Папа Иоанн XXIII: итоги деятельности
Папа Римский – высшая должность в католическом мире, это видимый глава церкви, богословский и канонический символ веры. Учитывая высокий священный статус понтифика и одновременно главы суверенного государства Ватикан, всех, кто носил этот высокий титул, можно назвать воистину выдающимися личностями. Но даже среди церковных патриархов были особенно выдающиеся люди, которых навсегда запомнит история.
К ним можно однозначно отнести папу Иоанна XXIII. Его избрание на престол было судьбоносным, историки до сих пор разделяют историю католической церкви на период до Второго Ватиканского собора, созванного Иоанном XXIII, и период после.
Мудрая и размеренная политика патриарха способствовала возрождению человеческой веры в Высшие силы, в добро и справедливость. Именно эта истинная вера была уже почти погребена под бесконечными религиозными догмами, мертвыми законами праведности и устаревшими доктринами.
Биография святого до избрания на папский престол
Папа Римский Иоанн XXIII, в миру Анджело Джузеппе Ронкалли, выходец из бедной, многодетной крестьянской семьи. Он родился на севере Италии в живописной провинции Бергамо в 1881 году.
Уже в первые годы учебы в провинциальной начальной школе юный крестьянин готовился к поступлению в семинарию. При помощи местного священника мальчик выучил латинский язык. Он успешно окончил Бергамскую семинарию в 1900 году, а через четыре года и теологический факультет Папской семинарии в Риме. В 1904 году он принял сан священника и стал секретарем епископа Д. М. Радини Тедески. Также преподавал историю религии в той же семинарии в Бергамо.
В годы Первой мировой войны он служил в армии санитаром в госпитале, а затем военным капелланом. В 1921 году Анджело Джузеппе Ронкалли был одним из членов Священной конгрегации веры.
Папа Римский Иоанн XXIII: дипломатическая карьера, нунциатура, миротворчество
Успехи Ронкалли как папского посла (нунция) также заслуживают особого внимания. Высокая толерантность, интеллигентность и образованность дипломата помогли ему с успехом общаться с представителями разных конфессий, религиозных взглядов и традиций. Он утверждал, что с людьми нужно говорить не на языке догм, благих советов и табу, а на языке взаимоуважения, прислушиваться к разным мнениям, допускать существование нескольких истин во имя добра и мира.
За время епископства с 1925 года до 1953 он был нунцием в Софии, Анкаре, Афинах, Париже. Его дипломатическая деятельность развертелась в непростые годы, которые сопровождались военными действиями, переворотами, сменами власти и т. д. Он помогал мирно разрешать разного уровня конфликты - от межрелигиозных браков до политических интриг.
А в 1953 году Ронкалли был избран патриархом Венеции, кардиналом.
Иоанн XXIII: начало служения
Выборы папы в 1958 году были непростыми и сопровождались административным кризисом Римской курии. Борьба за высшую патриаршую должность велась в основном между двумя лагерями: кардиналами-консерваторами и «прогрессистами». Каждые имели своего кандидата, но ни одному не было отдано достаточного количества голосов.
В конце концов на 11 туре конклава был избран папой Ронкалли, «темная лошадка» среди кардиналов претендентов. Он стал самым пожилым папой на момент избрания (ему исполнилось 77 лет.) Ронкалли выбрал папское имя Иоанн XXIII. Это популярное когда-то среди пап имя было своего рода «проклятым». До этого 550 лет никто из понтификов не избирал церковное имя Иоанн, поскольку одиозный Бальтазар Косса Иоанн XXIII - антипапа - именно так себя именовал. Но Ронкалли подчеркнул, что он избирает это имя в честь святого Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова и в память о своем отце. Он поддерживал тесную связь со своими родителями, братьями и сестрами на всех этапах церковной карьеры. Также патриарх отметил, что Иоанн XXIII (антипапа) не был законным папой, так как «правил» в период Великого западного раскола, был безнравственным грешником и не имел никакого права носить это святое имя.
Избрание папой Иоанна XXIII было своеобразным вынужденным шагом, когда ни один из главных претендентов не смог набрать достаточного количества голосов среди кардиналов. Иоанн XXIII Баден был «переходным папой», который должен был править пока католическая церковь не определится окончательно с идеологическим курсом (консервативным или прогрессивным). Вероятно, некоторую роль в решении кардиналов сыграл и тот факт, что правление Иоанна не могло продлиться долго, ведь ему уже было 77 лет. Но по факту этот «проходящий папа» стал культовой личностью в христианском мире, самой инициативной фигурой своего времени. За короткий период своего понтификата он сумел внедрить множество судьбоносных изменений.
Церковные инициативы папы
Будучи военным врачом, затем нунцием, Иоанн XXIII увидел, почувствовал и пережил много противоречивых истин, познакомился с угрожающими социальными проблемами, общался с людьми разных верований, видел много смертей, конфликтов, разрушений. Он, как человек, понимал, сколько всего переживает человечество в непростые военные и послевоенные разорительные годы: бедность, болезни, нищету. И знал, что сопереживание, благотворительность, прославление понятных истин, таких как добро, справедливость и вера в лучшее - это, то чего ждут люди от церкви, а не очередных канонов, догм, поклонений перед патриархами.
Папа был весьма харизматическим индивидом, он ходил по Ватикану без свиты, он не использовал свою должность, чтобы продвинуть родственников или друзей в политические или церковные круги. Он не отказывался встретиться с мастерами или рабочими и пропустить стаканчик прямо на улице. Но, несмотря на такую эксцентричность, он был верен Законам Божьим.
Он понимал, что истины, заповеди Божье можно донести до людей только общаясь с христианами на их языке, прислушиваясь к трезвому мнению других, уважая братьев по вере.
Он отменил коленопреклонение, традиционное целование перстня, приказал убрать из лексикона витиеватые словеса типа «глубокочтимые уста» и «преподобнейшие шаги».
Папа открыл церковь миру. Если во все века и еще в первой половине ХХ века католичество ассоциировалось с авторитаризмом, то после его правления ситуация сдвинулась с мертвой точки. Церковь продолжала отыгрывать ключевую политическую, идеологическую функцию, но авторитет церковнослужителей перестал быть нерушимым.
Кроме тесного межконфессионального диалога, Иоанн XXIII - папа мира - инициировал новый политический курс в адрес представителей всех нехристианских религий. Он провозгласил принципы уважения их духовых ценностей, культурных обычаев, традиций, социальных устоев.
Впервые был нанесен визит в Иерусалим, произнесены извинения перед иудеями за многолетние гонения, жестокости, антисемитизм. Новое папское правительство признало, что обвинения иудеев в смерти Иисуса Христа безосновательны, и новое католическое руководство к ним не присоединяется.
Папа Иоанн XXIII объявил, что всех людей должны объединять мир, добро, вера в лучшее, взаимоуважение, стремление к сбережению человеческих жизней, а не верность канонам. Он, пожалуй, первым из всех глав Ватикана признал, что не столь важно, на каком языке ведётся церковная служба, стоят или сидят прихожане. Падре так своевременно и честно обратил внимание на то, что церковь, вместо того, чтобы примирять людей, делать их добрее и гармоничнее, еще больше их дезориентирует и раскалывает, подчеркивая необходимость следовать точному перечню церковных традиций, которые разнятся в каждой конфессии: правильно креститься, правильно кланяться и вести себя в соборе.
Он говорил: «В соборе церковных традиций властвует устарелый затхлый воздух, нужно пошире открыть окна».
Второй Ватиканский собор
Папа Римский Иоанн XXIII полностью обрушил надежды кардиналов и курии на его непритязательное нейтральное правление, уже через 90 дней после занятия папского престола, понтифик выразил намерение созвать Вселенский собор. Реакцию кардиналов было сложно назвать одобрительной. Они сказали, что до 1963 года будет очень трудно подготовить и созвать Собор, на что папа ответил: отлично, подготовим тогда до 1962.
Еще до начала собора Джованни узнал, что болен раком, но он отказался от рискованной операции, потому что хотел точно дожить до дня, когда на открытии собора обратится к честным людям с просьбой о мире, добре и сопереживании.
Задачей собора было приспособить церковь к современному миру, подружиться, наладить диалог, а возможно, и воссоединиться с отделившимися христианами. На Собор были приглашены и представители православных общин из Греции, России, Польши, Иерусалима.
Результатом Второго Ватикана, который завершился уже после смерти папы Иоанна XXIII, было принятие новой пастырской конституции "Радость и надежда", где были рассмотрены новые взгляды на религиозное воспитание, свободу верований, и на отношение к нехристианским церквям.
Итоги и оценки деятельности
Истинные благие результаты деятельности великого понтифика смогли оценить только его последователи несколько лет спустя. Но каждого, кто соберётся подвести какие-то итоги его правления, непременно ждет дивная смесь чувств: что-то на грани восторга и удивления. Ведь результаты деятельности папы просто поражают.
Можно даже сказать, что он продолжал влиять на католический мир еще многие годы после своей смерти. Узнав о своей неизлечимой болезни, папа Иоанн XXIII завуалировано готовил своего последователя кардинала Джованни Баттиста Монтини, который стал новым Папой после Иоанна, завершил Второй собор и продолжил великие добрые дела своего учителя.
Известные европейские политологи, в том числе С. Хантингтон, также делал акцент на роли церкви в развитие социума в ХХ веке. Особенно на том, какую функцию отыграл в этом процессе папа Иоанн XXIII, итоги деятельности этого великого понтифика также нашли отображение в развитие демократии во всем мире.
Зв свою короткую «карьеру» на католическом престоле папа выпустил 8 особых папских документов (энциклик). В них он выразил новый взгляд католической церкви на роль пастыря в современном обществе, на материнство, мир, прогресс. 11 ноября 1961 года он выдал энциклик «Вечная Божественная мудрость», где высказал свой положительный взгляд нам экумени́зм — идеологию всехристианского единства. Он обращался к православным и греко-католическим христианам «братья».
Отношение папы Джованни XXIII к социализму
Еще Иоанна XXIII называли «Папой Мира» или «Красным Папой» из-за его толерантного отношения к странам социалистического лагеря и его стремления внедрить некий «религиозный социализм». Он подчеркивал, что благо всех народов должно основываться на правах, волях и обязанностях каждого человека, но регулироваться моральными и церковными нормами. Пастырь указывал, что в базисе решения проблем общества должны лежать принципы взаимопомощи и гуманизма. Он также выступил за свободу выбора профессий, за равные возможности самореализации для представителей всех стран.
Следует отметить, что материалистические, а потом коммунистические взгляды всегда отметались католической церковью, как еретические. Папа Иоанн XXIII проявил небывалую мудрость, поддержав дипломатические отношения с Кубой, Советским Союзом, как законный правитель государства Ватикан. При этом он подчеркивал, что ни в коем случае не принимает атеистические взгляды и остаётся только истинным католиком и «слугой Бога». Но вместе с тем уважает национальные взгляды всех жителей мира. И делает акцент на роли взаимоуважения и толерантности в предотвращении конфликтов и воин.
В своих праздничных речах Иоанн XXIII называл мир самым великим и драгоценным благом на Земле. В его правление Ватикан перестал быть тоталитарной, зацементированной, верной мертвым традициям организацией, а превратился в авторитетный церковный институт, пропитанный духом сверхнейтралитета.
11 апреля 1963 понтифик издал энциклик «Мир на Земле», где уделил особое внимание социальным вопросам, призвал о необходимости диалога между социалистами и капиталистами и акцентировал на том, что нет идеологических противоречий, которые нельзя решить, если действовать во имя мира и справедливости.
Противники политики понтифика Иоанна XXIII
Предполагалось, что противников Иоанн XXIII Баден так и не сможет нажить, ведь при его избрании, папская канцелярия трезво оценивала его возраст и состояние здоровья. Прибавить к этому его политическую нейтральность и повальную толерантность. Его воспринимали, как такого себе пожилого сельского падре с бедной семьи, чудаковатого старика, непривередливого добряка. Но, кардиналы на конклаве очень недооценили твердость его веры и энтузиазм в творении хороших дел.
Инициативы, энциклики папы были благосклоннее восприняты церквами католических стран «третьего мира», но Римские и Ватиканские кардиналы восприняли многие реформы, мягко говоря, неблагосклонно.
Больше через то, что церковный институт всегда был «туго реформируемым». А к тому же папа Иоанн XXIII инициировал отмену многих церковных почестей и как бы «опустил» авторитет католических церковнослужителей. Больше всего протестов высказывали министры Ватикана, священная канцелярия.
Смерть папы, канонизация, причисление к лику святых
3 июня 1963 году скончался папа Иоанн XXIII. Тело понтифика было сразу забальзамировано в Католическом университете Сердца Иисуса Дженнаро Голья и погребено в гротах Собора святого Петра.
Сегодня останки падре хранятся в хрустальном гробу в базилике собора Святого Петра в Риме. В 2000 году папа Иоанн Павел II причислил своего славного предшественника к лику блаженных, а в 2014 году они оба были причислены к лику святых. Католическая церковь чтит память папы Джованни XXIII, праздником в его честь 11 октября.
Фильм о папе Иоанне XXIII
В должной мере возблагодарить легендарного Папу Джованни XXIII за его вклад в развитие веры, мира и добра может каждый, если прислушается к его советам, сделает несколько шагов к саморазвитию и человеколюбию. Но из широкомасштабных способов возблагодарить понтифика за заслуги можно назвать киноленту "Иоанн XXIII. Папа мира". Фильм 2002 года рассказывает о Джузеппе Ронкалли, включая его детство в Бергамо, учебу, церковную карьеру и деятельность на папском престоле. Этот прекрасный атмосферный итальянский фильм режиссира Джорджио Капитани талантливо отражает темперамент папы, его верность идеалам молодости, свободы личности, взаимопомощи, толерантности и веротерпимости.