Тромбон, музыкальный инструмент: фото, описание
Как и другие инструменты симфонического оркестра, тромбон – музыкальный инструмент с уникальным звучанием и интересной историей. Он полноценный участник симфонического оркестра и джазовых бэндов, однако такое широкое предназначение было не всегда – ему предшествовали столетия узкого применения и технического совершенствования.
Происхождение
В переводе с итальянского и французского «trombone» – трубища или большая труба. Название «тромбон» начинает употребляться в эпоху Возрождения, в XV веке. Им обозначают медный духовой инструмент с кулисой, которая позволяет делать звук инструмента более низким и гулким.
Предшественником музыкального инструмента тромбона в упоминаниях периода Возрождения и Барокко был сакбут. Оба термина долгое время использовались как синонимы, однако после XVII века термин «тромбон» закрепляется и вытесняет все остальные.
Тембр и описание
Как выглядит тромбон? Музыкальный инструмент, описание которого можно встретить уже в XV веке, изменился с этого времени не очень сильно. Он представляет собой дважды согнутую трубу с подвижной кулисой. Окончание ее переходит в конус. Длина трубки – три метра, диаметр – 1,5 см. Обязательной для всех духовых является мундштук – у тромбона он большой, в виде закругленной чаши.
На фото музыкальный инструмент тромбон заметно выделяется. В отличие от других медных инструментов, тромбон более техничен, позволяет плавно переходить с ноты на ноту, исполнять хроматизмы, а также глиссандо.
Различают сопрановые, альтовые, теноровые, басовые, контрабасовые разновидности инструмента. Наиболее часто используется теноровый тромбон.
Диапазон инструмента – от G (соль) контроктавы до F (фа) второй октавы.
Его тембр – низкий, звучный и протяжный, по-разному звучащий в высоком и нижнем регистре. Вверху имеет блестящий и яркий тембр, внизу – сумрачный и грозный. Благодаря своим тембровым качествам тромбон стал музыкальным инструментом, которому доверяют сольные партии и целые произведения.
Механизм звукоизвлечения
Яркий, призывный звук тромбона и его технические возможности обусловлены его строением. В отличие от других медных духовых, тромбон имеет кулису – вытянутую U-образную деталь, что является частью музыкального инструмента. Тромбон благодаря ей приобретает дополнительные технические возможности – расширяет диапазон звучания, позволяет легко скользить с ноты на ноту (глиссандо).
Переход на кварту и квинту осуществляется с помощью квартвентиля и квинтвентиля, в исторических формах тромбона такие возможности отсутствовали.
Как и другие медные духовые инструменты, при исполнении на тромбоне может использоваться сурдина (приглушение звука).
Библейские отзвуки
Упоминания о больших трубах весьма разнообразны и встречаются еще в древних текстах. Грозные трубные гласы сопровождали знаменательные события и издавались ангелами и архангелами. Исследователи библейских текстов и музыки того периода полагают, что этот инструмент – хацоцра – древний духовой, отдаленно напоминающий современные трубу и тромбон, но не имеющий кулисы. Тем не менее, именно звук тромбона во многих произведениях означает голос Бога, сигнал начала Страшного Суда.
Исторические предшественники
Документальные упоминания кулисного музыкального инструмента встречаются уже в Античности. Исидор и Вергилий указывают на особую раздвижную трубу (tuba ductills), звук которой меняется в зависимости от положения подвижной части. Известно также, что при раскопках римской Помпеи в XVIII веке были найдены два тромбона, однако следы этих находок больше напоминают легенду, нежели свершившийся факт.
Большинство исследователей полагают, что античные тромбоны не были вымыслом, однако об их внешнем виде и звучании можно только догадываться.
Первые официальные упоминания и изображения тромбона относятся к XV веку. В это время не существовало единого названия инструмента: сакбут (франц. «sacquer» – тащить и «bouter» – толкать), posaunen (англ.), tuba ductili (итал.) упоминалось наряду с trombone. Все они одинаково часто встречаются в различных источниках.
Закрепление в музыкальной культуре
Родиной музыкального инструмента тромбона принято считать Германию или Италию. Здесь же жили первые мастера, изготовлявшие серебряные тромбоны для королевских дворов.
В XVII-XVIII вв. тромбон стал ассоциироваться с музыкой прошлого. Оставаясь ансамблевым и сольным инструментом, он стоит особняком и не входит в составы оркестров. Это не мешает многим композиторам создавать произведения для этого инструмента.
В большинстве случаев основной областью применения тембра тромбона была церковная музыка: он сопровождал или дублировал певческие голоса, использовался для этого высокий регистр.
При особом положении тромбон, тем не менее, использовался в музыкальном театре. Его звучание приобретало драматический оттенок в операх К. В. Глюка, а В. А. Моцарт наделяет его трагическим и грозным амплуа в опере "Дон Жуан" и "Реквиеме".
Тромбон в симфоническом оркестре
Введение тромбона как музыкального инструмента в симфонический оркестр произошло только на рубеже XVIII-XIX вв. у Л. В. Бетховена. Г. Берлиоз впервые доверил ему развернутую сольную партию в симфонической музыке, обозначив его как благородный и величественный тембр. В современном составе оркестра используется, как правило, два или три тромбона (два теноровых и басовый). Оркестры Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Г. Малера, Й. Брамса немыслимы без звучного и призывного тембра тромбона, где его голос ассоциируется с фатальными и грозными силами.
При возросшем интересе к тромбону в XIX веке практически под запретом оставалось использование глиссандо, которое стало применяться только у классиков ХХ века – А. Шенберга и И. Глазунова.
Тромбон в джазе
Джазовый тромбон – это новое амплуа музыкального инструмента. Оно начинается с эпохи диксиленда – одного из первых движений джазовой музыки. Здесь этот инструмент впервые осознается как сольно импровизирующий, создающий контрмелодию и умело ее обыгрывающий. Самые известные джазовые тромбонисты – Глен Миллер, Миф Моул, Эдвард Кид Ори, создали собственный стиль игры. Один из основных приемов – сочетание отдельных акцентированных нот и характерного глиссандо на тромбоне. Он создает неповторимое звучание диксиленда 20-х гг. ХХ века. Благодаря джазовым тромбонистам джазовый стиль ассоциируется с духовыми инструментами.
Тромбон звучит и в латиноамериканской музыке – этому способствовали гастролирующие джазовые ансамбли, где тромбон был солирующим инструментом.