Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования. Производство и ремонт противопожарной техники
Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования (ВЗППСО) является одним из пионеров производства пожарных машин в СССР. Основан на мощностях Новоторжского завода, эвакуированного в 1941 году в Курганскую область. В разные годы доля продукции предприятия достигала 30 % противопожарной техники, выпускаемой в стране.
Описание
В России действуют более десятка заводов машиностроения, выпускающих противопожарную технику. Предприятие в Варгашах среди них занимает не последнее место. В 2000-х годах доля ВЗППСО на данном сегменте рынка составляла 30-35 %. Общемировой спад, последовавший после 2008 года, привёл к падению спроса и постепенному снижению производства. Тем не менее благодаря современной технологической линии, Варгашинский завод способен выпускать высокофункциональные образцы пожарных машин.
Среди клиентов завода:
- Организации Министерств обороны, внутренних дел, природных ресурсов, МЧС, силовых структур, службы безопасности.
- Концерн «Росэнергоатом».
- Производства машиностроения, металлургии, лесной отрасли.
- Предприятия нефтегазового сектора.
- Аэропорты Самары, Кирова, Пензы, Оренбурга, Якутска, Красноярска и других городов.
Историческая справка
Серийный выпуск пожарных автомобилей в нашей стране начался после освоения производства первых советских грузовиков на московском заводе АМО (переименованном позднее в ЗИЛ). Начиная с 20-х годов, некоторые заводы машиностроения были переориентированы на сборку противопожарной техники. В 1925 году на Миусском заводе началось производство пожарных линеек на шасси АМО-Ф-15. С 1926 года подобную технику изготавливало ленинградское предприятие «Промет».
В 1939 году выпуск пожарных машин ПМГ-1 на базе автомобиля ГАЗ-АА начался на Новоторжском заводе. Не успело предприятие набрать обороты, как его в 1941 году пришлось экстренно эвакуировать за Урал – в п. Варгаши Курганской области. С началом войны пожарные автомобили не производились, заводы были переориентированы на выпуск оборонной продукции. В частности, в Варгашах изготавливали необходимые корпуса для авиабомб. Работники всеми силами старались приблизить победу. Вместо плановых 150 изделий за смену выпускали порядка 200 штук.
Вместо бомб – пожарные машины
С улучшением ситуации на фронтах, многие предприятия возвращались к выпуску мирной продукции. Особенно остро ощущалась нехватка специализированной техники для тушения пожаров. В 1944 году Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования, созданный на базе эвакуированных цехов Новоторжского завода, приступил к выпуску автоцистерн ПМЗ-7 на шасси ЗИС-5В с расположенным спереди насосом ПН-1200, газоструйным вакуум-аппаратом и баком для пенообразователя объёмом 60 л.
В 1947-м предприятие перешло на выпуск пожарных автоцистерн ПМЗ-8 на шасси ЗИС-5В, оснащённых закрытой двухрядной кабиной для боевого расчета. С 1956 года Варгашинский завод специального оборудования сосредоточился на выпуске пожарных автомобилей на шасси УАЗ и ГАЗ. В 1966 году на шасси ГАЗ-53 здесь началось производство автоцистерн АЦ-30 (53) модели 106. В 1981 ВЗППСО освоил на шасси ГАЗ-66 изготовление лесопожарных автоцистерн АЦ-30 (66) модели 184.
Широкие возможности
В городских условиях лучше всего себя зарекомендовали пожарные машины лёгкого и среднего класса. Их характеристики определяются размерами (соответственно – вместимостью) цистерн для воды либо пенопреобразователя. Их задачей является как можно быстрее добраться до очага возгорания и оперативно приступить к пожаротушению, пока не подъедут тяжёлые автоцистерны, либо не подключат пожарные рукава к гидрантам. В данном классе Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования изготавливает цистерны вместимостью от 1 до 4 м3.
В последнее время ВЗППСО уделял внимание тяжёлым автоцистернам, способным перевозить 5-8 м3 воды. Однако в пожарных частях этот класс техники большого распространения не получил. Громоздкая машина обладает низкой скоростью движения (по причине возможности возникновения гидравлического удара), с трудом маневрирует в узких дворовых проездах и городских переулках. К тому же стоят они дорого. Тяжёлые автоцистерны используются в качестве объектовых пожарных автомобилей, предназначенных для тушения пожаров на аэродромах, промышленных предприятиях, складах, электростанциях и других объектах. Завод изготавливает цистерны объёмом 5,7 и 8 м3.
Модельный ряд автоцистерн разных классов
Основные характеристики популярных моделей:
АЦ 1,6-30 | АЦ 2,5-40 | АЦ 3,0-40 | АЦ 4,0-40 | АЦ 5,0-40 | АЦ 8,0-40 | |
Шасси | ГАЗ-3308 | "Амур-5313" | ЗИЛ-433114 | ЗИЛ-433362 | "Урал-5557" | КамАЗ-43118 |
Колёсная формула | 4 x 4 | 6 x 6 | 6 x 6 | 4 x 2 | 6 x 6 | 6 x 6 |
Число мест | 3 | 6 | 6 | 3 | 6 | 7 |
Объём воды, л | 1600 | 2550 | 3000 | 4000 | 5000 | 8000 |
Объём пенобака, л | 100 | 170 | 180 | 240 | 500 | 500 |
Подача, л/с | 30 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Напор, м | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Технические характеристики
Варгашинский завод, ранее специализировавшийся на производстве автоцистерн исключительно на шасси УАЗ и ГАЗ, в настоящее время выпускает широкую гамму пожарных автоцистерн. Автомобили ФГУП ВЗППСО отличаются качеством специального оборудования. На заводе освоено производство 1-ступенчатых пожарных насосов НПЦ-40/100 моделей 68 и 236, шторных дверей, пожарных лестниц, ломов, ключей и крюков.
Кабины для спецтранспорта изготавливают двухрядные, четырёхдверные (на модели 4АВР — однорядная, двухдверная), сварные, термошумоизолированные. На моделях ЗВР и 8ВР двухрядная кабина производства ЗИЛ оснащена дополнительным отопителем для обогрева второго ряда. На машинах серий 4ВР, 11ВР и 25ВР двухрядные кабины собственного изготовления с применением секций кабин автомобилей ГАЗ и «Урал», которые представляют собой цельнометаллическую конструкцию панельного типа, жёстко соединенную с кабиной водителя. На автоцистернах на шасси КамАЗ кабина боевого расчета отдельная от кабины водителя шарнирно установлена на раме автомобиля в передней части пожарной надстройки.
Важным элементом является пожарный насос. В качестве основного используется центробежный 1-ступенчатый насос НПЦ-40/100 консольного типа с номинальной подачей жидкости 40 л/с, напором 100 м.
По заказу могут быть установлены:
- насос FP 2500 с подачей 40 л/с;
- лафетный ствол СМ-15В с электрическим управлением джойстиком из кабины;
- выдвижная осветительная мачта с пневмоприводом;
- обрезиненные задвижки системы Butterfly фирмы Sides (Франция) и прочее дополнительное оборудование.
Противопожарная техника
ВЗППСО регулярно осваивает новый и совершенствует старый модельный ряд спецтехники. Продукция завода включает:
- Автоцистерны пожарные всех классов, базирующиеся на шасси "Урал", "Ивеко", ГАЗ, КамАЗ, ЗИЛ.
- Различные типы автомобилей: высотных, насосно-рукавных, штабных, аэродромных, СПЭКЛ, для порошкового тушения, дымоудаления, первой помощи, оповещения и связи, поддержания правопорядка.
- Лесохозяйственные машины.
- Насосные пожарные станции.
- Автогидроподъёмники.
Также Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования осуществляет ремонт пожарных насосов, цистерн, водопенных коммуникаций, трансмиссий, кабин и пожарных надстроек. Также здесь помогут нанести гальваническое покрытие, перекрасить кузов.
Перспективы
После приостановки производства ВЗППСО оказался на грани банкротства. Летом 2016 года 100 % акций приобрёл бизнесмен Владимир Воронянский и погасил большую часть долгов. Уже осенью фирма приступила к выполнению заказа на 18 спецмашин. Несколько автоцистерн тяжёлого класса для аэропортов приобрёл Казахстан. Большие надежды возлагаются на госконтракт на пожарную технику, предназначенную для обслуживания мирового футбольного первенства в 2018 году.
Сегодня на Варгашинском заводе трудятся порядка 350 человек. От работы предприятия зависит благополучие жителей городского посёлка Варгаши.