Бытовые услуги - это... Определение, классификация, виды и особенности
Оказание бытовых услуг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, облагаемых налогом на вмененный доход. В 2017 году состав бытовых услуг изменен Правительством РФ, введены их новые коды.
В статье будет подробно рассмотрено, что понимается под термином бытовых услуг и какие особенности характеризуют отрасль.
Общие принципы
Бытовые услуги – это платная помощь физическим и юридическим лицам за наличный или безналичный расчет. Перечень услуг регламентируется специальным Классификатором. Он определяет, попадают ли под ЕНВД бытовые услуги, предлагаемые той или иной компанией. В Классификаторе прописаны все существующие сервисные виды помощи населению с указанием кодов.
Бытовые услуги – это такие виды деятельности, которые помогают восстановить функциональные свойства изделий или изготовить новые предметы. К ним относят перевозку пассажиров и грузов, а также обеспечение условий спроса. Здесь же числятся жилищно-коммунальная, транспортная помощь и общепит.
Бытовое обслуживание людей входит в сферу производственного и непроизводственного сервиса, выполняется с помощью общественно поддерживаемых методов и имеет формы для реализации материальных и нравственных запросов потребителей.
Ранее бытовые службы существовали в форме кустарных мастерских. Затем они объединились в отдельную отрасль народного хозяйства и теперь располагают своей промышленно-технической базой с предприятиями промышленности и различными бытовыми комбинатами. Характер бытового обслуживания становится все более универсальным, виды и типы обслуживания специализируются.
Роль отрасли и ее особенности
В наше время бытовые услуги – это неотъемлемая часть рынка, без которой часто люди не могут обойтись. Все большее количество людей и организаций не желают самостоятельно решать те или иные проблемы, возникающие в быту, и обращаются за помощью к обученным специалистам. Прошло то время, когда работали неквалифицированные сотрудники, их заменяют профессионалы в своих сферах.
Общая величина российского сервисного рынка составляет 400-500 млн долларов.
Российские бытовые услуги – это своеобразный рынок по сравнению с европейским. Если на Западе популярностью пользуются малое предпринимательство и семейная форма организации, то в России набирают обороты кооперативные способы устройства.
Другая особенность российского рынка бытового обслуживания состоит в том, что на предприятиях активно развиваются непрофильные виды деятельности с целью выживания в рыночных условиях, что ведет к перепрофилированию организаций.
Верхние позиции на рынке сервисной помощи принадлежат Москве и Подмосковью.
Направления развития
Усовершенствованию деятельности сервисных предприятий способствует умножающийся спрос на социально-бытовые услуги. Причем сервисной помощью пользуются и организации, и частные лица. Увеличение спроса связано с желанием людей повысить качество жизни и сберечь свое время. Сервисное обслуживание запрашивается наиболее зажиточными гражданами.
Спрос на сервисную помощь неравномерен. Для поддержания уровня на рынке организации разрабатывают новые бизнес-решения и внедряют другие способы ведения дела. Данная разновидность бизнеса считается одной из самых непростых, поскольку обладает низкой рентабельностью. С целью ее повышения компании диверсифицируют бизнес и осуществляют экспансию в регионы.
Диверсификация заключается в расширении спектра выполняемых услуг. Например, компании, работающие в сфере клининга, предлагают клиентам дополнительную помощь:
- доставку чистой воды;
- ландшафтное проектирование;
- общественное питание, организованное на удаленных точках.
Эксперты полагают, что наиболее успешными формами ведения данного бизнеса являются сопутствующая и сетевая. При сопутствующей форме сервис является дополнительной формой деятельности компании. При сетевых формах организации создают сеть своих фирм по оказанию бытовых услуг. В этом случае открываются филиалы или применяется франчайзинг.
Проблемы отрасли
Основной сложностью российского рынка бытовых услуг является низкая рентабельность этого вида бизнеса. Она составляет не более 10%.
Низкая рентабельность объясняется долгими сроками окупаемости проектов. Например, при организации прачечной затраты на ее техническое оснащение составляют не менее 3 млн долларов, а срок окупаемости до 70 лет.
Решить проблему позволяют сопутствующие и сетевые формы организации предпринимательства. Они являются наиболее эффективными моделями ведения бытового бизнеса в наши дни.
Кроме рентабельности проблемами отрасли являются:
- некачественность предоставляемого социально-бытового сервиса из-за устаревшего оборудования, недостаточной квалификации работников, невысокой зарплаты;
- большое число проверок от государственных органов, мешающих деятельности предприятий;
- жесткая конкуренция.
Способы решения проблем
Для решения проблем специалисты советуют:
- Совершенствовать систему кредитования предприятий, оказывающих социально-бытовые услуги.
- Предоставлять организациям льготы по налогообложению и аренде.
- Улучшать нормативное регулирование отрасли.
Для полноценного развития отрасли важна государственная поддержка социальной сферы.
Мультисервисные предприятия
Для эффективной работы в обслуживающей сфере и решения многих проблем в данном направлении предприятия организуют свою деятельность по типу мультисервиса. Такая форма организации обеспечивает возможность запроса сервиса в одном месте и популяризирует его у населения.
Для работы подобных предприятий важно найти подходящие помещения в тех местах, где проживает большое количество людей. Некоторые организации продолжают работать в небольших подвальных помещениях, что, конечно, не повышает спрос на их помощь. Государственным структурам и власти важно обеспечить мультисервисным компаниям выход на главные пешеходные улицы, а также предоставить упрощенный порядок рекламирования своей деятельности.
Классификация
Бытовые услуги населению квалифицируют по таким критериям:
- По видам выполняемых работ (прачечные, парикмахерские, ритуальные).
- По наличию субъектов бизнеса (собственными силами или с привлечением работников).
- По степени значимости задействованных технологий (непосредственные услуги предприятий или дополнительно предлагаемые).
- По социально-экономическому содержанию (услуги, экономящие время и трудозатраты, а также средства потребителей).
- По вещественному содержанию (материальные и нематериальные).
- По трудозатратности (сервис, требующий или не требующий привлечения высококвалифицированных работников).
- По предоставляемому месту (помощь предоставляется в центрах бытовых услуг или за их пределами).
- По времени выполнения (срочные, несрочные).
- По регулярности (систематические, периодические, эпизодические).
Нюансы организации деятельности предприятий
Для обеспечения эффективной работы центров бытовых услуг очень важна грамотная кадровая политика. Основные решаемые вопросы в данном направлении:
- подбор и подготовка квалифицированных сотрудников различных уровней;
- аттестации сотрудников;
- повышение квалификационного уровня специалистов;
- ориентирование работников на ответственное выполнение своего труда;
- осуществление технической помощи предприятиям.
Таким образом, современный этап развития рынка бытовых услуг требует разработки методов регулирования данной отрасли.