Сельскохозяйственные организации: управление, учет, развитие

Давайте поднимем тему управленческого учета в такой специфической и достаточно редко освещаемой в данном ключе сфере, как сельское хозяйство. О положении дел в этой области данных накоплено немало, но назвать их обнадеживающими трудно. Итак, о чем же конкретно идет речь? Что принято подразумевать под этим термином?

Под управленческим учетом понимают систему сбора и подачи информации, на основании которой принимаются решения, касающиеся деятельности той или иной организации. Благодаря системам управленческого учета возможно понять положение дел – состояние предприятия, рациональное или не очень распределение наличных ресурсов. Конечной целью такой системы является повышение эффективности любой производственной деятельности.

Основные цели учета

Как и в других сферах, основной целью управленческого учета на сельскохозяйственном предприятии служит подача менеджерам и руководителям информации, нужной для грамотного принятия решений и успешного управления компанией. К основным задачам его относятся:

  1. Составление плана производственной деятельности и бюджета.
  2. Расчет затрат и определение мер контроля благодаря средствам оперативного учета.
  3. Анализ полученных данных и разработка принимаемых решений на основе полученных отчетов.

Учет в сельскохозяйственных организациях. В чем особенности?

Система управленческого учета на предприятиях сельского хозяйства подразумевает достижение оптимального сочетания качества и количества выдаваемой продукции. Уровень экономической эффективности, характерный для сельского хозяйства, определяется, во-первых, указанным соотношением (затраты-результаты), напрямую зависящим от степени эффективности использования всех производственных ресурсов. Во-вторых, от управляемости тех процессов, которые для них характерны.

Строить систему управления сельскохозяйственной организацией следует, основываясь на затратах как основном мотивирующем факторе. Система их оптимального распределения обязана снабжать необходимой информацией с нужной степенью детализации, способствовать выявлению и внедрению тех направлений деятельности, которые могут считаться высокорентабельными. Именно такая политика способна повысить эффективность в данной сфере.

О реформах в сфере АПК

Наша страна в течение ряда десятилетий переживает определенные реформы, цель которых – дать максимум возможностей развитию сельского хозяйства. Цели и задачи подобных преобразований во всех подробностях раскрываются правительственным Постановлением Российской Федерации номер 717, вышедшим в июле 2012 года. В нем перечисляются основные задачи, возлагаемые на принятую на период 2013-2020 гг. программу.

О чём же идёт речь в данном серьезном документе? Приоритет отдается оптимальной организации сельскохозяйственных земель, стимулированию роста объема производства продовольствия и всех основных видов агропродукции, предотвращению распространения болезней в среде животных путем финансирования соответствующих мероприятий, поддержке инфраструктуры аграрного рынка. Согласно постановлению, рынки сбыта нужно регулировать с большей эффективностью, укреплять и поддерживать так называемые малые хозяйственные формы сельскохозяйственных организаций.

Следует уделять внимание более эффективному взаимодействию государственных органов контроля с аграрным сектором. Основная задача на указанный период – постепенное увеличение рентабельности данной немаловажной отрасли, рост качества жизни сельских жителей и создание условий, при которых возможны инновационные разработки и достойное техническое обеспечение сельхозпредприятий.

О финансах

На указанные годы в федеральный бюджет будет заложен в целях реализации программы серьезный объем денежных средств. Согласно ожиданиям, финансовые вливания прогнозируемо принесут ряд немаловажных изменений в развитии отрасли. Но следует помнить, что главное условие – целевое и как можно более рациональное использование выделенных средств.

Не следует забывать и о том, что при изменениях в структуре мирового сельского хозяйства появившихся после введения нашей страной санкций на импорт определённых видов продуктов, требуется резкое повышение эффективности данного сектора и продуманная организация сельскохозяйственной продукции, производимой отечественными поставщиками.

На успешно действующих аграрных предприятиях следует повышать производительность труда, добиваться более высокого уровня эффективности выращивания культур, обеспечить бесперебойность заготовки нужного в объемах страны количества сельхозпродукции для ликвидации ее дефицита. Следует уделить особенное внимание эффективному использованию наличных активов – земель, пашен, ферм, садов, поголовья животных, транспорта и т. п.

Что важно?

Аграрный сектор требует привлечения молодых и грамотных специалистов-управленцев, новых инновационных программ и разработок на каждом из производственных участков. Организация сельскохозяйственного предприятия требует четкого распределения мер ответственности. Источники финансирования, как собственные, так и субсидированные, должны быть использованы с максимальной эффективностью.

Для успешного достижения указанных целей каждый хозяйствующий субъект в сфере сельскохозяйственного производства обязан обладать хорошо отлаженной внутренней управляющей системой. Без неё невозможно налаживание эффективной производственной деятельности, выявление необходимых внутренних резервов.

Где система?

Главная трудность, присущая сфере управления предприятиями аграрного комплекса – отсутствие полной и достоверной информации, без которой невозможны продуманные управленческие решения. Система единых методических рекомендаций, согласно которым возможна организация учета и управления по отдельным отраслям экономики, в настоящее время отсутствует. Из-за этого многие предприятия довольствуются объемами доходов гораздо ниже возможных, возрастают незапланированные расходы, теряются достоверные данные по себестоимости продукции.

Перечисленные факторы отрицательно влияют на рентабельность всех участков сельского хозяйства. К сожалению, агропромышленный комплекс нашей страны пока не объединен специализированной информационной системой управления, благодаря которой могла бы появиться возможность оптимизации деятельности предприятий АПК.

О значении учета

В свете вышесказанного управленческий учет выступает в качестве основного инструмента, благодаря которому возможно получение всех нужных данных для принятия взвешенного хозяйственного решения. Наличие его на предприятии ведет к формированию единой системы информации и обеспечивает эффективность и своевременность принимаемых руководством решений и, как результат, успешное развитие сельскохозяйственной организации.

На основе учета создаются информационные базы данных, отличные от бухгалтерских, но без которых невозможно принятие важных решений. Система эта также позволяет обеспечивать мониторинг на наиболее актуальных участках хозяйства и способствует развитию среди сотрудников корпоративного духа.

Почему дело не движется?

Как уже было сказано, к сожалению, пока единой системы управленческого учета всего сектора данной отрасли не существует. Мероприятия по его внедрению относятся скорее к единичным случаям. Причина этого – множество трудностей и особенностей, присущих деятельности в данной специфической отрасли, традиционно консервативное отношение к большинству изменений в управленческой сфере.

Информация о неоспоримых преимуществах и дополнительных возможностях, которые управленческий учет способен дать сельскохозяйственным организациям, воспринимается с трудом и не находит себе сторонников. Как следствие специалистов, способных эффективным образом организовать этот самый учет, остро не хватает.

Что можно предпринять?

Где же выход, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию? По данным аналитиков, есть смысл прибегнуть к следующим мерам:

  1. Адаптировать имеющийся западный опыт к российским условиям, не сбрасывая со счетов наличие успешных отечественных разработок (в том числе и советского периода), грамотно применять их в изменившихся условиях современной экономики.
  2. Разработать принципиально новые параметры, согласно которым возможна эффективная организация сельскохозяйственного производства, объединив их в стройную систему с повышением контроля над принятыми решениями в сфере финансов и управления.

О конкурентоспособности

Если проблема создания стойкой жизнеспособной информационной системы управления, внедряемой на российских сельскохозяйственных предприятиях, будет решена, конкурентоспособность данной отрасли значительно возрастет. Это, в свою очередь, позволит российским аграриям повысить суммарный объем продаж собственной продукции и укрепить имеющиеся территориальные позиции в границах внутреннего рынка.

В связи с отсутствием четких нормативных документов в сфере подобного учета от российского законодательства требуется разработка необходимых норм с подробным описанием методик и особенностей их внедрения согласно отраслям.

Организация сельскохозяйственного производства в теории. Почему нет результатов?

Теоретические исследования, существующие в данной сфере на нынешний день, не дают эффективной картины возможностей управленческого учета в его практическом применении. Авторы их главным образом заняты попытками трансформации существующих западных методик без учета отраслевых особенностей, присущих российским сельскохозяйственным организациям. Для осознания руководителями важности и целесообразности введения системы управленческого учета требуются серьёзные экономические исследования.

Основой учета должен стать продуманный порядок действий по сбору и обработке всей необходимой первичной информации. Основываясь на совокупности таких данных, можно наладить контроль затрат в разрезе отдельных объектов. Речь идет о различных сельскохозяйственных культурах или целых их группах (в растениеводстве) или видах животных в другой отрасли – животноводческой.

О бюджетировании

Метод управленческого учета, именуемый бюджетированием, позволяет руководителям сельскохозяйственных организаций планировать собственные возможности с последующим анализом полученных результатов. Каковы ключевые моменты этого метода? К ним можно отнести адресность, координацию и оценку затрат. Проводится он путём составления операционных бюджетов с контролем над их деятельностью при помощи отчетов об исполнении.

Специфика составления бюджетов сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, а именно – необходимость планирования самых разных показателей (объемов посева и вносимых удобрений, планируемого сбора урожая, роста надоев и поголовья скота, количества комбикормов и т. п.). Составляемый бюджет обязан учитывать наличие сезонных колебаний, особенности, присущие каждой отрасли (птицеводству, растениеводству, животноводству, пчеловодству), поправку на климатический фактор и события физиологического характера – от гибели урожая до падежа скота.

Комментарии