Святой апостол Варнава
Кто такой апостол Варнава? Это имя мы встречаем в Новом Завете, в «Деяниях». Он – неизменный сподвижник апостола Павла, путешествует вместе с ним и проповедует веру Христову. Но в Евангелиях о нем нет ни слова. Откуда же взялся Варнава? Каким образом стал апостолом? Видел ли он когда-нибудь Сына Божия? Когда стал Ему следовать? Это предстоит нам выяснить в данной статье. Изучим же биографию (житие), деяния и страдание за веру (мученичество) этого святого.
Апостол из семидесяти
Все четыре канонических Евангелия упоминают, что Иисус избрал себе двенадцать учеников. Цифра 12 настолько магическая, что когда Иуда Искариот предал Христа, остальные одиннадцать апостолов возвели в свой ранг Матфея, чтобы дополнить число (Деян. 1:26). Но среди этих двенадцати не было Варнавы. Чтобы понять, каким образом он стал причислен к апостолам, нужно прочесть главу десятую Евангелия от Луки. В ней Господь говорит: «Много жатвы, а работников на ниве мало». После этого Он избрал из большого количества своих последователей семьдесят человек, которых послал по двое во «всякое место и всякий город, куда Сам намеревался пойти». Они должны были благовествовать жителям тех мест приход Мессии. Этих учеников и называют «апостолами из семидесяти». К их числу принадлежит апостол Варнава. Избрание семидесяти учеников произошло в последний год деятельности Христа на земле. Господь дал им те же заповеди, что и двенадцати апостолам во время Нагорной проповеди. Но поскольку они были избраны не сразу, многие из них не смогли полностью понять и принять учения Христа. Об этом повествует шестая глава Евангелия от Иоанна. Когда Христос сказал в Капернауме, что Он является хлебом живым, сошедшим с небес, и что тот, кто будет есть его, вовек не умрет, многие из семидесяти «ушли от Него и уже не следовали за ним».
Ученик, твердый в вере
Был ли среди этих отступников и апостол Варнава? Как видим из дальнейшего описания жизни Церкви, нет. Он имел острый ум и понимал, что Господь – это Слово Божие. Его заповеди нужно впитывать сердцем (есть) и исполнять их, для того чтобы иметь жизнь вечную. Когда Христос после того, как многие апостолы из семидесяти Его оставили, обратился к двенадцати: «Не желаете ли и вы последовать их примеру?». Но Петр ответил за всех: «Куда нам идти? Ведь Ты, Господь, имеешь глаголы жизни вечной». Таким образом, мы видим, что и Варнава, вместе с одиннадцатью апостолами, остался с Иисусом. Он был верным учеником, хотя ни в одном Евангелии не упоминается его имя. Деятельность Варнавы как «работника жатвы» на ниве Христовой более полно изложена в следующей за Евангелиями книге Нового Завета. А что мы можем знать о его жизни? В «Деяниях» об этом только крупицы информации. Обратимся к «Житиям святых», хотя этому источнику нельзя доверять полностью.
Апостол Варнава: биография и деяния
Настоящее имя подвижника веры и спутника Святого Павла было Иосиф. Он родился в богатой еврейской семье. Можно сказать, что он был знатного рода: из колена Левия происходили также ветхозаветные пророки – Аарон, Моисей, Самуил. Варнава считается дядей (или кузеном) евангелиста Марка. По другим данным, он мог быть также родственником Аристовула. Но родился Варнава на Кипре. Его родители уехали на остров по причине военных смут в Палестине. Но у них остался дом поблизости Иерусалима. Мужчинам-левитам закон Моисеев предписывал знать Писание. Пока мальчик Иосиф был мал, отец сам наставлял его в вере. А когда он стал юношей, родители отправили его для дальнейшего обучения в Иерусалим, к прославленному знатоку Торы Гамалиилу. Там будущий апостол Варнава, житие которого отныне полностью переменилось, познакомился с Павлом (в те времена Савлом).
Роль Гамалиила
Сей персонаж также упоминается в «Деяниях». О нем можно прочесть в главе 5 этой книги. Когда двенадцать апостолов проповедовали в Иерусалиме, исцеляя немощных, фарисеи пылали на них злобой и даже помышляли убить их. Но на совещании взял слово уважаемый всеми законоучитель Гамалиил. Он привел исторические примеры, когда самозванцы, уверяющие, что они – посланцы Бога, потерпели поражение, а их ученики рассеялись. Он посоветовал фарисеям не замышлять злого против апостолов. Ведь то, что задумано людьми, само собой разрушится. А если это дело Божие, то ничто и никто не сможет ему противостоять. Вы только навлечете на себя гнев Господа. Вот у такого учителя воспитывался апостол Варнава. О Гамалииле как о бесспорном авторитете среди иудеев высказывается и Святой Павел. Акцентируя на том, что сам он не чужд закону Моисея, Апостол говорит: «Я – еврей, воспитанный у ног Гамалиила, наставленный тщательно вере, ревнитель Бога». Таким образом, можно сделать вывод, что ученичество у этого знаменитого фарисея предуготовило Варнаву к незашоренному принятию нового учения.
Приход к Христу
«Жития Святых» уверяют, что будущий апостол часто ходил молиться в притвор Соломонова храма. Там он становился свидетелем многих чудес исцеления, которые являл Христос в Иерусалиме. Уверовав, он припал к ногам Сына Божия и попросил соизволения следовать за ним как ученик. И когда Христос оставил Иерусалим и удалился в Галилею, Варнава пошел за ним. Там он вошел в число семидесяти апостолов. Он разделял учение Господа и оставался ему верен до конца. По свидетельству Иоанна Златоуста, Иосиф имел дар убеждать людей, а также утешать скорбящих. Поэтому апостолы дали ему другое имя – Варнава. Оно означает «Сын Утешения». А свой дар убеждения святой апостол Варнава выказал тем, что уговорил учеников Господа в Иерусалиме не бояться бывшего злого гонителя христиан Савла.
Начало миссионерской работы
Ни Евангелия, ни «Деяния» не упоминают, когда и каким образом бывший Иосиф из Кипра присоединился к учению Христа. Но несомненно одно: он сделал это раньше, чем его «товарищ по школьной скамье» Савл. Варнава впервые упоминается в «Деяниях» в главе четвертой. Как и полагается ученику Христову, он продал свой дом и землю, а деньги положил «к ногам апостолов». Во второй раз он упоминается в Писании именно в связи с Павлом, будущим столпом Церкви. Когда тот направлялся в Дамаск, чтобы арестовывать христиан, ему явился Христос с вопросом «За что ты преследуешь Меня?». После этого злой человек обратился и понял, что ранее был слеп. В Дамаске Павел был наставлен в христианской вере неким Ананием. Когда же фарисеи города задумали убить новообращенного, тот вынужден был бежать в Иерусалим. Но там ученики Христовы побоялись принять его, поскольку о нем шла слава как о гонителе новой веры. И вот здесь в «Деяниях» вновь упоминается Варнава (9:27). Он уговорил своих братьев принять новообращенного без боязни. С тех пор апостол Варнава и апостол Павел стали почти неразлучными.
Дальнейшая деятельность
Оба миссионера много путешествовали. Они побывали в Антиохии, Малой Азии, Кипре, Греции. Там они основали огромное количество христианских общин. Когда в Иерусалиме вспыхнул голод, антиохийские верующие собрали деньги и послали их с Варнавой и Павлом своим бедствующим братьям. Что касается этого периода (около 45 года н. э.), то имя Варнавы упоминается перед Павлом. Жители Листры сравнивали первого апостола с Зевсом, а второго – с Гермесом (Деян. 14:12). Варнава вместе с Павлом принимали участие в соборах апостолов 48 и 51 годов. Но после этого апостолы разошлись. Павел стал путешествовать и проповедовать вместе со своим новым товарищем, Силой. Они сосредоточили свою миссионерскую деятельность на Малой Азии, Фракии и Элладе. А Варнава с Иоанном, названным Марком (своим кузеном или племянником), отправились на Кипр. Именно на этом событии и заканчивается рассказ в «Деяниях» о Варнаве.
Что известно о дальнейшей деятельности
Из «Жития святых» известно, что апостол стал первым епископом Кипра. Он проповедовал по всему острову и основал множество христианских общин. Церковная традиция утверждает, что он был побит камнями язычниками в 61 году. Его мощи чудесным образом «обрелись» в 478 году поблизости от города Саламин, на восточной оконечности острова. На этом месте в пятом столетии был основан монастырь апостола Варнавы. Ныне он не действующий и является историческим и архитектурным памятником. А мощи святого апостола Варнавы хранятся в церкви городка Конкадей-Марини в Италии.
Труды
Послания епископа Кипра не вошли в Канон. Скорее всего, они существовали, поскольку все апостолы обращались письменно к своим верующим. В найденном недавно «Синайском кодексе» содержится текст, приписываемый Варнаве. В этом Послании апостол пытается трактовать Ветхий Завет. Он говорит, что эта Книга для иудеев закрыта. Понять Ветхий Завет могут лишь те, кто ищет в нем предсказания о приходе Иисуса Христа. Апостолу Варнаве приписываются и два подложных текста, сочиненных значительно позже. Книга о странствиях и мученическом конце была написана в пятом веке, вероятно, для подтверждения «Житий святых». А в Средневековье было сочинено подложное Евангелие от Варнавы. В нем описываются евангельские события с точки зрения мусульманской религии (тогда еще не существовавшей).
Икона апостола Варнавы
Несмотря на то что этот Святой расстался с Павлом, раздора между ними не возникло. Апостол очень тепло и уважительно говорит о своем собрате в Первом послании к коринфянам (9:6). А в Письме к колосянам (4:10) содержится одно упоминание о позднейшей совместной деятельности Варнавы и Павла. Апостола из семидесяти чтят как в римско-католической, так и в православных церквях. Ортодоксы дважды в год отмечают день памяти Варнавы – 17 января и 24 июня. В католицизме этого апостола почитают 11 июня. В религиозной живописи существует немало икон апостола Варнавы. Фото одной из них демонстрирует нам мужчину немного преклонных лет, темные волосы которого едва тронула седина. Поскольку Варнава имеет апостольский чин, он одет в хитон и гиматий, а в руках держит свиток. Иногда иконописцы изображают его как первого архиепископа Кипра. В таком случае он изображается в святительских ризах.