Боги Древнего Египта – знакомые незнакомцы
Религия Древнего Египта характеризируется длительным существованием первобытных представлений. На протяжении многовекового существования египетского государства суть и значение многих культов не раз претерпевали изменения. Верования первобытных охотников, земледельцев и скотоводов смешивались между собой, в дальнейшем на них накладывался отпечаток политических событий, отзвуки времен подъема страны и ее упадка.
Следует заметить, что в Египте не было единой государственной религии, за исключением периода правления Эхнатона. Именно потому унификация пантеона богов не осуществлялась. Боги и мифы Древнего Египта являются довольно сложным феноменом, поскольку в них подчас соединялись часто противоречивые, а иногда и совсем взаимоисключающие верования. Время от времени в жреческих кругах все же осуществлялись определенные попытки упорядочить и свести воедино хаотические нагромождения исторически сложившихся верований. Но успехом они так и не увенчались.
Боги – прародители мира
Не было в Древнем Египте и единой концепции мироздания. Бытовавшие воззрения на сотворения мира были очень противоречивыми, что объясняется разным временем их возникновения и местом происхождения. Наибольшей популярностью пользовалось гелиопольское сказание о мироздании, которое повествовало о том, что из первобытного хаоса изначально возник Атум как олицетворение солнца Атум-Ра. Он и является прародителем всего живого. Оплодотворив самого себя, Атум выплевывает воздух – Шу и Тефтун – влагу, которые в свою очередь порождают небо – Нут и землю – Геба. У Нут и Геба родились Осирис, Сет Исида и Нефтис. Все эти боги Древнего Египта составляют так называемую «гелиопольскую девятку», которая занимала в пантеоне достаточно важное место.
Более позднее, возникшее уже в эпоху государственности мемфисское сказание, приписывает сотворение мира своему богу Птаху.
Наиболее почитаемыми в Египте были божества, связанные с Нилом, например, Себек, Хапи, и с солнцем – Гор, Атум, Ра, а также боги, покровительствующие мертвым – Анубис, Осирис. Древние египтяне обожествляли все вокруг, считая, что во власти богов находятся все сферы жизни, от природных сил до культурного развития. Явления природы воспринимали как отношения между различными божествами. Общественная и культурная жизнь имела своих покровителей. Так, к примеру, с письменностью ассоциировались богиня Саф или ибисоголовое божество Тот, которое олицетворяло всю культуру в целом.
Культ солнца в Древнем Египте
Представления о том, какой облик имели солнечные боги Древнего Египта, в разных местностях были разные: то ли это крылатый диск, то ли огромный жук – Скарабей, толкающий диск светила по небу, его также представляли в облике сокола или человека, имеющего соколиную голову.
Представители солнечного культа в разный период и в разных центрах имели и свои имена: Ра, Хепри, Атум, Хор и другие. Иногда разные боги Древнего Египта сливались в одно, а представления о них наслаивались. В Древнем Царстве среди других особое место занял бог Ра, который тал вышел за рамки местного значения и превратился в общеегипетский культ государства. В последствии, если какое-нибудь божество получало общегосударственное значение, оно немедленно объединялось с Ра, а к его имении приставлялась соответствующая частица: Себек-Ра, Амон-Ра, Менту-Ра и другие.
В период Среднего царства после объединения Египта под властью фиванского дома, главенствующую роль занял культ бога Амона. Он считался великим небесным божеством, символизирующим государство, а также могущество и власть фараона.
Другие культы
Также, одними из наиболее почитаемых богов Египта были Осирис, который олицетворял воды Нила, его сестра, а также в одночасье жена – Исида – богиня плодородия, покровительница материнства, и их совместный сын Гор, один из древнейших богов солнца и государственности. Темные силы олицетворял брат Осириса Сет – бог засухи, зла и хаоса и его жена Нефтис. Эти боги Древнего Египта вселяли страх и одновременно глубокое уважение в жителей долины Нила, которые старались задобрить их усердным поклонением.
Синкретизм культа Осириса с культом мертвых прослеживается с глубокой древности, а к периоду Нового царства довольно отчетливо вырисовывается представление о картине загробного суда, который вершил Осирис. Проводником в царство мертвых считался бог Анубис, которого представляли в образе шакала или человека с шакальей головой.
Изучая вопрос о богах и мифах Египта, следует непременно рассматривать их в конкретных исторических условиях, учитывая наслоения разных периодов, а также мест распространения. Все боги Древнего Египта являются сложным синкретическим воплощением архетипов и занимают важное место в культурном наследии этого таинственного государства далекого прошлого.