Внеклассные мероприятия в школе по ПДД: план

Мероприятия в школе по ПДД проводились во все времена. Можно понять, почему. Ведь они направлены на ознакомление учащихся с правилами дорожного движения, дорожными знаками, жестами регулировщика, сигналами светофора. Именно такие мероприятия помогают сформировать у детей навыки поведения на улице, знания о безопасности движения, ответственность, дисциплинированность, активность и внимание. Без них никак не обойтись. Поэтому стоит более подробно рассказать о том, как нужно их проводить и чему следовать при составлении плана.

Посвящение в пешеходы

Какими должны быть внеклассные мероприятия в школе по ПДД? Увлекательными, интересными и необычными. Ведь они не входят в школьную программу, а значит, не являются уроками. Поэтому развлекательный аспект обязателен, иначе учеников темой увлечь не получится.

Поэтому праздник посвящения первоклассников в пешеходы станет отличной идеей. Цель данного мероприятия заключается в ознакомлении малышей с элементарными ПДД посредством конкурсов и игр. Задачи выдвигаются следующие:

  • Изучение сигналов светофора и простейших правил о переходе дороги.
  • Развитие ловкости, внимания, быстроты и интереса к ПДД.
  • Воспитание прилежных пешеходов.

Такое мероприятие можно провести в формате интерактивного спектакля со сценарием. А на роль главных персонажей назначить Светофора и Зебру. Кстати, поскольку сейчас принято проводить мероприятия с родителями по ПДД в школе, то им можно поручить исполнить этих героев и найти интересные загадки. Они, кстати, лучше всего способны объяснить детям о важности «дружбы» со светофором и ПДД в игровой форме. Подойдут такие загадки:

  • Три глаза – три приказа! Красный – самый опасный! (ответ: светофор).
  • Какой свет нам говорит: "Проходите, путь открыт"? (ответ: зелёный).
  • Всё водителю расскажет, скорость верную укажет. У дороги, как маяк, добрый друг… (ответ: дорожный знак).

Стоит тщательно продумать сценарий такого мероприятия – его можно разнообразить играми, сценками, конкурсами, диалогами и т. д.

Классный час

В данном формате чаще всего проводятся мероприятия в школе по ПДД. Впрочем, это грамотное начало, поскольку в ходе классного часа учитель даёт детям информацию, чтобы те её слушали и усваивали. Только после этого можно устраивать викторины и игры. Но всё же классный час не должен целиком быть в формате лекции. Игровой элемент необходим.

Допустим, тема мероприятия – дорожные знаки. После вступительной части учитель может предложить детям собрать мозаику. Он должен раздать им заранее приготовленный «пазл» - перемешанные части разрезанных дорожных знаков. Дети, поделившись на команды, должны их собрать. Для этого им понадобится лист А4 и клей – чтобы закрепить свой пазл. После того как они справятся с заданием, учитель вывесит результаты на доску и в понятной форме расскажет о значении каждого знака, собранного учениками.

Обоснование темы

Оно обязательно при проведении каждого классного часа. Очень важно обосновать выбранную тему для малышей - преподаватель должен грамотно объяснить, почему они её рассматривают. Естественно, она выбирается потому, что дорога является местом потенциальной опасности, где ежегодно погибают десятки пешеходов – либо из-за собственной невнимательности, либо по причине халатности водителей.

Как объяснить это маленьким детям? Точно не словами – малышам нужна наглядность. Но и включать показательные видео с авариями тоже ни в коем случае нельзя, это и так понятно. Есть альтернатива – красочный познавательный мультфильм под названием «Уроки осторожности тетушки Совы». В каждой серии рассматривается определённая ситуация, которая в игровой, подходящей для детей форме объясняет, насколько важно быть осторожным и какие могут быть последствия, если не прислушиваться к советам. Есть сюжет и про ПДД. Его можно предложить ученикам к просмотру после вступительной части урока. А затем начинать лекцию.

Организационный момент: викторина

Без неё редко обходится неделя ПДД в школе. Мероприятия по типу викторины нужно проводить после классного часа на тему правил дорожного движения, чтобы дети могли проверить свои знания, полученные в ходе лекции.

Чтобы сделать игру интересной, на доске нужно начертить большое поле, разделив его на четыре квадрата. Каждый из них будет соответствовать определённой области знаний. Для малышей лучше сделать их следующими:

  • Дорожная разметка и сигналы светофора.
  • Правила перехода дорог и улиц.
  • Дорожные знаки.
  • Обязанности пассажиров.

В каждом поле должно быть такое количество листков с вопросами, сколько получилось команд из учеников. Их нужно будет предварительно поделить и сказать, чтобы дети выбрали капитана. В дальнейшем он будет выходить к доске и выбирать листки из блоков. На каждом из них должно быть по три вопроса. «Цена» одного правильного ответа – 5 баллов. На решение одного листка можно давать по три минуты. По истечении времени дети по очереди зачитывают ответы и дают вопросы – учитель в этот момент выносит на доску результаты. По итогам игры, когда все листки будут разобраны, подсчитываются все баллы и определяется победитель.

Вопросы для викторины

Они должны быть такими, чтобы дети сумели их осилить. Подготовкой вопросов для данного мероприятия в школе по ПДД педагогу стоит заняться заранее. Вот, например, какие станут подходящими для блока про дорожную разметку и сигналы светофора:

  • В каких местах людям разрешено переходить улицу?
  • Какие сигналы даёт пешеходный светофор и что они обозначают?
  • Как и где люди должны ходить по улице?
  • Как на проезжей части обозначен пешеходный переход?
  • Почему запрещено ходить по проезжей части?

Такие вопросы вполне можно внести в викторину. Кстати, при проведении данного мероприятия в школе по ПДД рекомендуется, чтобы учитель спрашивал у отвечающей команды, почему именно они ответили так. Объяснение школьников поможет понять, усвоили они правило или нет.

В блок о дорожных знаках можно вписать такие вопросы:

  • Как выглядит знак, запрещающий движение пешеходов?
  • Какие информационно-указательные знаки вам известны?
  • На какие группы они делятся?

Это в качестве примера. Самое главное – не только понятно формулировать вопросы, но ещё и делать их информативными, соответствующими тематике.

Словесные игры

У преподавателя, занимающегося разработкой мероприятия по ПДД для начальной школы, не должно возникнуть трудностей, связанных с подбором увлекательных заданий, способных активировать знания, полученные детьми в ходе классного часа.

Взять, к примеру, игру под названием «Разрешается - запрещается». Её принцип максимально прост. Учитель начинает предложение, которое имитирует какое-либо действие, а дети его завершают, давая таким образом ответ. Вот пример:

  • Играть на мостовой… (запрещается).
  • Ходить по тротуару… (разрешается).
  • Перебегать дорогу на красный свет… (запрещается).
  • Ходить через подземный переход… (разрешается).
  • Перепрыгивать через ограду, чтобы перейти дорогу, потому что до «зебры» идти лень… (запрещается).
  • Переходить дорогу на зелёный свет… (разрешается).

Если дети выкрикивают правильные ответы – значит, проведённый ранее урок они усвоили. Ошибаются? Значит, педагогу нужно приостановить игру и спросить о том, почему дети так считают. А затем объяснить, что они ошиблись, и повторить правило более доступным языком. После чего заново озвучить вопрос из игры, дабы убедиться в окончательном понимании детьми правила. На самом деле такое внеклассное мероприятие по ПДД в начальной школе приносит неплохие плоды, так как оно провоцирует коллективное взаимодействие.

Для учащихся средней школы

Что ж, как проводить мероприятия по ПДД в начальной школе – ясно. Теперь стоит поговорить о том, в каком формате они должны быть организованы для учащихся в более старших классах. Но для начала нужно определить цели и задачи. Чаще всего такие мероприятия проводятся для того, чтобы:

  • Формировать реальные представления учащихся о безопасности дорожного движения.
  • Развивать у них способность находить такой путь от дома до школы и обратно, на котором может встретиться меньше всего риска.
  • Доносить до них более детальные представления о правилах движения по улице и дороге.
  • Воспитывать правильное, уважительное отношение к его участникам.
  • Формировать чувство гражданской ответственности за своё поведение на дороге.

Если мероприятия по ПДД в начальной школе нужно проводить в мягкой и игровой форме, то в случае с учащимися средних классов нужно больше информативности. Обязательно нужно отметить, что ¾ всех ДТП (учитываются и те, что без жертв), по статистике, происходят с детьми. На доску, для наглядности, нужно вынести следующие причины, по которым это происходит:

  • Переход проезжей части в неположенных местах.
  • Неподчинение светофорным сигналам.
  • Ходьба по проезжей части (при наличии тротуаров) или игра на ней.
  • Невнимательность к обстановке и неумение смотреть по сторонам.

В ходе урока преподаватель должен будет донести до детей, что осторожность, дисциплина и соблюдение ПДД (причём как пешеходами, так и водителями) – это основа безопасного движения.

Разнообразие в процессе обучения

Стоит отметить, что план мероприятий по ПДД в школе может быть очень интересным и включать в себя не только классные часы, викторины и игры. Есть ещё масса вариантов. И в течение года рекомендуется воплощать в действительность несколько из них.

Можно устроить прогулки по городу со школьниками, объясняя параллельно правила дорожного движения. Только это относится, скорей, к категории «Мероприятия с родителями по ПДД». В школе учитель может справиться с тридцатью детьми, а вот во время прогулки понадобятся «помощники» в виде других взрослых. Впрочем, стоит вернуться к теме.

После проведения лекций можно дать детям задание – оформить стенд по ПДД. Это творческая и интересная работа, к тому же результат потом вывесят в холле, и все смогут его оценить, что тоже нередко мотивирует детей.

В рамках урока литературы можно дать ученикам задание на дом – выучить «Дорожную азбуку» в стихах. Не всю, конечно. Просто каждый выберет по одному стихотворению и выучит. А на следующем уроке все выступят и послушают друг друга.

Нередко руководство учебного заведения, составляя план мероприятий по ПДД в начальной школе, принимает решение провести конкурс рисунков на тему «Правила дорожного движения – наши верные друзья!». Это такая же удачная идея, как и в случае с пресловутым стендом. Обычно по завершении конкурса все работы оформляются в выставку, а для школьников устраивается экскурсия по ней с параллельными объяснениями учителя. Хорошее сочетание наглядности и информативности.

А для учащихся с 5-го по 9-й класс подойдёт проведение практического занятия по оказанию доврачебной помощи. В рамках такого полезного урока дети смогут освоить азы, которые лишними точно не будут.

Интеллектуальные игры

Проводятся такие мероприятия в школе по ПДД для старшеклассников. Цель интеллектуальной игры – выявить и развить интеллектуальные и познавательные способности подростков, а также расширить их кругозор.

Проходит всё в классическом формате. Ребята делятся на команды, рассаживаются за столы, на каждом из которых стоит звоночек. Ведущий зачитывает вопросы и варианты ответов. Чтобы озвучить правильную, на взгляд команды, версию, ребята должны посовещаться. Кто первый оповестит ведущего звоночком - тот и отвечает. Если версия правильная, засчитывается балл. При неправильном ответе слово передаётся другой команде.

Вопросы могут быть такими:

  • Какая группа людей является участниками дорожного движения? Варианты: пешеходы, водители и пассажиры или все перечисленные (правильный – последний).
  • Какого дорожного элемента не существует? Варианты: парапет, обочина, кювет (правильный – первый).
  • Чем путепровод отличается от эстакады? Варианты: высотой, шириной, длиной (правильный – последний).
  • Что такое виадук? Варианты: тоннель в горах, мост через ущелье или слово, не имеющее отношения к теме (правильный – второй).
  • Как называется дорога, покрытая асфальтом? Варианты: трасса, шоссе, улица (правильный – второй).

Вопросов, конечно, нужно больше. Уровень сложности также должен отличаться. Если планируется включить в игру объёмные вопросы с длинными ответами, то потребуется, чтобы ведущего сопровождала визуализация. Дублирование озвученного на экран, например (реализуется посредством обычной заранее подготовленной презентации и проектора).

Такие внеклассные мероприятия по ПДД в школе пользуются особой популярностью, так как они содержат элемент соперничества.

Презентации

Их подготовку также можно включить в план мероприятий по ПДД в школе для учащихся старших классов. Здесь принцип такой же, как и в случае с малышами, готовящими на урок стихотворение из «Дорожной азбуки». Только ученикам выдаются темы для кратких презентаций, которые они самостоятельно готовят.

Им можно поручать более серьёзные задания. Темы могут касаться ответственности водителя на дороге, нерегулируемых пешеходных переходов, движения в жилых зонах, скоростных норм и т. д. Самые взрослые (11-классники) могут подготовить презентацию о жертвах ДТП, привести статистические данные, самые шокирующие случаи.

А ещё, поскольку сейчас многие сразу после школы (или даже ещё учась в ней) отправляются получать права, можно организовать урок для будущих водителей. Уделив, конечно же, большое внимание скоростным ограничениям. Для наглядности можно сделать выборку видеоматериалов – роликов с тест-драйвами, на которых показан процесс проверки автомобиля на уровень безопасности. Данный процесс подразумевает разгон тестируемой машины до определённой скорости, на которой она врезается в стену. Внутри сидит кукла. Такие ролики наглядно покажут учащимся, что высокая скорость – это не способ получить адреналин, а высокий риск.

Что ж, как можно видеть, названия мероприятий по ПДД в школе очень разнообразны. Игры, викторины, классные часы, выставки, прогулки, презентации… способов донести до учащихся важность правил дорожного движения достаточно. Главное – грамотный подход преподавателя, поддержка руководства и заинтересованность школьников. И тогда план мероприятий на неделю ПДД в школе будет осуществлён с успехом.

Комментарии