Праведные халифы: список, история и интересные факты
Несмотря на то что ислам – это одна из самых молодых религий на планете, она имеет очень интересную историю, наполненную яркими событиями и фактами. Многие специалисты считают, что некогда мощный и влиятельный Арабский халифат обязан своим появлением успешной деятельности Пророка, сумевшего объединить в единой вере большое количество разрозненных ранее племен. Лучшим периодом этого теократического государства можно считать десятилетия, когда во главе стояли праведные халифы. Все они были ближайшими соратниками и последователями Мухаммада, находившимися с ним в кровном родстве. Данный период становления и развития халифата историки считают наиболее интересным, часто его даже называют «золотой эпохой». Сегодня мы подробно расскажем обо всех четырех праведных халифах и их самых значимых достижениях во главе мусульманской общины.
Понятие "халифат": краткая характеристика
В начале седьмого века Пророк создал небольшую общину единоверцев, раскинувшуюся на территории Западной Аравии. Называлось это протогосударство умма. Изначально никто и не представлял, что благодаря военным походам и завоеваниям мусульман оно заметно расширит свои границы и станет одним из самых мощных объединений на протяжении нескольких столетий.
Слова «халифат» и «халиф» в переводе с арабского означают примерно одно и то же – «наследник». Все правители исламского государства считались преемниками самого Пророка и были очень почитаемы среди рядовых мусульман.
Среди историков период существования Арабского халифата принято называть «золотым веком ислама», а первые тридцать лет после смерти Мухаммада являлись эпохой праведных халифов, о которых мы и расскажем сегодня читателям. Ведь именно эти люди сделали очень многое, чтобы укрепить позиции ислама и мусульманского государства.
Праведные халифы: имена и даты правления
Первые халифы приняли ислам еще при жизни Пророка. Они были хорошо осведомлены обо всех нюансах жизни в общине, ведь всегда помогали Мухаммаду в вопросах управления уммой и принимали непосредственное участие в военных походах.
Четыре праведных халифа были настолько уважаемы в народе при жизни и после смерти, что позже для них был придуман специальный титул, дословно обозначающий «идущие праведным путем». Эта фраза в полной степени отражает отношение мусульман к своим первым правителям. Дальнейшие халифы данного титула не были удостоены, так как приходили к власти не всегда честным путем и не являлись близкими родственниками Пророка.
По годам правления список халифов выглядит следующим образом:
- Абу Бакр ас-Сиддик (632-634).
- Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (634-644).
- Усман ибн Аффан (644-656).
- Али ибн Абу Талиб (656-661).
За время своего правления халифатом каждый из перечисленных выше мусульман сделал все возможное для процветания государства. Поэтому о них хочется рассказать подробнее.
Первый праведный халиф: путь к вершинам власти
Абу Бакр ас-Сиддик являлся одним из первых, кто всей душой поверил Пророку и пошел за ним. До встречи с Мухаммадом он жил в Мекке и был довольно богат. Его основной деятельностью была торговля, которой он продолжил заниматься после принятия ислама.
Еще в Мекке он начал активную деятельность по развитию мусульманской общины. Праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик тратил на это огромные суммы денег и занимался выкупом рабов. Примечательно, что каждый из невольников получал свободу, но в обмен должен был стать правоверным. Думаем, не стоит говорить, что эта сделка была очень выгодной для рабов. Поэтому количество мусульман в Мекке быстро росло.
После того как Пророк принял решение переехать в Медину, будущий халиф поехал вслед за ним и даже сопровождал Мухаммада, когда тот прятался в пещере от подосланных убийц.
В дальнейшем Пророк женился на дочери Абу Бакр ас-Сиддика, что сделало их кровными родственниками. После этого он не единожды отправлялся с Мухаммадом в военные походы, совершал пятничный намаз и руководил паломниками.
В шестьсот тридцать втором году Пророк скончался, не оставив наследников и не назначив нового преемника, и мусульманская община встала перед выбором нового лидера.
Годы правления Абу Бакра
Сподвижники Мухаммада никак не могли договориться по поводу кандидатуры халифа и только после того, как они вспомнили многочисленные заслуги Абу Бакра перед мусульманской общиной, выбор был сделан.
Стоит отметить, что праведный халиф был очень добрым и абсолютно не тщеславным человеком, поэтому к управлению он привлек и других последователей Пророка, распределив между ними круг обязанностей.
Абу Бакр ас-Сиддик получил власть в очень непростое время. После кончины Мухаммада от ислама отвернулись многие люди и племена, которые посчитали, что теперь они могут вернуться к своей прежней жизни. Они разорвали свои договорные обязательства перед халифатом и прекратили выплату налогов.
В течение двенадцати лет Абу Бакр предпринимал действия для сохранения и расширения границ халифата. При нем была сформирована регулярная армия, которая сумела продвинуться до границ Ирана. При этом халиф всегда сам напутствовал своих солдат, запрещая им убивать женщин, младенцев и стариков, а также издеваться над врагами.
В тридцать четвертом году седьмого века армия халифата приступила к завоеванию Сирии, однако правитель государства в это время находился при смерти. Чтобы не допустить конфликтов в халифате, он сам выбрал преемника среди своих ближайших соратников.
Второй халиф
Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук правил мусульманской страной на протяжении десяти лет. Изначально он был очень скептически настроен против ислама, но однажды ему довелось прочитать суру, и он заинтересовался личностью Пророка. После встречи с ним он проникся верой и готов был последовать за Мухаммадом в любую точку мира.
Современники второго праведного халифа писали, что он отличался невероятной храбростью, честностью и бескорыстием. Также он был очень скромным и благочестивым. Через его руки в качестве главного советника Пророка проходили очень большие суммы денег, однако он никогда не поддавался искушению, чтобы обогатиться.
Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук часто принимал участие в военных битвах и даже выдал свою любимую дочь за Мухаммада. Поэтому не удивительно, что на смертном одре первый халиф назвал своим преемником именно Умара.
Достижения Умара ибн аль-Хаттаба
Второй праведный халиф сделал очень многое для развития административной системы мусульманского государства. Он создал список лиц, которые получали ежегодное пособие от государства. В данный реестр входили сподвижники Пророка, воины и члены их семей.
Также Умар заложил основы налоговой системы. Интересно, что она касалась не только денежных выплат, но и регламентировала отношения между разными гражданами халифата. К примеру, христиане не имели права строить свои жилища выше мусульманских домов, иметь оружие и публично показывать свои символы веры. Естественно, что правоверные платили налоги в меньшем размере, чем завоеванные народы.
К заслугам второго халифа можно отнести введение новой системы исчисления, юридической системы и строительство на завоеванных территориях военных лагерей, чтобы не допустить восстаний.
Большое внимание Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук уделял строительству. Ему удалось на законодательном уровне закрепить правила градостроения. За основу был взят пример Византии, и большинство городов того времени отличались стройными и широкими улицами с красивыми домами.
За десять лет своего правления халиф заложил основы национального и религиозного единства. К своим врагам он был беспощаден, но одновременно запомнился справедливым и деятельным правителем. Многие историки считают, что именно в этот период времени ислам заявил о себе как о сильном и полностью сформировавшимся религиозном течении.
Третий правитель халифата
Еще при жизни Умар создал совет из шести своих ближайших сподвижников. Именно они должны были выбрать нового правителя государства, который продолжил бы победоносное шествие ислама.
Им стал Усман ибн Аффан, пробывший у власти около двенадцати лет. Третий праведный халиф был не столь деятельным, как его предшественник, однако он относился к очень древнему и знатному роду.
Семья Усмана приняла ислам еще до того, как Пророк переселился в Медину. Но отношения между аристократическим родом и Мухаммадом были довольно напряженными. Несмотря на это, Усман ибн Аффан бы женат на дочери Пророка, а после ее смерти получил предложение взять в жены другую его дочь.
Многие считают, что многочисленные связи Усмана позволили распространить и укрепить ислам еще при жизни Мухаммада. Будущий халиф знал множество знатных семей и благодаря его активной деятельности ислам приняло большое количество людей.
Это укрепило положение тогда еще немногочисленной общины и дало мощный толчок к созданию религиозного государства.
Период правления халифа Усмана
Если описывать эти годы кратко, то можно сказать, что третий халиф отступил от принципов, которых придерживались его предшественники. Он превыше всего ставил родственные узы, тем самым откинув халифат во времена протогосударства.
Родня и приближенные Усмана имели склонность к стяжательству и стремились обогатиться за счет других жителей халифата. Естественно, что это привело к усилению материального неравенства и волнениям.
Удивительно, но в этот непростой период границы халифата продолжали расширяться. Этому способствовали военные завоевания, однако держать покоренные народы в повиновении халифу было крайне тяжело.
В итоге это привело к восстанию, в результате которого халиф был убит. После его смерти в государстве начался кровопролитный период междоусобиц.
Четвертый халиф
Праведный халиф Али ибн Абу Талиб, ставший четвертым правителем «золотой эпохи», относился к очень необычным людям. Из всей плеяды халифов он был единственным кровным родственником Мухаммада. Он являлся его двоюродным братом и вторым человеком, принявшим ислам.
Так сложилось, что Али и Пророк воспитывались вместе. Поэтому неудивительно, что халиф женился на дочери Мухаммада. В дальнейшем от их союза родилось двое мальчиков, к которым Пророк был очень привязан. Он подолгу беседовал с внуками и был частым гостем в семье дочери.
Али часто принимал участие в военных походах и отличался просто легендарной храбростью. Однако вплоть до своего избрания халифом он не занимал важных государственных постов.
Али ибн Абу Талиб как халиф: оценка историков
Личность Али представляется специалистам крайне противоречивой. С одной стороны, он не обладал организаторскими способностями, талантами политика и гибким умом. Именно при нем наметились предпосылки к распаду халифата, а мусульмане разделился на шиитов и суннитов. Однако никто не может отрицать его фанатичной преданности делу Мухаммада и верности выбранному пути. К тому же безвременная смерть возвела его в ранг мученика. Ему приписывают множество подвигов и деяний, достойных святого.
Исходя из всего вышесказанного, историки делают вывод, что Али оказался истинным мусульманином, но так и не смог сдержать сепаратистский настрой в халифате.