Уйгурский каганат: история, период существования, распад

На протяжении веков история знала немало государств, отличавшихся в период своего расцвета величием и военной мощью, но сходивших с мировой арены в силу тех или иных объективных причин. Некоторые канули в вечность, не оставив следа, о других же сохранилась память в текстах древних рукописей. Одним из таких был Уйгурский каганат, существовавший в VIII-IX веках на территории Средней Азии.

Люди на «высоких телегах»

Ещё задолго до того как в Средней Азии появился Уйгурский каганат, вошедший в него племенной союз был хорошо известен в Китае. Первые упоминания о нём встречаются в письменных памятниках Поднебесной империи, созданных в IV веке. В них уйгуры обозначены термином, произносимым как «гаогюй», что в переводе означает «высокие телеги».

Такое название они получили за своё обыкновение передвигаться по степи на телегах с высокими колёсами. Китайские хроникёры описывали уйгуров как низкорослых, но необычайно сильных и выносливых людей, отличавшихся крайней жестокостью и алчностью. Отмечалось также их мастерство в верховой езде и владении луком.

Образование нового каганата

На территории, где жили племена Уйгурского каганата, или, иначе говоря, ханства, появившегося в середине VIII века, в прежние века существовали три других раннегосударственных кочевых образования. Первым из них был каганат, созданный в 323 году в Хангайском горном массиве, расположенном на землях, принадлежащих современной Монголии.

Просуществовав не более 200 лет, он уступил место второму каганату, также не задержавшемуся на исторической арене и в 603 году уничтоженному племенами тюрок, руководимых вождём из рода Ашинов. В их состав входили три племенных образования – басмалы, карлуки и уйгуры. Находясь в постоянном общении с Китаем, они не только стали его союзниками, но и заимствовали его передовую, по тем временам, административную систему.

Началом истории Уйгурского каганата принято считать 745 год, когда в результате острой межплеменной борьбы власть захватил клановый вождь из рода Яглакар по имени Бильге (его изображение приведено ниже). Сам он был уйгуром, и по этой причине созданное им государство получило своё, вошедшее в историю название.

Внутреннее устройство государства уйгуров

Следует отдать должное этому правителю: Уйгурский каганат он создавал на принципах достаточно демократичных и в корне отличавшихся от обычаев той варварской эпохи. Основные административные функции Бильге возложил на представителей десяти родов, составлявших племя тогуз-огузов, ставшее ведущим, но не господствующим в государстве.

Силой подавив сопротивление басмалов, он предоставил им те же права, что и своим родовым соплеменникам. Даже малые народности, такие как киби, тонгра, хунь, буту и ряд других, были приняты в общую среду на равных правах. Когда же закончилась двадцатилетняя борьба карлуков против Уйгурского каганата, продолжавшаяся с перерывами после смерти Бильге, то и они были уравнены с тогуз-огузами, оказавшись на той же ступени социальной лестницы.

Такая форма внутригосударственного устройства обеспечила ему на первых порах достаточную стабильность. Малые народности при этом имели те же права, что и ведущее племя Уйгурского каганата. Война с тюрками иных кочевых образований лишь укрепила этот союз.

Для своей ставки хан Бильге избрал участок, находившейся между подножием горного массива Хангам и рекой Орхоном. В целом же его владения, граничащие с Китаем, на западе охватывали Джунгарию – значительную по своей площади территорию Центральной Азии, а на востоке – часть Маньчжурии. К дальнейшим территориальным завоеваниям уйгуры не стремились. К середине VIII века этот степной народ уже устал от минувших потрясений.

Наследник верховной власти

После смерти хана Бильге, последовавшей в 747 году, верховная власть в Уйгурском каганате перешла к его сыну Маянчуру, однако своё наследственное право ему пришлось отстаивать в кровопролитной борьбе. Последний период правления его отца был отмечен возникновением в близких к нему кругах оппозиции, недовольной установленными порядками и ждавшей удобного случая к мятежу.

Воспользовавшись смертью правителя, её лидеры спровоцировали бунт среди басмалов и курлуков, развязав тем самым гражданскую войну. Не имея иной возможности подавить сопротивление, Маянчур был вынужден прибегнуть к помощи иноплеменников – татар и кидонян. Впрочем, историки отмечают, что немаловажную роль в благополучном завершении войны сыграло его умение находить во всех затруднительных случаях компромиссные решения.

Утвердив таким образом свою верховную власть, Маянчур приступил к обустройству государства. Начал он с создания мобильной и хорошо обученной армии. Это являлось первостепенной необходимостью, поскольку Уйгурский каганат существовал в период войн, постоянно вспыхивавших на всей территории Центральной Азии. Но, в отличие от отца, молодой правитель приложил все силы к расширению своих владений.

Военные походы Маянчура

Так, в начале 750 года он захватил верховья Енисея, покорив обитавшее там племя чиков, а осенью нанёс поражение татарам, селившимся в Западной Маньчжурии. На следующий год к его завоеваниям прибавились земли кыргызов, граничившие с северо-западными рубежами каганата. Продолжая традиции своего отца, Маянчур давал представителям покорённых им народов равные права с прочими жителями государства.

Важным этапом в истории Уйгурского каганата является оказание им военной помощи представителям правившей в Китае династии Тан. Дело в том, что в 755 году один из видных военачальников китайской армии Ань-Лушань поднял мятеж и во главе многочисленного отряда, сформированного главным образом из тюрков, захватил обе столицы Поднебесной империи - Чанъань и Лоянь. В результате императору ничего не оставалось, как просить помощи у дружественных ему уйгуров.

Маянчур откликнувшись на призыв, дважды посылал в Китай войско, состоявшее из 5 тыс. профессионалов и почти 10-тысячного вспомогательного контингента. Это спасло танскую династию и помогло ей удержать власть, однако за услугу, оказанную уйгурами, пришлось рассчитаться золотом.

Ещё большую сумму император уплатил за то, чтобы его заступники поскорее убрались с территории Поднебесной и прекратили грабежи. Военная операция по наведению порядка в соседней стране чрезвычайно обогатила каганат и положительно отразилась на его экономике.

Принятие манихейской веры

Очередной важный этап в истории Уйгурского каганата наступил, по свидетельству тех же китайских летописей, в 762 году, и связан он был не с военными победами, а с обращением его населения в манихейскую веру. Её проповедником стал миссионер, говоривший на понятном для уйгуров согдийском языке и встреченный ими во время похода в Поднебесную империю.

Религия Мани, или иначе манихейство, зародившись в III веке в Вавилоне, быстро нашла своих последователей во всём мире. Не вдаваясь в детали её вероучения, заметим лишь, что в Северной Африке до принятия христианства манихейство проповедовал будущий святой Августин, в Европе оно породило Альбигойскую ересь, а попав в иранский мир, продвинулось вплоть до Дальнего Востока.

Став государственной религией уйгуров, манихейство дало им мощный импульс для продвижения по пути цивилизации. Поскольку оно было тесно связано с культурой, принадлежавшей более развитому Согдийскому государству, расположенному в Центральной Азии, согдийский язык вошёл в употребление наравне с тюркским и дал возможность уйгурам создать свою национальную письменность. Он же позволил вчерашним варварам приобщиться к культуре Ирана, а затем и всего Средиземноморья.

Между тем унаследованные от варварских времён обычаи Уйгурского каганата, несмотря на благотворное влияние новой религии и установившихся культурных связей, во многом оставались прежними, и насилие являлось путём решения многих вопросов. Известно, в частности, что в разные периоды времени два его правителя пали от рук убийц, а один покончил с собой, будучи окружённым толпой бунтовщиков.

Тува в составе Уйгурского каганата

В середине VIII века уйгуры дважды предпринимали попытки захвата территорий, принадлежавших Туве, и пытались подчинить себе обитавшие там племена чиков. Это было весьма трудным делом, поскольку те находились в союзнических отношениях со своими северными соседями – кыргызами – и опирались на их поддержку. По мнению большинства исследователей, именно помощь соседей стала причиной неудачи, постигшей уйгуров и их предводителя Моюн-чура во время первого похода.

Лишь через год, в результате победы в битве на реке Болчу, уйгурскому войску удалось одолеть сопротивление чиков и их союзников кыргызов. Чтобы окончательно закрепиться на завоёванной территории, Моюн-чура приказал возвести ряд укреплений и оборонительных сооружений, а также учредить там военные поселения. В составе Уйгурского каганата Тува находилась вплоть до его падения, являясь северо-западной окраиной государства.

Конфликты с Поднебесной империей

Во второй половине VIII века существенно обострились отношения каганата с Китаем. Особенно заметно это стало после того, как в 778 году к власти там пришёл император Дэцзун (его изображение приведено ниже), весьма неприязненно относившийся к уйгурам и не считавший нужным скрывать свои антипатии. Правивший в те годы в каганате Идигань-хан, желая принудить его к покорности, собрал войско и напал на северные районы страны.

Однако он не учёл, что за годы, прошедшие с тех пор, как уйгуры спасали правившую в Китае династию Тан, население Поднебесной увеличилось почти на миллион жителей, а соответственно, возросла и численность армии. В результате его военная авантюра окончилась провалом и лишь усугубила взаимную вражду.

Однако вскоре после этого война с Тибетом заставила китайского императора обратиться за помощью к ненавистным ему уйгурам, и те за определённую плату предоставили в его распоряжение достаточно мощный контингент войск. Сдерживая в течение трёх лет силы Тибета и препятствуя их наступлению на Северный Китай, уйгуры получили от своего нанимателя изрядное количество золота, но, вернувшись после завершения войны домой, столкнулись с совершенно неожиданной проблемой.

Начало внутренних междоусобиц

Отправляя в поход,свои войска, Идигань-хан не учёл, что среди племён, составлявших население каганата, очень многие не только сочувствуют жителям Тибета, но и имеют с ними кровные связи. В результате, возвратившись победителями из чужих земель, уйгуры были вынуждены у себя дома подавлять вспыхивавшие повсеместно мятежи, начало которым положили карлуки и тюргеши.

Не успели воины каганата сломить их сопротивление, как в тылу у них восстали кыргызы, сохранявшие до той поры автономию, но воспользовавшиеся политической нестабильностью для полного отделения. В 816 году положением, создавшимся в результате внутренних конфликтов, воспользовались тибетцы, не оставлявшие надежды отомстить уйгурам за недавнее поражение. Подгадав время, когда основные силы каганата, участвовавшие в подавлении восстания, находились на северных рубежах государства, они напали на столицу Уйгурии Каракорум и, разграбив всё, что можно было унести, сожгли её.

Религиозные войны, захлестнувшие каганат

Последующему распаду Уйгурского каганата, наступившему в середине IX века, способствовали усиливавшиеся с каждым годом сепаратистские настроения среди входивших в него племён. Немаловажную роль в их нагнетании играли религиозные противоречия, причём именно уйгуры становились главным объектом всеобщей ненависти.

Важно учесть, что Уйгурский каганат существовал в период, когда среди степных народов Средней Азии шёл процесс смены веры. Кочевники заимствовали религиозные мировоззрения главным образом из Ирана, Сирии и Аравии, но происходило это крайне медленно, без нажима извне. Так, среди них постепенно укоренялись несторианство, ислам и теистический буддизм (направление буддизма, признающее Творца вселенной). В тех же случаях, когда отдельные племена кочевников попадали в зависимость более сильных соседей, те просто требовали выплату дани и не пытались менять весь круг их мировоззрения.

Что же касается уйгуров, то они старались силой обратить народы, входившие в состав их государства, в манихейство, для многих чуждое и непонятное в силу недостаточного на тот момент уровня развития. Такую же политику они проводили и в отношении племён, которые, став жертвой очередного набега, оказывались под их влиянием. Не удовлетворяясь лишь получаемой данью, уйгуры заставляли их отказываться от привычного уклада жизни и принимать манихейство, производя тем самым ломку психики своих вассалов.

Начало гибели государства

Подобная практика приводила к тому, что не только целостности, но и самому существованию Уйгурии постоянно угрожало всё большее количество внешних и внутренних врагов. Очень скоро вооружённые столкновения с кыргызами, карлуками и даже тибетцами приняли характер религиозных войн. Всё это привело к тому, что к середине IX века былое величие Уйгурского каганата осталось в прошлом.

Ослаблением некогда мощного государства воспользовались кыргызы, захватившие в 841 году его столицу Каракорум и похитившие всю находившуюся в ней казну. Многие исследователи подчёркивают, что разгром Каракорума по своей значимости и последствиям был сопоставим с падением Константинополя в 1453 году.

Окончательно Уйгурский каганат пал под натиском китайских полчищ, напавших на него в 842 году и заставивших своих прежних союзников отступать вплоть до границ Маньчжурии. Но и столь продолжительное бегство не спасло погибающую армию. Кыргызский хан, узнав, что уйгуры нашли пристанище в землях, принадлежащих татарам, явился с многочисленным войском и предал смерти всех, кто ещё мог держать в руках оружие.

Внезапная агрессия со стороны Китая преследовала не только военно-политические задачи, но и ставила своей целью разгром манихейства, который в дальнейшем открывал дорогу для распространения буддизма. Все религиозные книги маниев были уничтожены, а имущество служителей этого культа передано в императорскую казну.

Последний акт драмы

Однако на этом история уйгуров не закончилась. После разгрома своего, некогда могучего государства им всё же удалось в 861 году, сплотившись вокруг последнего представителя правившей ранее династии Яглакара, создать небольшое княжество в северо-западной части Китая, на территории провинции Ганьсу. Это вновь созданное образование вошло в состав Поднебесной империи на правах вассала.

В течение некоторого времени отношения уйгуров с их новыми хозяевами были достаточно спокойными, тем более что они исправно платили установленную дань. Им даже разрешено было держать немногочисленную армию для отражения набегов агрессивны соседей – племён карлуков, ягмы и чигили.

Когда собственных сил не хватало, на помощь приходили правительственные войска. Но впоследствии китайский император, обвинив уйгуров в разбоях и мятежах, лишил их своей защиты. Этим в 1028 году воспользовались близкие к тибетцам тунгусы и, овладев землями уйгуров, положили конец существованию их княжества. На этом завершилась история Уйгурского каганата, кратко изложенная в нашей статье.

Комментарии