Система обязательного социального страхования
Страхование - это набор мер государственной помощи по вопросам защиты людей от происшествий разного характера, из-за которых человек может утратить возможность зарабатывать средства.
Существует целый ряд законов о обязательном социальном страховании, сущность которых ориентирована на предоставление правовых и денежных гарантий, когда обычный человек ощутил на себе значительные изменения в жизни:
- он подорвал свое здоровье, в связи с чем ему требуется лечение;
- приобрел статус человека с ограниченными возможностями;
- ситуация сокращения либо безработицы;
- утрата кормильца семьи.
В таких ситуациях застрахованный россиянин имеет право на возмещение ущерба, причиненного негативными воздействиями. Когда случается страховой случай, гражданину выплачивается определенная сумма денежных средств.
ФЗ «Об обязательном социальном страховании» устанавливает в РФ правовые и экономические основы этой системы на обязательной основе. Он определяет общие правила функционирования сформированных фондов.
Концепция
Система социального страхования в России представляет собой набор норм, гарантий и учреждений, деятельность которых направлена на обеспечение обязательной защиты малоимущих граждан и людей с ограниченными возможностями.
Данная система составляет ядро социальной политики страны. Однако она сохраняет свою финансовую самостоятельность и не является элементом экономической сферы государства. Система включает в себя ряд нормативных актов, регулирующих распределение денег между разными слоями работающего населения.
Структура же включает обязательное социальное страхование и добровольное страхование.
В этом направлении работает ряд внебюджетных компаний, осуществляющих муниципальную политику в социальной сфере. Главной организацией выступает Фонд социального страхования (ФСС). Он имеет особый статус, а сама система может рассматриваться как набор способов страхования рисков инвалидности и ежемесячного дохода, которые являются обязательным элементом сферы страхования.
Существующая система также может рассматриваться как часть государственной политики в отношении страхования субъектов и их конкретной защиты от имеющихся общественно-финансовых рисков.
История развития системы
Страхование социальной направленности было впервые введено в России в 1912 году. Оно включало лишь больничные и страхование от несчастных случаев, которое касалось лишь сотрудников производственных компаний.
В СССР правительство отвечало за этот аспект трудовой деятельности. С 1933 года работу в этом направлении проводили профсоюзы и специально образованный фонд.
Это время и стало отправной точкой формирования первой фондовой организации в данной области. Она стала уникальным внебюджетным учреждением. До краха профсоюза в 1990 году все социальные перечисления производились через фонд.
Во время перестройки система соцстрахования была существенно трансформирована и получила обычные западноевропейские формы. Впервые в истории страны были созданы ПФР и ФСС.
В то время система здравоохранения находилась в печальном состоянии, а уровень безработицы был безмерно велик. Это стало главной предпосылкой принятия в 1991 году законов, которые касаются занятости населения страны и медицинского страхования людей. Однако их реализация началась лишь в 1992 году.
В итоге были сформированы Фонд занятости и ФОМС (с общегосударственными и территориальными подразделениями).
С начала 2000-х годов Фонд занятости был упразднен. Предпосылкой этого была малопродуктивность решения задач, которые были поставлены государством перед ним. Эпоха полной безработицы прошла, а с ней и пропала необходимость в поддержании такой структуры.
Права неработающих граждан не игнорировались. Все выплаты, которые они имели право получать, были произведены из общегосударственного бюджета. Трудности безработицы были признаны государственными. Государство, как и раньше, решало их за собственный счет.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев появилось в 2000 году. Оно производится сейчас через ФСС и является главным инструментом защиты жителей нашей страны со стороны государства.
Субъекты
В качестве субъектов страхования выступают:
- застрахованный: любое лицо, работающее в согласовании с трудовыми нормативно-правовыми актами РФ;
- страхователь: это компания, предоставляющая услуги физическим лицам;
- страховщик: фонды России.
Кто может быть застрахован?
Существует несколько групп, подлежащих системе обязательного социального страхования, в которые входят люди, способные утратить физическое здоровье, финансы, бизнес и другое.
Они включают:
- лиц, которые работают в муниципальных учреждениях и занимают государственные должности;
- участников и глав промышленных кооперативов, отвечающих за развитие компании;
- служащих церкви;
- осужденных, но занятых трудом;
- лиц без гражданства;
- ИП;
- специалистов, работающих по трудовому договору.
Классификация системы по назначению
Можно систематизировать социальное страхование по назначению в следующем виде:
- материнство;
- временная нетрудоспособность (заболевание);
- обязательное социальное страхование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- гибель застрахованного гражданина или младшего члена его семьи;
- медицинская поддержка;
- пенсия.
Органы системы
Поскольку она является глобальной, области ответственности в ее рамках распределены между структурами, помогающими гражданам при возникновении страховых ситуаций разных типов.
Органы системы социального страхования следующие:
Орган | Характеристика |
ФСС | Пособия по болезни, обязательное социальное страхование от несчастных случаев, материнство. |
ПФР | Пенсионные выплаты, поддержка людей особенных социальных категорий, маткапитал. |
ФОМС | Лечение, терапия, предоставление фармацевтических средств. |
Каждый обозначенный орган дальше делится на территориальные отделения для удобства работы с застрахованными гражданами.
Основы управления системой
В России функционирует три фонда, которые управляют системой на муниципальном уровне. Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) являются едиными центрами в системе соцзащиты, координирующими и контролирующими деятельность территориальных органов.
Разумеется, что эта система централизована. Управление для каждого фонда формируется сверху и регулируется Президентом РФ и главным законодательным органом страны. Это разумно, так как это часть социальной политики нашего государства.
Система имеет трехуровневый характер:
- Общегосударственные фонды.
- Территориальные отделения центральных компаний.
- Административные фонды.
Существование этих частей обеспечивает продуктивную реализацию муниципальных задач в области соцзащиты всех жителей государства.
Элементы управления на каждом уровне схожи, но лица, которые ответственны за реализацию главных социальных и политических задач, различны.
Финансирование системы
Внебюджетные учреждения не зависят от бюджета государства и успехов высшего управления в выполнении задач. Основная цель обеспечения этой денежной независимости - дать гарантию и социальную справедливость в обществе, обеспечить перераспределение средств между разными категориями жителей трудоспособного возраста.
Средства фондов формируются методом: пожертвований; экономических ассигнований; налоговых платежей; платежей работодателя.
Добровольное страхование входит в систему соцстрахования. Однако выделение денежных средств на его финансирование всегда индивидуально. Страховщиком может быть любое лицо, заинтересованное в предотвращении имеющихся рисков.
Роль страхователь
Страхователь является главным субъектом системы социального страхования. Фонды в наибольшей степени формируются за счет его отчислений и являются государственными гарантами соблюдения утвержденных законодательно прав. В системе они находятся на различных уровнях. Страхователь на региональном уровне в системе обязательного страхования обычно является работодателем. Он должен вовремя и в полном объеме отчислять платежи. Страхователь такого рода должен составлять и представлять статистические данные о выполнении собственных обязанностей перед страной и работниками. Однако страховые платежи работодателя никоим образом не могут воздействовать на доходы сотрудников. Единственным исключением является размер дохода каждый месяц. Страхователь не может взимать обязательное страхование с заработка сотрудника, но в данной связи может корректировать размер его зарплаты.
Организация финансовой системы
Бюджеты фондов формируются вне зависимости от годового баланса страны. Средства внебюджетных компаний не подлежат изъятию. Фонды обеспечиваются необходимыми финансами согласно установленным тарифам. Почти везде они зависят от коэффициента вероятности появления застрахованного риска.
Собранные средства расходуются для тех целей, которые установлены годовым бюджетом организации.
Правительство гарантирует стабильность денежной системы обязательного соцстрахования. В случае недостатка средств бюджет компаний дополняется за счет средств из бюджета государства.
В системе добровольного страхования таковых гарантий просто нет.
Система социального страхования: структура
Система соцстрахования в России включает: обязательное социальное страхование от случаев разной направленности и добровольное страхование.
Обязательное государственное страхование производится в три внебюджетных фонда. Главными формами страховой работы в данной области являются:
- страхование временной нетрудоспособности и нетрудоспособности в связи с материнством;
- обязательное социальное страхование на производстве;
- ОМС;
- ОПС.
Финансовая система соцстрахования является частью «денежного дерева» страны. Обязательное профессиональное социальное страхование производится за счет средств, накапливаемых в бюджетах всех уровней, а также за счет средств целевых фондов.
Бюджетная помощь существует лишь для тех людей, которые не могут без государства защищать свои права.
ФСС
Фонд социального страхования является муниципальным фондом внебюджетного финансирования средствами, которые предусматривают непременное страхование жителей России.
Основная сфера работы:
- Меры материальной поддержки в случае временной нетрудоспособности, а также из-за заболевания, при наступлении беременности и отпуска по беременности и родам.
- Фонд обеспечивает необходимыми финансами отпуск по обязательному социальному страхованию профессиональных заболеваний, социальное погребение, родовые сертификаты, все льготы, которые были предоставлены женщине в связи с материнством (разовые платежи за раннюю постановку на учет, за роды, ежемесячные пособия на малыша).
- Выделение денежных средств для санаторно-курортного лечения особым льготным категориям людей.
- Обязательное социальное страхование несчастных случаев и болезней, которые связаны с реализацией служебных обязанностей. Выполняются разовые и постоянные платежи, возмещаются затраты на лечение и восстановление, меры по профилактике профессиональных травм.
- Предоставление протезов и технического оборудования, нужного для реабилитации инвалидов.
Организация обязательного социального страхования в случае нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой комплекс мер для обеспечения граждан страны компенсациями в случаях наступления страховой ситуации.
ПФР
ПФ РФ является внебюджетным муниципальным учреждением, управляющим средствами пенсионной системы, который держит под контролем выполнение прав людей на получение пенсий и производит их выплату.
Этот институт системы обязательного страхования, первый из самых крупных муниципальных органов России, несет ответственность за существенную долю ВВП.
Сфера его работы:
- расчет, назначение и выплата пенсий;
- регистрация и выдача сертификатов для получения маткапитала;
- оплата материнских средств;
- работа со страховщиками: теми, кто платит страховые платежи в ПФ РФ (работодатели, ИП и иные);
- назначение дополнительной помощи тем пенсионерам, чьи пенсии меньше прожиточного минимума.
ФОМС
Фонд обязательного медицинского страхования является внебюджетным муниципальным фондом, обеспечивающим медицинскую страховку для россиян и ряда категорий зарубежных граждан, которые находятся на территории нашей страны.
Значение фонда выражается в его функциях:
- контроль за обоснованным внедрением средств системы ОМС;
- выделение денежных средств по программам ОМС;
- оказание поддержки территориальным фондам обязательного медстрахования.
ФОМС имеет 88 местных подразделений, которые отвечают за страховые претензии в большинстве регионов.
Как рассчитываются страховые взносы?
Расчет взносов обязательного социального страхования как главного и постоянного платежа производится бухгалтерией компании. Он состоит из фиксированной части страховой ставки и переменной доли, которую страхователь платит страховщику.
Процентная ставка фиксируется страховщиком и может варьироваться от минимума к максимуму в зависимости от состояния критерия охраны труда.
При расчете страховых взносов на обязательное социальное страхование в качестве базы принимается сумма отчислений застрахованными гражданами. Ставки страхования устанавливаются и контролируются нормативно-правовыми актами России в зависимости от видов финансовой работы.
ИП, лица, которые занимаются частной практикой на основании лицензии, выплачивают сумму индивидуально в зависимости от суммы дохода.
Размер социальной поддержки резидентам РФ напрямую зависит от состояния компаний, в которых они работают, от отношения работодателя к персоналу. Внутренняя атмосфера и забота об управлении своими подчиненными в виде предоставления страхования – яркий показатель для компании.
Заключение
Социальное страхование является гарантией безопасности гражданина в случае ситуаций, ведущих к безработице.
Принципиальным условием существования системы является постоянное отчисление платежей предприятиями. Избегание перевода средств в фонды, даже если не лишает среднего гражданина возможности пользоваться экономическими средствами в случае трудной ситуации, но уменьшает общегосударственный бюджет, негативно влияя на экономику. Неуплата взносов, закрепленных законодательно, является преступлением в РФ.