Площадь Вандомская – скрытая достопримечательность Парижа

Сверху площадь Вандомская имеет вид открытого драгоценного ларца. Восьмиугольная в планировке, украшенная посередине колонной, она поражает продуманной симметрией и роскошным стилем особняков вокруг. И это великолепие вполне объяснимо. Ведь построили площадь по приказу ценителя всякой роскоши «короля-солнце» Людовика Четырнадцатого. Колонна посредине была задумана, чтобы увековечить самого монарха, скульптура которого изображала его гордо восседающим на коне и должна была свидетельствовать о многочисленных победах суверена. Но эта достопримечательность не выдержала испытания временем, вернее сказать, революцией. Ее снесли вместе с Бастилией. А вот сама площадь осталась. Но кто же теперь изображен в центре? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Вандомская площадь в Париже: адрес

Не стоит думать, что бессистемная прогулка по столице Франции сама выведет вас к этой достопримечательности города. Несмотря на то что Вандомская площадь расположена в самом центре Парижа, в первом округе, найти ее непросто. Она как бы спрятана, и среди плотной городской застройки стоит особняком. Через нее проходит только одна большая улица – Rue de la Paix (Мира). Если искать Вандомскую площадь на туристической карте Парижа, то ориентироваться нужно на Оперу Гарнье. Эта достопримечательность находится совсем недалеко. Кстати, если вы предпочитаете передвигаться по городу быстро и не зависеть от вечных автомобильных заторов, то воспользуйтесь метро. Выходить следует на станции «Опера». Через нее проходят линии 3, 7 и 8 парижской подземки. Если вам ближе ветка № 1, то выходить следует на станции «Тюильри». Далее нужно пройтись пешком на север. Можно придти к площади и от церкви Сан-Мадлен. Если вы попали на улицы Сент-Анн и Сен-Рош (их легко узнать по обилию японских ресторанов и закусочных), двигайтесь к западу.

Предыстория

Даже не все парижане знают, что площадь Вандомская обязана своим существованием банальным земельным спекуляциям. Под конец XVII столетия группа финансистов, в составе которых был и архитектор Ардуэн-Мансар, купили резиденцию герцога Вандомского, одного из сыновей Генриха IV, где тот проживал со своей возлюбленной Габриэль д'Эстре. Покупатели планировали снести здания на всем участке четырехугольной площади, полностью переоборудовать ее, а потом перепродать землю с выгодой для себя. Но этот район Парижа был почему-то невостребован, и покупателей не нашлось. А потраченные деньги как-то нужно было вернуть. Дело решила взятка, данная суперинтенданту королевских резиденций по фамилии Лувуа. Тот сумел уговорить короля приобрести земельный участок, чтобы увековечить свои победы конным памятником. А обрамлением великого монарха должна была стать новая площадь. «Королю-солнце» давно не давали покоя лавры его предка, Генриха IV, который немало сделал для обустройства Парижа. А тут еще представилась чудесная возможность увековечить в бронзе себя любимого. Поэтому деньги из королевской казны перекочевали в карманы финансистов. Строительство началось.

Вандомская площадь в Париже: история, описание

Выгоду от этой земельной махинации получил и сам король. В 1698 году он продал участок городским властям, но при условии, что благоустройством площади займется Ардуэн-Мансар, и что центр этого сооружения будет украшать конный памятник монарху. Причем результат работ король хотел увидеть уже через год. Поэтому площадь Вандомская (в те времена она носила имя Людовика Великого) строилась в беспрецедентно сжатые сроки. Чтобы удовлетворить блажь монарха, архитектор прежде всего возвел памятник. А служившие ему фоном дома имели к 1699 году только фасады. Все остальное достраивалось довольно долго – до 1720 г. Но главное было достигнуто. Четырехугольный плац с темными оконечностями был заменен изящным октагоном. Приближение площади по планировке к окружности сместило внимание зрителя на центр, где и возвышалась конная статуя. Смягчение острых углов придало всему комплексу изящность и утонченность.

Современный вид площади

Увы, мы уже не увидим статую «короля-солнце», который в античных одеяниях гордо восседал на коне. Ее смели революционные ветры как символ абсолютной монархии. Только фрагмент левой ноги монарха чудом уцелел и теперь экспонируется в Лувре. Однако центр площади недолго оставался пустующим. В честь победы Наполеона под Аустерлицем там была установлена колонна, копия Траяна в Риме. Она была отлита из переплавленных военных трофеев - австрийских и русских пушек. На верхушке колонны была установлена статуя Наполеона Бонапарта. Во время Реставрации ее снесли и установили королевскую орифламму с лилиями. Но позже памятник великому полководцу восстановили. Сейчас работа скульптора Сюрре украшает верх колонны. Удивляет органичный ансамбль, который являет собой Вандомская площадь в Париже. Фото демонстрирует, как окружающие однотипные дома с колоннадами являются как бы обрамлением гигантского столпа со статуей императора.

Достопримечательности

Казалось бы, кроме памятника Наполеону, ничем не интересна для туристов Вандомская площадь. Достопримечательности этого уголка Парижа, между тем, заключаются в окружающих домах. Под номером 11 располагался дом Пуассона. Чтобы не попасть в Бастилию, этот богач передал свой роскошный особняк государству, и там сейчас располагается Министерство канцелярии. Фасад здания украшает мраморная пластина, являющаяся эталоном метра, который как мера длины был введен в 1795 году. Дом № 12 стал местом смерти Фредерика Шопена. На Вандомской площади находится и небезызвестный отель «Риц», где жили Чарли Чаплин, Коко Шанель, Эрнест Хемингуэй, Скотт Фитцджеральд, Марсель Пруст и другие знаменитости. Именно из этой гостиницы выехал автомобиль Доди аль-Файеда с принцессой Дианой в день их трагической гибели.

Связь с Россией

Туристам из РФ будет особо интересна площадь Вандомская. Под номером 12, еще до того, как квартиры в доме стали сдаваться внаем, размещалось дипломатическое представительство России. Зданиями 17 и 19 владела семья французских банкиров Кроза. Один из них продал коллекцию полотен Рубенса, Рембрандта и Тициана Екатерине II. Так эти картины попали в Эрмитаж.

Комментарии