Правитель халифата - защитник и покровитель

Халиф - это правитель халифата и покровитель, защитник мусульман. Статус халифа неоднократно пересматривался на протяжении истории, а войны и распри, которые велись за обладание этим титулом, часто приводили к расколу не только халифата, но и всей мусульманской общины.

Правитель арабского халифата

Огромное мусульманское государство, вошедшее в историю под именем Арабского Халифата, началось с небольшой религиозной общины, сложившейся вокруг проповедника Мухаммеда.

В первые тридцать лет после смерти пророка вновь созданным государством управляли наследники Мухаммеда - четыре праведных халифа. Правителям удалось расширить территорию государства, которое при этом стало занимать территорию от Алжира до течения центральноазиатской реки Амударьи и от северокавказского побережья Каспийского моря до южной окраины Аравийского полуострова.

Значение титула

С арабского языка слово халиф переводится, как наместник или заместитель, но правильнее все же переводить его как предстоятель, ведь имеется в виду, что правители халифата замещают Мухаммеда, вознесшегося, по мнению мусульман, на небо живым, оставив в наследство много проблем.

Сразу после смерти пророка большинство жителей Аравии отказались от исповедания мусульманской веры. Верны своей, недавно принятой, религии остались лишь три города: Мекка, Медина и Ат-Таиф. Такое положение вещей позволило первому избранному халифу начать активную завоевательную деятельность, которая и привела к созданию великого государства.

На протяжении нескольких десятилетий титул доставался выборным лидерам, которые, тем не менее, не могли отказаться от него. В то же самое время убийство лидера общины рассматривалось как религиозное преступление.

Династия Омейядов

Убийство Али ибн Абу Талиба - последнего праведного халифа - стало началом первой династии халифата, получившей в исторической литературе наименование династии Омейядов.

Первым правителем халифата омейядов стал Муавия Первый, правивший на протяжении девятнадцати лет и существенно расширивший свои владения. Именно он существенно изменил процедуру наделения титулом, который после его смерти стал наследуемым.

Однако уже следующий правитель халифата - сын Муавии - не смог удержать ситуацию в государстве под контролем, и в результате страна начала медленно распадаться. Сначала отпали приграничные удаленные территории. Однако уже при третьем халифе Абд аль-Малике начинается новое расширение владений исламских лидеров.

Последние представители омейядской династии воевали сразу на несколько фронтов, совершали регулярные набеги на территории европейских владетелей. Однако завоевания в Европе натолкнулись на серьезное сопротивление византийского императора и короля франков Карла Мартелла.

Столица халифата

Основанная правителями из династии Аббасидов столица получила название Багдад. Это был новый город, построенный на берегу реки Тигр. В переводе с арабского название значит "божий дар".

Распоряжение о строительстве нового города дал халиф Абу аль-Мансур, который хотел перенести столицу ближе к географическому центру и на земли, в которых проживали его сторонники.

Это было решение, имевшее далеко идущие последствия - на долгие столетия Багдад стал столицей не только Аббасидского халифата, но и всего арабского мира. В городе активно развивались ремесла и торговля с другими странами, в том числе и такими далекими, как Индия.

И хотя после падения империи Аббасидов город утратил былое значение в качестве политического центра, он все еще продолжал играть важную роль в культурной жизни всей исламской цивилизации, оставаясь центром учености и мусульманского богословия. В начале тринадцатого века в городе действовали тридцать библиотек, в которых были собраны тексты, написанные как в столице, так и в других крупных научных центрах всего Ближнего Востока. Сам характер власти халифа определяет и то, какие цели ставили правители Арабского халифата, которые постоянно стремились к расширению ареала распространения ислама, обращения все новых людей в свою религию. Кроме того, халифы выносили религиозные постановления.

Потеря власти

В десятом веке политическая власть халифов начинает угасать, они контролируют все меньшие территории, а на отпавших окраинах создавались независимые государства. при этом в своем собственном государстве властители халифата стали зависимыми от гвардии, созданной еще в девятом веке и формируемой из тюркских наемников.

Со временем правители халифата утратили контроль на Персией, Сирией и Египтом, землями на севере Месопотамии. Однако, несмотря на потерю власти, военного и экономического влияния, багдадские халифы еще долго продолжали пользоваться заслуженным религиозным авторитетом.

Но халифы не хотели так просто мириться с потерей власти и привилегий, которые она дает. Почувствовав скорое падение, правители принялись за укрепление своей власти и выбрали для этого крайне жестокие методы, в результате которых начались массовые гонения инакомыслящих. Опорой новой политики халифата стало ортодоксальное исламское духовенство. Однако новые меры не смогли отсрочить закат государства.

Комментарии