Музей-ледокол "Ангара"
Ледокол "Ангара" - паровое судно, которое входило в состав сначала советского, а затем и российского флота. Был построен еще до Октябрьской революции, в наши дни задействован в качестве корабля-музея. Считается одним из старейших ледоколов в мире, наряду с шведскими и финскими судами.
Строительство ледокола
Днем рождения ледокола "Ангара" считается 25 июля 1900 года, когда судно было спущено на воду в селе Лиственичном (Иркутская область). Сам корабль был сооружен в английском Ньюкасле. В Россию его доставили в разобранном виде.
Заказчиком этого корабля в царской России стал Комитет по постройке Сибирской железной дороги. До этого у него уже был успешный опыт сотрудничества с английскими судостроителями - приобретение в 1898 году ледокола "Байкал", работавшего на одноименном озере до 1918 года.
Оба судна были заказаны с одной целью - обеспечить паромную переправу для железнодорожных составов через российское озеро. Переправа организовывалась на время, пока вокруг огромного водоема не построят железнодорожные пути.
Паром "Байкал" был небольшим и маломощным, поэтому главной задачей "Ангары" стала прокладка пути во льдах для своего младшего собрата. "Байкал" не мог гарантировать безопасную перевозку грузов, если толщина льда превышала 70 сантиметров. А в том климате часто случалась, что лед был намного толще.
Таким образом, "Ангара" и "Байкал" совершали регулярные рейсы до 1906 года. Именно тогда было завершено строительство Кругобайкальской магистрали, и острая необходимость в ледоколах пропала. Денег, как всегда, не хватало, поэтому на целое десятилетие корабли оказались никому не нужными.
Вторая жизнь ледокола
Свою вторую жизнь ледокол "Ангара" начал в 1916 году. Движение на Кругобайкальской магистрали к этому времени загрузилось настолько, что она не справлялась со всем транспортным потоком.
После победы Октябрьской революции ледокол "Ангара", как и все тогда в стране, был национализирован. Его новым предназначением стали пассажирские перевозки.
А когда началась Гражданская война, судно переоборудовали под боевое. Его оснастили шестидюймовыми орудиями и пулеметами. Оно участвовало в рейдах по уничтожению чехословацких воинских подразделений, базировавшихся по берегам Байкала.
В 1918 году, после того как окрестности Байкала оказались в руках белых, "Ангару" разоружили и отдали под управление Байкальской железнодорожной переправы. Корабль вновь стал пассажирским.
В 1920 году во время бегства "белых" на борту корабля было совершено массовое убийство заложников иркутской тюрьмы. Арестованных раздели до нижнего белья и вывели на палубу. Смертельный приговор исполнял казак Лукин по приказу подполковника Сипайло. Он бил каждого заключенного по голове деревянной колотушкой, которая в мирное время использовалась для колки льда. После этого тело жертвы сбрасывали за борт.
Таким образом белые казнили 31 сторонника Политцентра - недолговечного правительства, которое руководило Иркутском меньше трех месяцев и находилось в оппозиции к известному белому адмиралу Колчаку.
Красные войска вернулись в Иркутск только в конце весны. Тогда ледокол "Ангара", фото которого есть в этой статье, вновь был призван на воинскую службу. Судно использовалось для борьбы с остатками колчаковских и каппелевских отрядов. Таким способом ледокол использовался практически до самого конца Гражданской войны - октября 1922 года.
Ледокол "Ангара": характеристики
Длина корабля составляет 61 метр, а ширина - почти 11 метров. Высота - чуть больше 7,5 метров. Осадка - почти 5 метров. Ледокол "Ангара" (Иркутск) имеет водоизмещение в 1 400 тонн. По тем временам судно отвечало всем характеристикам кораблей такого класса.
Ледокол "Ангара" был оснащен четырьмя огнетрубными котлами локомобильного типа. Также на корабле присутствовала паровая машина тройного расширения.
Скорость ледокола "Ангары" в км/ч составляла более 23 единиц. На двигателе был установлен один гребной винт. Судно вмещало 160 пассажиров, не считая членов экипажа. Регистровый тоннаж - 250 тонн.
Ледокол при Советском Союзе
После окончания Гражданской войны ледокол "Ангара", история которого была хорошо известна жителям Иркутска и области, вновь использовался в качестве пассажирского судна. В 1929 году он потерпел крушение, когда возвращался из Курбуликского залива. Тогда корабль был спасен, но подлежал капитальному ремонту из-за большого количества повреждений, полученных в результате аварии.
Вторая масштабная реконструкция "Ангары" была запланирована на май 1941 года и отложена в связи с началом Великой Отечественной войны.
Ледокол в новой войне
На этот раз ледокол использовался в качестве грузового судна. Он перевозил баржи с рыбой. В таком качестве он проработал до 1949 года, когда все-таки был вынужден встать на серьезный капитальный ремонт из-за крайне ухудшившегося технического состояния.
В это время возникли внезапные осложнения с использованием старого стапеля. В результате ремонт затянулся больше чем на 10 лет. Только в 1960 году "Ангара" снова смогла выйти в поход. Но ненадолго.
В 1962 году ледокол окончательно исключили из состава кораблей, входящих в состав действующего флота, в связи с неудовлетворительным техническим состоянием и моральным износом. В то время место "Ангары" уже заняли более современные и быстроходные суда.
До 1967 года ледокол находился в отстойнике, затем был переведен в Иркутское водохранилище. Там его начало использовать по назначению местное отделение ДОСААФ.
Пустить на металл
"Пустить на иголки" или "пустить на металл" - именно так говорят о списанных кораблях, которых ожидает утилизация. Весьма вероятно, что такая же судьба ждала и "Ангару", но ее спас счастливый случай.
Про ледокол попросту забыли. Его не порезали на металл, как это происходило в подобных случаях. И корабль долгие годы простоял в Иркутском водохранилище.
Вспомнили о судне только в 1982 году, когда было принято решение отбуксировать его к Иркутской ГЭС. Корабль оказался в центре города, на его базе было решено открыть краеведческий музей.
Ледокол находился на стоянке в микрорайоне Солнечный (г. Иркутск). Музей сделать не успели. В 1983 году на судне случился крупный пожар. Оно почти полностью выгорело и снова едва не утонуло. В таком состоянии еще 4 года ледокол провел в Иркутском водохранилище.
Реставрация парохода
Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры было принято решение о реставрации ледокола "Ангара". Музей - вот для каких целей можно использовать судно с длинной и увлекательной историей. Работы по воплощению этой идеи в жизнь велись на протяжении трех лет.
В ноябре 1990 года пароход был торжественно поставлен на вечную стоянку в Иркутском водохранилище.
Экспозиция музея
С тех пор на базе этого судна работает музей. Ледокол "Ангара" (Иркутск) вновь поменял свой облик и на этот раз начал принимать на палубу всех желающих.
Основная экспозиция музея разделена на две основные части. Сначала посетителям рассказывают об истории судоходства на озере Байкал, насчитывающей не одно столетие, затем историю непосредственно ледокола "Ангара".
Первый комплекс экспонатов, посвященный общей истории судоходства в этих местах, поделен на несколько разделов. Это знакомство с образом жизни и бытом сибиряков этих мест, начиная с древнейших времен. Также подробно представлено казенное судоходство: Иркутское адмиралтейство, которое отвечало за все корабли и причалы во времена царской России, и навигацкая школа, готовившая новых капитанов и морских офицеров.
Отдельное внимание уделено работе частных судоходных компаний на озере Байкал. Одной из них как раз и принадлежал ледокол "Ангара". Также посетители могут узнать о развитии Байкальской железнодорожной переправы, после строительства которой появился альтернативный водному путь. Тщательно к нашему времени изучена история Восточно-Сибирского пароходства.
В той части экспозиции, которая посвящена непосредственно ледоколу, представлены подлинные фотографии и документальные свидетельства того, как развивалась его судьба. Можно увидеть личные вещи бывших членов экипажа. Экскурсия по пароходу заканчивается в машинном отделении - сердце любого корабля. Здесь воочию можно увидеть работу машины, построенной английской компанией.
Капитаны ледокола
За свою судьбу на ледоколе побывал не один капитан, руководивший "Ангарой". Первым управление судном на себя взял капитан Мазур еще в 1900 году.
Большую роль в судьбе "Ангары" сыграл Георгий Лазо. Он коренной житель Иркутска, на 14 лет моложе ледокола. О карьере моряка мечтал с ранних лет. После семилетки поступить ни в один из техникумов не смог и отправился в Листвянку на пристань. Начал работать матросом, когда ему было всего 16 лет.
Вернувшись из похода, поступил на капитанские курсы и получил соответствующее звание. С 1941 года работал сначала помощником капитана на "Ангаре", а затем уже непосредственно капитаном.
Именно Лазо руководил постановкой корабля на стапель в 1953 году, когда судно серьезно нуждалось в капитальном ремонте.
Как попасть на ледокол "Ангара"?
Для того чтобы увидеть пароход своими глазами, необходимо лично приехать в Иркутск. Здесь вы сможете не только насладиться красотами Байкала, но и попасть на это легендарное судно.
Он стоит на приколе в Иркутском водохранилище в микрорайоне Солнечный. Экспозиция доступна для посетителей пять дней в неделю, кроме понедельника и вторника. Двери музея-ледокола открыты с 10.00 до 18.00.
Стоит отметить, что это некоммерческий проект, который не получает финансовую помощь от государства. Автором и главным создателем композиции является известный в Иркутске активист Эдуард Гавайлер.
При этом проект не раз был отмечен на различных музейных конкурсах. Так, в 2003 году он получил диплом первой степени на конкурсе "Исторические памятники моей малой Родины". В его активе и множество других престижных наград.