Ведущие заводы Омска и Омской области: история и современность
Заводы Омска и Омской области занимают важное место в экономике России. Стратегическое расположение в самом центре страны позволяет местным компаниям налаживать деловые партнерские связи с Востоком и Западом. В регионе развито авиастроение, машиностроение, металлургия, оборонная и электронная промышленность.
Дореволюционное развитие
До конца 19 века на территории Омского края отсутствовало фабричное производство, где бы использовали машины и паровые двигатели. Строительство железной дороги в 1890 году изменило ситуацию: около ж/д линии на левом берегу Иртыша возникли лесопильное и шпалопропиточное предприятия. Вскоре около станции построили кирпичное производство и мельницу.
Только в 1893 году появился первый завод в Омске, где был установлен механический двигатель. До революции самым крупным производством был плугостроительный завод (сегодня это агрегатный завод им. Куйбышева).
Первые пятилетки
Гражданское противостояние после революции привело к остановке предприятий. Только с установлением власти Советов в 1919 году производства начали восстанавливаться. В частности, металлообрабатывающие заводы Омска: 1-й механический, фабрика «Энергия», «Красный пахарь» (до революции завод Рандрупа) – были объединены в организацию «Металлотрест».
В середине 20-х годов крупнейшим предприятием региона являлся Сибирский завод сельхозмашин, число работников которого превышало 500 человек. В 1938 году СНК СССР постановил построить Омский шинный завод, который до сих пор является гордостью края. В этот же период возводились кордная фабрика и автосборочное производство.
Военный период
Начало Великой Отечественной войны способствовало взрывному развитию промышленности региона. В 1941–1942 годах Омск принял более сотни больших и малых предприятий, эвакуированных подальше от фронта. Столпами оборонного сектора стали три производственные площадки:
- Омский завод им. Куйбышева, объединённый с заводом №20 наркомата авиапромышленности. Здесь выпускали боеприпасы, включая комплектующие для реактивных снарядов.
- Ленинградский завод им. Ворошилова №174. На нём была организована сборка легендарных танков Т-34.
- Три московских авиазавода (позже объединённых в авиакосмическое предприятие «Полет») приступили к выпуску самолётов Ту-2 и Як-9.
Весной 1942 года в Омск были перебазированы производственные мощности многих предприятий медицинской, лёгкой и пищевой промышленности.
Послевоенное развитие
С окончанием боевых действий подавляющее большинство производств осталось в городе, что позволило Омской области стать одним из ведущих промышленных центров СССР. В 50-х годах ХХ века список заводов Омска пополнился крупнейшим отечественным нефтеперерабатывающим предприятием. Его строительство началось в ноябре 1949 г., первая продукция получена 5.09.1955 года. На Омском НПЗ осуществляется выпуск бензина, топочного мазута, дизеля и прочей продукции нефтехимии.
1959-й стал годом рождения сажевого завода в Омске (сегодня завод технического углерода). В 1960 году состоялась закладка очередного гиганта нефтехимии – предприятия по выпуску синтетического каучука. Первый каучук был получен 24.10.1962 г., а 15.05.1963 г. освоено производство дивинила. Также в 60-е годы запущены крупные заводы газовой аппаратуры, кислородного машиностроения и другие.
К 80-м годам в Омском регионе наибольшее развитие получили агропромышленный, нефтехимический и машиностроительный комплексы. Они составляли 70% всего промпроизводства области. Наиболее важными были Омский МПЗ, сажевый завод и предприятия ОПК, среди которых выделялся ПО «Полёт».
В эпоху рыночных отношений
90-е годы характеризуются почти двукратным спадом областной экономики. Особенно пострадало машиностроение. Например, в 1995 году загрузка мощностей заводов ОПК в среднем не превышала 40%. Напротив, завидную стабильность демонстрировал Омский НПЗ. Он был и остаётся ведущим в России отечественным поставщиком горючего.
Список заводов Омска и Омской области, внёсших наибольший вклад в областной бюджет:
- «Омскэнерго» (электроэнергетическая отрасль);
- «Сибнефть – Омский НПЗ» (топливная);
- «Омскшина» (химическая);
- «Росар» (пищевая);
- мясокомбинат «Омский» (пищевая);
- «Омсктехуглерод» (химическая);
- завод транспортного машиностроения (машиностроительная);
- ТФ «Омская» (пищевая);
- АТПП «Оша» (пищевая);
- «Матадор-Омскшина» (химическая).
К 2015 году ведущим сектором областной экономики остаётся обрабатывающее производство. Омский НПЗ стал вторым по объёму переработки в мире (до 29 млн. тонн нефти ежегодно) и наиболее технологичным в стране.
На долю ОАО «Омскшина» приходится 20% произведённых шин в РФ. Марки покрышек «Матадор-Омскшина» и «Матадор» востребованы на внутреннем и внешних рынках. Завод технического углерода – один из нефтехимических лидеров России.
Рост гособоронзаказа способствовал развитию омского машиностроения в секторе ОПК. НИИ приборостроения стало частью концерна «Орион», «Омсктрансмаш» передан "Уралвагонзаводу", МО им. Баранова вошёл в структуру НПЦ газотурбостроения «Салют», ПО «Полет» преобразовано из самостоятельного предприятия в филиал ГКНПЦ им. Хруничева. Включение данных заводов в крупные холдинги позволило им получить доступ к государственному финансированию.