать таким образом, чтобы гарантировать неприкосновенность и избежать любых случайностей.

Для того чтобы хранить императорские регалии, коронные бриллианты, а также ценные ювелирные изделия и меховые вещи, Николай I создал специальную структуру. Он назвал ее Камеральным отделением Кабинета Е.И.В.

Разумеется, все эти ценные предметы находились под неусыпным присмотром и до 19 в. История созданного Николаем I Кабинета берет свои истоки в 1704 г. Изначально подобная структура занималась управлением хозяйственными, административными, а также финансовыми делами правящих императоров. Ее создали согласно Приказу тайных дел, изданному царем Алексеем Михайловичем. До конца 18 века такой Кабинет был в ответе за хранение всех императорских регалий, а также коронных бриллиантов. Но некоторые изменения в такую деятельность были внесены 16.07.1786 г. Тогда, по указу Екатерины II , была четко определена работа Кабинета. В одном из пунктов данного документа было дано описание некоторых положений, непосредственно относящихся к хранению державных ценностей, которыми и являлись ювелирные украшения.

К концу 19 века появилось условное разделение Зимнего дворца. Считалось, что в нем находится несколько зон. Они включали в себя жилые помещения, а также комнаты, отведенные для приближенного к императору окружения. Была в Зимнем дворце и особенная зона. Она представляла собой помещения, в которой находились художественные ценности, принадлежащие царской семье. Эта зона называлась Императорским Новым Эрмитажем. Здесь хранились предметы, ранее находившиеся в Кунсткамере и Московской Оружейной палате. Перенесли сюда и произведения искусства из Старого Эрмитажа.

В декабре 1856 года официально открыли для посещений уникальную коллекцию экспонатов. Помещение, в котором они находились, стало называться Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Изначально в нее было помещено сто шестьдесят пять вещей.

Коллекция ювелирных творений

Что сегодня хранит в себе Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? В ней находится множество вещей, показывающих посетителям музея поэтапное развитие ювелирного дела, которое совершенствовалось на протяжении всей многовековой истории человечества. Но именно предметами искусства 18 века наиболее гордится Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Экспонаты, выполненные руками прекрасных умельцев этой эпохи, находятся здесь не случайно. Ведь именно 18 столетие называют веком бриллиантов. Каких только вещей ни делали ювелиры из Европы для самых взыскательных покупателей!

Это шкатулки и табакерки, несессеры и мушечницы, веера и часы, украшения для платьев, шляп и волос. Есть среди этих предметов флакончики для духов, браслеты и перстни.

Драгоценные табакерки

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа представляет посетителям большое количество предметов. Многие из них были приобретены императрицей Елизаветой Петровной. Например, по ее распоряжению приобретались различные табакерки. Такую вещь сегодня найти сложно. А в те далекие времена это были специальные коробочки, предназначенные для хранения табака. То, что попало в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа, было в свое время драгоценной наградой императрице за ее услуги.

Использовались табакерки, выполненные ювелирами и в качестве дипломатических, а также интимных подарков. Есть в этой уникальной кладовой и овальная коробочка, украшенная вензелями Екатерины II и Семена Зорича (одного из множества ее фаворитов). Хранятся в Эрмитаже и две инкрустированные золотом черепаховые табакерки, которые принадлежали царю Петру. Одна из них украшена миниатюрой с изображением кораблей в гавани Санкт-Петербурга. Вторая выполнена в весьма оригинальной форме. Она изготовлена в виде корабля и имеет даже стеклянные окошки. Сделаны эти две работы неизвестным мастером.

Часы

Механизм, показывающий время, был весьма популярен в те далекие времена, когда Россией правили царские династии. Однако только знать могла позволить себе приобрести часы. Их прикрепляли при помощи специальной цепи – шатлена к поясу. Однако этим все не заканчивалось. К поясу крепилось еще несколько цепочек. На одной из них находился ключик. Он был необходим для завода часов. Другую цепочку украшала подвеска, выполненная ювелирами, а на третьей могла находиться любая изысканная мелочь. И весь такой комплект обильно украшался различными драгоценными камнями. Очень много подобных предметов показывает своим посетителям Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая).

Часы работы швейцарских, французских и английских мастеров представлены здесь и в настольном варианте.

Солонки

Всем нам знакома русская традиция, заключенная в предложении гостям «хлеба-соли». Важна подобная церемония была и для августейших особ. Именно поэтому среди экспонатов Бриллиантовой комнаты Эрмитажа находятся солонки. Они представляют собой чаши, выполненные из серебра или из чистого золота. Солонки украшены чеканкой, а также драгоценными камнями.

Творения Ивана Кулибина

Во времена правления императрицы Екатерины Великой радовал выполненными собственноручно вещами хорошо известный ныне механик-самоучка. Одна из его бесценных вещей – часы, заключенные в яйцеобразный золоченый ажурный корпус.

Через фаворита императрицы графа Владимира Орлова Кулибин преподнес этот уникальный предмет Екатерине. В те времена он вызывал неподдельное восхищение. Ведь до этого мастера на Руси никогда не делали часовые механизмы. Ювелиры изготавливали только предназначенный для них драгоценный корпус.

Часы Ивана Кулибина помимо обычного хода радовали владелицу музыкальным механизмом и двигающимися под мелодию фигурками.

Работы Иеремия Позье

Этот прекрасный ювелир создавал свои творения для трех русских императриц. Экскурсия в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа познакомит вас с его табакерками из золота, украшением которых являются ветви из бриллиантов, а также драгоценные букеты, которые в прежние времена знатные дамы носили на плече, на поясе или на лифе платья. Все камни были закреплены в серебряной оправе, благодаря чему были лишены желтого оттенка. Золото служило только для соединения отдельных цветочков в букет. Из-за такого закрепления все детали были подвижны. Это создавало удивительный эффект. Во время движения дамы цветочки шевелились и сверкали.

Для того чтобы демонстрировать подобные букеты, в конце 19 в. сделали даже специальные вазочки. Они изготавливались из горного хрусталя, который создавал впечатление их наполненности водой

Чьи еще работы хранятся в Бриллиантовой комнате?

Мастера ювелирного дела, творящие в Санкт-Петербурге, были, как правило, иностранного происхождения. Именно поэтому посетители Бриллиантовой комнаты могут полюбоваться на работы Ж.Ф.К. Бурде, И. Позье, И.Г. Шарфа, братьев Дювалей и Теремен, а также Ж.П. Адора.

Спрос на украшения в 18 в. был чрезвычайно велик. Не упал интерес к ювелирным изделиям и в следующем веке. В этот период особенно популярными были предметы, изготовленные Карлом Фаберже. Самое знаковое произведение известного мастера – копия таких императорских регалий, как Большая и Малая корона, а также держава и скипетр. Все эти предметы Карл Фаберже выполнил в десятикратном уменьшении.

Сегодня все копии предоставляет для обзора своим посетителям Эрмитаж (Санкт-Петербург), Бриллиантовая кладовая. Уменьшенные императорские регалии размещены на подушечках, сшитых из белого бархата и украшенных серебряными кисточками. В свою очередь, подушечки укреплены на специально созданных для этой цели серебряных постаментах. Все это великолепие размещено на возвышении, похожем на римскую колонну. Изготовлен такой постамент из розового кварцита и украшен серебряной гирляндой.

Для того чтобы приступить к работе, Фаберже понадобилось получить особое разрешение Дворца. За этот шедевр, который участвовал в 1900 г. во Всемирной промышленно-художественной выставке в Париже, автор получил Золотую медаль и Орден почетного легиона. При этом его признали лучшим ювелиром мира. После этой выставки царем Николаем II изделия были приобретены для Эрмитажа.

Блестящие экспонаты

Одна из самых ярких коллекций Бриллиантовой комнаты включает в себя украшения, выполненные в эпоху Возрождения. Все эти вещи имеют морскую тематику и украшены «неправильным» барочным жемчугом. Одним из таких изделий является подвеска-каравелла. Она изготовлена из цельного изумруда, а барочная жемчужина служит корпусом корабля.

Среди изделий морской тематики находится и подвеска корсара Елизаветы Френсиса Дрейка. Данная вещь представляет собой полупрозрачный округлый кварц розового цвета, имеющий золотое крепление для цепочки. На креплении находится изображение корабля, рассекающего волны. Здесь же указано и имя владельца подвески, а также дата - 1590 г.

Есть в Бриллиантовой комнате Эрмитажа и уникальные изделия из сицилийского города Трапани, датируемые 17 веком. Специалисты оценивают их как неординарные и редкие. Это предметы из кораллов, серебра и золоченой меди. Их красота буквально завораживает взоры посетителей. Одно из таких изделий – кувшин-рукомой. Из стенок этого сосуда словно вырастают кристаллы.

Просмотр уникальных коллекций

Как попасть в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа? Для этого необходимо приобрести билеты на одну из экскурсий, которые проводятся только по расписанию.

Всех желающих приглашает к себе Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая). Билеты, которые понадобятся для этого, следующие:

1. На вход в Эрмитаж. Для граждан России и Беларуси стоимость такого билета составляет 400 руб. Все остальные могут приобрести его за 600 руб. Бесплатно музей могут посетить дети и студенты любой страны, а также пенсионеры РФ.

2. На экскурсию, проводимую в Бриллиантовой кладовой. Стоимость такого билета составляет 300 руб. для всех категорий граждан.

И тот, и другой билет реализуется кассами Эрмитажа, находящимися непосредственно на входе. В период высокого туристического сезона необходимо приходить за ними как можно раньше. Ведь количество билетов ограничено. Высоким туристическим сезоном считается время белых ночей, майские и новогодние праздники.

На сегодняшний день существует возможность приобретения билетов по интернету. Для этого достаточно зайти на официальный сайт музея. Правда, стоимость билетов при таком варианте покупки будет несколько выше. Она составит 580 руб. для входа в Эрмитаж, а для участия в экскурсии по Бриллиантовой комнате – 430 руб.

Также в интернете можно наткнуться на многочисленные сайты туристических фирм, которые предлагают билеты по завышенным ценам. Следует иметь в виду, что никакой необходимости в посредниках нет. Любой человек может организовать посещение Эрмитажа и Бриллиантовой комнаты самостоятельно. Тем более что экскурсии проводятся только сотрудниками музея. Работа посредников заключается лишь в покупке билетов, за что и берется внушительная комиссия.

В какое время открыт для посещения Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая)? Часы работы музея несколько меняются в зависимости от дня недели. Так, во вторник, четверг, субботу и воскресение Эрмитаж приглашает посетителей с 10.30 до 18.00. Кассы при этом работают лишь до 17.00. В среду и в пятницу музей принимает гостей с 10.30 до 21.00. Попасть в кассы при этом можно до 20.00. Понедельник в Эрмитаже является выходным днем.

В субботу и в воскресенье, а также в летний сезон рекомендуется приходить в музей либо за полчаса до открытия, либо непосредственно к нему. Это связано с большим наплывом посетителей. Тот, кто пришел позже, будет стоять в очереди в течение нескольких часов или просто не попадет в музей.

Как же работает Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? Расписание ее экскурсий можно узнать, обратившись к администратору информационного центра в день посещения. Вывешиваются они и на специальных стендах.

Экскурсии в Бриллиантовую комнату отличаются хорошей организацией. После покупки билета посетители раздеваются в гардеробе и проходят в музей. Группу собирают за тридцать минут до посещения кладовой в фойе музея. Это место обозначено большой табличкой. Найти его помогут и работники музея. Они охотно укажут на нужное место.
Полтора часа длится экскурсия, знакомящая с экспонатами, которые хранит Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Фото ювелирных изделий посетителям делать запрещается.

Комментарии