Тепловоз ТГМ-4: технические характеристики, руководство по эксплуатации

Маневровый советский тепловоз ТГМ-4, созданный на базе ТГМЗ, представляет собой обновленную модификацию с улучшенным дизельным силовым агрегатом. Мотор представляет собой устройство с цилиндрическим расположением в ряд, имеет водяное охлаждение и холодильную систему подаваемой воздушной смеси. Хладагент циркулирует при помощи турбины, а пуск производится посредством электрического стартера.

Гидравлическая передача локомотива может использоваться не только для маневров, но и в поездном режиме. Каждое положение имеет реверс. Еще одна отличительная деталь – компрессор ПК-35. Он активируется посредством дополнительного вала, распределяющего мощность при помощи специальной муфты. Имеется возможность монтажа аналога под маркой ПК-3,5 либо ВУ.

Тяговые параметры

Тепловоз ТГМ-4 имеет тяговые параметры, по которым можно определить загруженность обрабатываемого состава, скорость движения и время в пути. Маневровые локомотивы этого типа используются в двух основных режимах работы, с учетом предельных тяговых значений и минимальных нагрузок, соответствующих затратам мощности и вспомогательным ресурсам тепловоза.

За тяговые характеристики отвечает ряд узлов и деталей:

  • кабина машиниста;
  • кузов, под которым размещены главные резервуары и аккумуляторные батареи;
  • двухмашинный агрегат;
  • воздушный очиститель дизеля;
  • вентилятор;
  • жалюзи охлаждения;
  • компрессор;
  • выпускная моторная система;
  • машинное отделение;
  • маслоохладитель и главные воздушные отсеки.

Движение осуществляется посредством взаимодействия карданного привода осевых редукторов и гидравлической передачи. Основные детали размещены на раме тепловоза ТГМ-4. Среди прочих важных деталей стоит отметить:

  • раму;
  • радиаторные секции;
  • автосцепку;
  • электрооборудование;
  • фильтры тонкой и грубой очистки масла и топлива;
  • пульт управления;
  • электропневматические вентили;
  • ручной тормоз;
  • масляный насос.

Тепловоз ТГМ-4: технические характеристики

Ниже приведены параметры технического плана, характерные для рассматриваемого локомотива:

  • Тип тепловоза – маневровый вариант.
  • Мощность дизельной установки – 750 конских сил.
  • Параметры осей – 2/2.
  • Служебная масса – 80 т.
  • Нагрузка, передаваемая на рельсы колесной парой – 196 кН.
  • Расчетная маневровая/ поездная скорость – 27/55 км/ч.
  • Колея – 1520 мм.
  • Минимальный радиус вписывания на кривых – 40 м.
  • Количество ведущих осей – 4.
  • Число тележек – две.
  • Диаметр колеса – 1050 мм.
  • Буксы – роликово-подшипникового типа.
  • Запас горючего – 3300 литров.
  • Вместимость водяной/ масляной системы – 380/300 л.
  • Запас песка – 0,9 т.
  • Длина/ ширина/ высота – 12,6/3,14/4,6 м.
  • Тележечная база – 2,1 м.

Силовая установка

Дизельный агрегат тепловоза ТГМ-4 соответствует стандарту ГОСТ 4393-82 и имеет маркировку 6ЧН-21. Он оборудован шестью цилиндрами, причем диаметр каждого из них составляет 210 мм. При ходе 210-милиетрового поршня степень сжатия составляет 13, 5. Цилиндры работают в последовательности – 1/5/3/6/2/4.

Коленчатый вал имеет левое направление движения по отношению к фланцам отбора мощности. Частота вращения коленчатого вала по максимуму составляет 1400 оборотов в минуту. Управляет этим действием ступенчатая пневматическая система с восемью позициями, которая монтируется непосредственно на дизеле. Пуск мотора осуществляется при помощи электрического стартера.

Топливная и масляная система

Расход дизельного топлива при эксплуатации тепловоза ТГМ-4 на полной мощности составляет порядка 158 л.с.ч. Подачу смеси осуществляет топливный насос производительностью 8 литров в минуту. Предусмотрена защита в виде фильтров тонкой и грубой очистки. Силовой агрегат оснащен шестью форсунками закрытого типа. Подача горючего осуществляется под давлением со скоростью 27 л/мин. Насос работает от электродвигателя и имеется фильтр предварительной очистки топлива.

Система смазки представляет собой циркуляционный узел под давлением. Удельный расход смазки составляет не более 2.86 г/л в час. Система оснащена маслопрокачивающим насосом шестеренчатого типа с подачей порядка 60 литров жидкости в минуту. Присутствуют фильтрующие элементы грубой и тонкой очистки. Давление в масляной магистрали при полной мощности и рабочей температуре 75 градусов составляет не менее 0,4 МПа. Максимально допустимая температура на выходе составляет 95 градусов по Цельсию.

Тормоза

Руководство по эксплуатации тепловоза ТГМ-4 гласит, что перед каждой поездкой необходимо проверить надежность работы тормозной системы. В случае ее неисправности маневры следует отложить до устранения неполадок. Тормозной узел локомотива включает в себя следующие механизмы:

  • Тип – колодочный.
  • Приведение тормозов в действие – механический и пневматический вариант.
  • Поездной кран машиниста № 394 с воздухораспределителями оснащен вспомогательным тормозом №254.
  • Ручной тормоз, обеспечивающий нажатие колодок на ось в объеме 320 кН.
  • Количество осей воздушного/ ручного узла – 4/2.
  • Эффективность действия тормозных цилиндров – 0,38 МПа.

Кабина

Тележки к раме крепятся путем рессорного подвешивания, что обеспечивает хорошую маневренность. Машинный отсек снабжен двухстворчатыми дверьми и съемной крышей, что позволяет беспрепятственно попадать в отделение для поведения ремонтных работ.

Кабина машиниста соответствует требованиям ГОСТ-70, обладает пониженным уровнем шума и вибрации, при этом соблюдаются все минимальные требования к санитарным нормам. Приборы контроля и управления расположены максимально удобно, что дает возможность вести локомотив одному человеку. Все рекомендуемые руководства к действию дублируются на приборной доске в виде световых сигналов.

В заключение

Выше рассмотрена характеристика тепловоза ТГМ-4. За время серийного производства было выпущено порядка пяти тысяч единиц локомотивов этой серии. Последующие модификации машины были признаны нерентабельными, и поэтому разработчики начали конструировать принципиально новые модели с иными параметрами.

Стоит отметить, что все экземпляры рассматриваемого локомотива успешно эксплуатировались на дорогах постсоветского пространства. Они отличаются высокой ремонтопригодностью и крайне редко выходят из строя без возможности восстановления. Некоторые модификации можно встретить до сих пор, преимущественно на подъездных путях.

Комментарии
-1
для.сибя.можно.капитьтепловоз.тгм4а