ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. (обзор)

Все российское таможенное право умещается в один Федеральный закон - "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (№311-ФЗ). Основные положения данного законопроекта будут разобраны в этой статье.

Цели Федерального закона

Первая статья ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" раскрывает основные цели законопроекта. В частности, здесь стоит выделить:

  • обеспечение выполнения российским государством различных договоров международного типа, в основном составляющих нормативную базу ЕврАзЭС - Таможенного союза;
  • регулирование экономической безопасности России в сфере внешней торговли;
  • модернизация типа государственного управления в таможенной сфере;
  • контроль за соблюдением законных интересов и прав лиц, работающих в сфере ввоза продукции на территорию РФ и вывоза продукции из страны;
  • создание условий, позволяющих качественно развивать внешнеэкономическую деятельность и внешнеторговое функционирование.

А что является предметом ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"? Здесь стоит выделить регулирование отношений по ввозу и вывозу товаров из РФ, перевозку продукции в стране под таможенным контролем, определение полномочий государственных органов, а также прав и обязанностей лиц, так или иначе связанных с таможенным правом.

О таможенном деле в РФ

Что представляет собой таможенное делопроизводство на территории Российского государства? Вторая статья ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" гласит о совокупности методов и средств, направленных на соблюдение и обеспечение мер таможенного и тарифного регулирования. Здесь же стоит выделить ряд ограничений и запретов на ввоз определенной продукции в Россию и вывоз отдельных товаров из государства.

Российская Федерация применяет меры таможенного регулирования в одностороннем порядке, в соответствии с государственными законами и международными установками. Все запреты и ограничения при этом устанавливают нормативно-правовые акты РФ.

Руководство таможенным делом

Кто возглавляет всю таможенную систему в России? Как вообще выстроена структура управления в рассматриваемой сфере? Ответы на эти вопросы предоставит статья 3 ФЗ №311 "О таможенном регулировании в РФ".

Непосредственным и общим руководителем таможенного дела на территории Российского государства является Правительство РФ. Именно оно занимается реализацией задач в таможенной области. Исполнительная ветвь власти занимается также разработкой государственной политики и нормативно-правового регулирования в таможенной области. Если же речь идет об исполнительном органе, уполномоченном в области финансов, то в таможенной сфере должны осуществляться функции, связанные с таможенными платежами и определением таможенной стоимости продукции.

Система таможенных органов

ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", а именно вторая его глава, дает подробную характеристику всей системе таможенного делопроизводства. Так, статья 9 гласит о том, что все органы, направленные на регулирование таможенной политики, образуют единую федеральную систему централизованного типа. При этом ни органы государственной власти, ни инстанции местного самоуправления, ни разного рода общественные объединения не должны вмешиваться, а уж тем более мешать деятельности органов таможенного контроля.

Сама система таможенных инстанций устроена следующим образом:

  • во главе - федеральный орган, принадлежащий исполнительной ветви власти; орган является уполномоченным в области таможенного делопроизводства;
  • в каждом регионе находятся подконтрольные федеральному органу таможенные управления;
  • по всей стране разбросаны сами таможни и таможенные посты.

Как создание, так и ликвидация всех представленных инстанций возможно лишь в порядке, который устанавливает российское правительство. При этом федеральный таможенный орган, как гласит ФЗ №311 "О таможенном регулировании", способен создавать специализированные инстанции в разных уголках страны.

Принципы работы таможенной системы

Очень важно выделить основные принципы деятельности таможенных органов. Вот что гласит статья 11 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации":

  • принцип законности;
  • основа равенства всех граждан перед законом;
  • единство всей таможенной системы и ее централизованного руководства;
  • принципы компетентности и профессионализма должностных лиц в сфере таможенных органов;
  • принципы предсказуемости, ясности, а также гласности функций работников таможенных органов;
  • основа единообразия правоприменительной практики при осуществлении таможенного контроля и таможенных операций;
  • принцип постоянного совершенствования и модернизации таможенного контроля - в том числе при помощи современных технологий и прогрессивных информационных методов.

Таким образом, Федеральный Закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" закрепляет довольно полные и четкие принципы работы таможенных органов.

Функции органов

Чтобы наиболее полно и ясно охарактеризовать деятельность таможенных инстанций, необходимо рассказать о нескольких основных обязанностях рассматриваемой системы. Так, статья 12 настоящего законопроекта гласит о следующих функциях таможенных органов:

  • своевременное проведение таможенного контроля, постоянное совершенствование методов проведения проверок;
  • качественное содействие развитию внешней торговли в РФ;
  • ведение таможенной статистики при осуществлении внешней торговли;
  • взимание пошлин и налогов таможенного типа, контроль над правильностью исчисления пошлин;
  • обеспечение на территории РФ соблюдения порядка перемещения товаров;
  • обеспечение международных договоров и обязательств;
  • выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений в рамках своей компетенции;
  • содействие мерам, направленным на защиту государственной собственности;
  • проведение научно-исследовательских конкурсов и разработок и осуществление множества других функций и обязанностей.

Таможенные органы, таким образом, обладают довольно объемной сферой полномочий.

Деятельность в таможенной сфере

Вся пятая глава Федерального закона (№311 ФЗ) "О таможенном рег. в РФ" посвящена видам деятельности таможенных органов. Вот лишь некоторые общие функции, которые способны осуществлять представители таможенной системы:

  • включение в специальные реестры юридических лиц, осуществляющих таможенные обязательства;
  • изменение сведений в реестрах;
  • приостановление и возобновление функционирования юридических лиц, работающих в сфере таможенного делопроизводства;
  • исключение юридических лиц из реестров;
  • ведение специального учета о деятельности лиц.

Далее закон закрепляет основные функции таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов, руководителей магазинов беспошлинной торговли и т. д.

Таможенные операции

№311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а именно пятый его раздел закрепляет основные виды таможенных операций. О некоторых видах операций стоит рассказать подробнее, так как это даст полное представление обо всей рассматриваемой системе в целом. Как помещаются товары под таможенную процедуру?

Первое, что стоит здесь выделить, именуется таможенным декларированием. Глава 24 настоящего ФЗ перечисляет основные виды товаров, подлежащих декларации, основные места декларирования, формы необходимых удостоверений, порядок представления всей необходимой документации и т. д. Все те аспекты, благодаря которым декларирование продукции должно проходить качественно и эффективно, перечислены в законопроекте.

Глава 25 ФЗ говорит о выпуске товаров. Здесь устанавливаются основные документы, сроки выпуска, а также условия отказа (как правило, связанные с неправильным декларированием). В четвертом разделе настоящего законопроекта перечисляются таможенные процедуры экспорта, виды складов, типы таможенных переработок, а также процедуры по допуску продукции в страну.

Таможенный контроль

Контроль особенно важен в такой сфере, как таможенное делопроизводство. Что говорит N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" об осуществлении контроля над всей рассматриваемой системой?

Закон гласит о том, что контроль должен осуществляться соответствующими таможенными органами на основе уже приведенных в рассматриваемом законе принципов. В целях эффективности таможенные органы могут сотрудничать с некоторыми властными исполнительными инстанциями. Также законопроект гласит о возможных рисках, о системе управления рисками и о порядке задержания незадекларированных товаров.

Комментарии