Самый быстрый чайный клипер
В девятнадцатом веке доставка ценных грузов в Англию осуществлялась при помощи огромных парусников. Транспортируя сезонные товары домой, команды кораблей соперничали друг с другом в скорости. В историю такие соревнования вошли как чайные гонки на клиперах. Экипажи судов старались первыми прибыть к месту назначения. У многих словосочетание «чайный клипер» ассоциируется с быстроходным судном.
Почему так названы парусники?
В девятнадцатом веке купцы получали немалую прибыль от торговли чаем, который перевозили из Китая в Англию. Свойство данного продукта отсыревать и впитывать все запахи трюма вынудило торговцев отказаться от использования старых кораблей, транспортировка которыми могла длиться почти год. Затянувшаяся во времени перевозка отрицательно сказывалась на качестве продукта. Поскольку именно чай был самым распространенным товаром, который команды парусников старались как можно скорее доставить на место, корабли-перевозчики были названы чайными клиперами. Самые быстрые судна изначально оснащались парусами. В переводе с английского языка clipper – это корабль, имеющий развитое парусное вооружение. Со временем данные судна начали укомплектовываться паровыми двигателями, но за ними так и закрепилось название «чайный клипер».
История
Изначально чайные клиперы (самые быстрые парусные корабли) строились в Балтиморе. Их предназначением стала перевозка рабов и контрабанды. В отличие от своих предшественников, судно оснащалось парусами, отличающимися, по сравнению с обычными парусными кораблями, значительно большими размерами. Кроме того, для корпуса нового парусника были характерны острые обводы и повышенная устойчивость. Уменьшенный объем трюмов и повышенная скорость – это отличительные особенности, которыми обладали чайные клиперы.
Самые быстрые корабли оказались очень дорогостоящими. Чтобы построить один такой парусник или зафрахтовать, требовалось много финансовых вложений. Но за счет высокой скорости, которой обладал каждый чайный клипер (фото кораблей представлено в статье), все вложенные средства полностью окупалась за один рейс.
Это было возможно за счет очень популярных в то время гонок. Между судовладельцами часто заключались пари на очень большие суммы. Команда той лодки, которая прибывала первой, получала в несколько раз большую сумму денег, чем экипажи, приплывшие вторыми или третьими. Таким образом, материальное вознаграждение являлось хорошим стимулом для каждой команды. Торговцы же получали товар с его первозданным ароматом.
Парусное вооружение балтиморских кораблей
Балтиморскими кораблями назывались самые первые шхуны и бригантины, на основе которых были созданы чайные клиперы. Самые быстрые парусные корабли начали строиться в Америке. Разработчики оснащали судна очень большими парусами, наклоненными к корме мачтами. Парусное вооружение состояло из разрезных марселей и ватерсейлей, позволяющих облегчить управление кораблем, а также лиселей, за счет которых существенно увеличивалась их парусность.
Золотой век чайных клиперов
Быстроходные парусные корабли начали строиться в 1820 году. За несколько десятилетий они интенсивно эволюционировали. Золотая пора для чайных клиперов пришлась на период 1850-1860 годов. За это время было создано много быстроходных парусников. К концу девятнадцатого века знаменитая эра закончилась. Их сменили судна, оснащенные паровыми двигателями.
Скорость
Создавались чайные клиперы (самые быстрые корабли) с использованием соотношения длины и ширины: 6 к 1, в то время как для обычных парусников приемлемым считалось 3(4) к 1. За счет этих конструкторских нововведений корпусам кораблей придавалась высокая обтекаемость, позволяющая им легко рассекать волны. В результате пятнадцать морских узлов – это оптимальная скорость, которой обладали чайные клиперы – самые быстрые парусные корабли. Некоторые из них имели скорость почти семнадцать узлов (один узел составляет одну морскую милю в час, т.е. 1852 метра).
Кем использовались парусники?
Имея высокую скорость, чайный клипер применялся моряками-приватирами, флибустьерами, контрабандистами, купцами, перевозчиками рабов и береговой охраной. Одни использовали быстроходные судна для того, чтобы уйти от погони, другие с целью преследования. Со временем свой чайный клипер был в каждом морском государстве.
Судно Thermopylae
Многие исследователи считают, что за всю парусную эпоху это был самый лучший и быстрый корабль. Чайный клипер был изготовлен на заказ компанией White Star Line. Проект разрабатывался лондонским инженером Бернардом Веймутом.
Данная фирма специализировалась на круизных маршрутах. Работниками компании в свое время был создан легендарный «Титаник». Символом фирмы стала белая звезда на красном фоне. Этот символ был расположен на вымпеле Thermopylae, который спустили на воду в 1868 году возле города Абердин (Шотландия). Свое название клипер получил в честь ущелья Фермопилы, в котором в 480 году до нашей эры состоялась кровопролитная битва греков с персами.
Всех присутствующих при спуске чайного клипера на воду очень поразил новый парусник: корпус его имел идеальные пропорции, борта темно-зеленого цвета и красивые белые мачты.
Благодаря своим прекрасным мореходным качествам данный клипер за два года успел побить рекорд, ранее установленный американским кораблем «Джеймсом Бейнсом»: в течение 63 дней он преодолел расстояние от Лондона к Мельбурну. Для парусников данный результат остается и по сегодняшний день самым лучшим.
Характеристики парусника
По воспоминаниям английского историка Бэйзила Лабока, «Фермопилам» была присуща удивительная способность улавливать даже самые незначительные потоки ветра. В результате можно было ходить спокойно по палубе с зажженной свечой, а корабль продолжал свое движение на скорости семь узлов.
- Чайный клипер имел длину почти 65 метров.
- Ширина его составляла 11 метров.
- Парусник обладал осадкой шесть с половиной метра.
- Вместительность: 948 рег.т.
- Подпалубный коэффициент: 0,58.
- Вместительность трюмов составляла 11 тонн.
В каких гонках судно приняло участие?
В 1872 году соперником для Thermopylae стал чайный клипер «Катти Сарк». Маршрут соревнования: Шанхай – Лондон. Победу в этих гонках одержал Thermopylae. Поломка руля в «Катти Сарк» задержала этот клипер на одну неделю. Через десять лет эти два судна встретились снова во время движения к Австралии. В этих гонках «Катти Сарк» удалось взять реванш.
Thermopylae установил два рекорда, которые не удалось побить ни одному чайному клиперу: расстояние от Мельбурна к Шанхаю судно преодолело почти за один месяц, а дистанцию между Шанхаем и Лондоном клипер прошел за три месяца.
В 1887 году Thermopylae приобрели англичане. Последние свои десять лет он использовался как учебное судно. К 1907 году его корпус настолько износился, что было решено списать и потопить корабль. Вскоре Thermopylae был торпедирован. В 2003 году остатки судна были найдены в водах возле Лиссабона.
Последний чайный клипер
«Катти Сарк» является самым последним быстроходным парусником, который известен во всем мире благодаря высоким мореходным качествам. Созданный в 1869 году, данный корабль сохранился до сегодняшнего времени. Этот чайный клипер, как и любое судно, имеет свою историю. Он был построен по заказу британского судовладельца Джона Уиллиса. Несмотря на то что парусные судна постепенно начали вытесняться пароходами, Джон Уиллис хотел быть обладателем самого быстроходного парусника. Главная задача корабля заключалась в том, чтобы быстро перевозить чай из Китая в Англию. Над заказом трудились работники компании «Скотт и Линтон» под руководством корабельного мастера Геркулеса Линтона. Новый корабль, в отличие от остальных быстроходных парусников, был оснащен высокой мощной кормой. Это конструктивное решение во время шторма удалось по достоинству оценить экипажу корабля. Не закончив сборку корпуса будущего чайного клипера, в 1869 году фирма «Скот и Линтон» обанкротилась. Строительством парусника занялась уже другая компания, используя при этом чертежи Геркулеса Линтона.
По своей конструкции данный клипер относится к типу композитных кораблей: он состоит из железного набора, покрытого деревянной обшивкой. При этом для обшивки той части клипера, которая находится над ватерлинией, работниками использовался тик. Часть корабля под ватерлинией сделана из ильмы Томаса (порода вяза). Для обустройства днища использовались латунные пластины.
Судно обладало следующими техническими характеристиками:
- «Катти Сарк» имел длину 85,4 м.
- Ширину – 11,2 м.
- Длина грот-мачты составляла свыше 46 м.
- Общая площадь судна составляла 2985 м.кв.
- Водоизмещение 2130 тонн.
- Парусное судно оснащено тремя мачтами.
Корпус корабля был покрашен в черный цвет, на котором особенно красиво смотрелись две золотые линии. В качестве украшений использовались золотистые лавровые листья.
На корпусе была изображена «Звезда Индии». Рядом в виде круга присутствовала надпись, которая гласила: «Небесный свет укажет нам путь». Также корпус был украшен буквой «W», от которой исходили солнечные лучи - своеобразным знаком судовладельца.
К осени 1869 года корабль был готов к плаванию. В ноябре он был спущен на воду на реке Клайд.
Происхождение названия парусника
Чайный клипер получил название, которое в то время считалось очень странным. Изначально Джон Уиллис хотел назвать свое судно «Морской ведьмой». Но поскольку такое название уже использовалось другим кораблем, судовладелец решил назвать свой парусник, как героиню поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шентер». С шотландского Cutty Sark переводится как «короткая рубашка». Именно «Нэн-короткой-рубашкой» называли ведьму, которой в Шотландии часто пугали маленьких детей. В отличие от судовладельца, матросы, услышав будущее название клипера, не были в восторге. Объясняется это суевериями, присущими в их среде. Моряки часто не выходили в плавание в пятницу, боялись черной кошки и числа «13». Также они полагали, что такое название судна повлечет за собой гибель корабля и его экипажа. Многие матросы просили судовладельца сменить название чайного клипера, но Джон Уиллис был уверен в том, что его судно ждет долгая и счастливая судьба.
Фигура этой ведьмы стала украшением носовой части чайного клипера. В поэме судовладельцу особенно понравился тот момент, когда молодая ведьма в погоне за Томом ухватила коня за хвост. Этот эпизод Джон Уиллис решил изобразить в виде фигуры для носовой части своего парусника. Заказанная фигура представляет собой ведьму, которая в вытянутой руке зажимает пучок конского хвоста.
За всю свою историю парусник часто попадал в шторм, в результате чего ведьма неоднократно теряла свою голову и вытянутую вперед руку. Утраченные в море элементы фигуры приходилось каждый раз восстанавливать заново. Новые головы и руки «Нэн-короткой-рубашки» выглядели не менее зрелищно.
Что принесло паруснику известность?
В 1872 году во время состязания с легендарным парусником «Фермопилы» в «Катти Сарк» произошла поломка. В результате настигшей судна бури был утрачен руль. Капитану пришлось удерживать судно по ветру, используя плавучий якорь. Одновременно рабочие прямо на палубе занимались изготовлением запасного руля. Небольшой горн в импровизированной кузнице на палубе порывом сильного ветра был опрокинут. Сын капитана, раздувавший в это время мехи, чуть не получил ожоги от раскаленных углей. Буря не прекращалась в течение восьми суток, что существенно тормозило процесс изготовления руля. Руководил работой кузнец Генри Гендерсон. Позже его имя войдет в историю британского мореплавания.
Поломка руля стала причиной проигрыша «Катти Сарк». Несмотря на то что этот чайный клипер прибыл на место спустя неделю после «Фермопил», он запомнился благодаря стойкости капитана, решившего не сходить с дистанции, а ремонтироваться прямо в открытом море. При помощи импровизированного руля экипажу удалось продолжить гонку и войти в историю английского мореходства.
Дальнейшая судьба быстроходного судна
Со временем плавать в Китай за чаем стало невыгодным. По причине отсутствия текстильного производства в Англии судна стали использовать для перевозки шерсти из Австралии. Клипера постоянно попадали в шторм. Несмотря на то, что в одном из таких плаваний на «Катти Сарк» были повреждены все мачты, история клипера на этом не закончилась.
В 1895 году «Катти Сарк» купила португальская компания «Феррейра». Затем парусник неоднократно перепродавался и переоборудовался, в результате чего его корабельное парусное вооружение было заменено более простым в использовании парусным (баркентинами). В 1922 году «Катти Сарк» приобрел капитан Уилфред Доумен. Клиперу была возвращена его исходная оснастка, а сам он использовался как стационарное учебное судно. Сегодня судно является корабельным музеем, а пристанищем его стал сухой док в Гринвиче (Англия).
Заключение
Чайный клипер «Катти Сарк», несмотря на все опасения суеверных матросов, оказался самым счастливым и удачным судном. Он не покоится где-нибудь на дне океана, а является украшением Лондонской набережной. Оценить великолепие последнего чайного клипера может каждый желающий.