Тепловоз ТГМ-4: технические характеристики, руководство по эксплуатации
Маневровый советский тепловоз ТГМ-4, созданный на базе ТГМЗ, представляет собой обновленную модификацию с улучшенным дизельным силовым агрегатом. Мотор представляет собой устройство с цилиндрическим расположением в ряд, имеет водяное охлаждение и холодильную систему подаваемой воздушной смеси. Хладагент циркулирует при помощи турбины, а пуск производится посредством электрического стартера.
Гидравлическая передача локомотива может использоваться не только для маневров, но и в поездном режиме. Каждое положение имеет реверс. Еще одна отличительная деталь – компрессор ПК-35. Он активируется посредством дополнительного вала, распределяющего мощность при помощи специальной муфты. Имеется возможность монтажа аналога под маркой ПК-3,5 либо ВУ.
Тяговые параметры
Тепловоз ТГМ-4 имеет тяговые параметры, по которым можно определить загруженность обрабатываемого состава, скорость движения и время в пути. Маневровые локомотивы этого типа используются в двух основных режимах работы, с учетом предельных тяговых значений и минимальных нагрузок, соответствующих затратам мощности и вспомогательным ресурсам тепловоза.
За тяговые характеристики отвечает ряд узлов и деталей:
- кабина машиниста;
- кузов, под которым размещены главные резервуары и аккумуляторные батареи;
- двухмашинный агрегат;
- воздушный очиститель дизеля;
- вентилятор;
- жалюзи охлаждения;
- компрессор;
- выпускная моторная система;
- машинное отделение;
- маслоохладитель и главные воздушные отсеки.
Движение осуществляется посредством взаимодействия карданного привода осевых редукторов и гидравлической передачи. Основные детали размещены на раме тепловоза ТГМ-4. Среди прочих важных деталей стоит отметить:
- раму;
- радиаторные секции;
- автосцепку;
- электрооборудование;
- фильтры тонкой и грубой очистки масла и топлива;
- пульт управления;
- электропневматические вентили;
- ручной тормоз;
- масляный насос.
Тепловоз ТГМ-4: технические характеристики
Ниже приведены параметры технического плана, характерные для рассматриваемого локомотива:
- Тип тепловоза – маневровый вариант.
- Мощность дизельной установки – 750 конских сил.
- Параметры осей – 2/2.
- Служебная масса – 80 т.
- Нагрузка, передаваемая на рельсы колесной парой – 196 кН.
- Расчетная маневровая/ поездная скорость – 27/55 км/ч.
- Колея – 1520 мм.
- Минимальный радиус вписывания на кривых – 40 м.
- Количество ведущих осей – 4.
- Число тележек – две.
- Диаметр колеса – 1050 мм.
- Буксы – роликово-подшипникового типа.
- Запас горючего – 3300 литров.
- Вместимость водяной/ масляной системы – 380/300 л.
- Запас песка – 0,9 т.
- Длина/ ширина/ высота – 12,6/3,14/4,6 м.
- Тележечная база – 2,1 м.
Силовая установка
Дизельный агрегат тепловоза ТГМ-4 соответствует стандарту ГОСТ 4393-82 и имеет маркировку 6ЧН-21. Он оборудован шестью цилиндрами, причем диаметр каждого из них составляет 210 мм. При ходе 210-милиетрового поршня степень сжатия составляет 13, 5. Цилиндры работают в последовательности – 1/5/3/6/2/4.
Коленчатый вал имеет левое направление движения по отношению к фланцам отбора мощности. Частота вращения коленчатого вала по максимуму составляет 1400 оборотов в минуту. Управляет этим действием ступенчатая пневматическая система с восемью позициями, которая монтируется непосредственно на дизеле. Пуск мотора осуществляется при помощи электрического стартера.
Топливная и масляная система
Расход дизельного топлива при эксплуатации тепловоза ТГМ-4 на полной мощности составляет порядка 158 л.с.ч. Подачу смеси осуществляет топливный насос производительностью 8 литров в минуту. Предусмотрена защита в виде фильтров тонкой и грубой очистки. Силовой агрегат оснащен шестью форсунками закрытого типа. Подача горючего осуществляется под давлением со скоростью 27 л/мин. Насос работает от электродвигателя и имеется фильтр предварительной очистки топлива.
Система смазки представляет собой циркуляционный узел под давлением. Удельный расход смазки составляет не более 2.86 г/л в час. Система оснащена маслопрокачивающим насосом шестеренчатого типа с подачей порядка 60 литров жидкости в минуту. Присутствуют фильтрующие элементы грубой и тонкой очистки. Давление в масляной магистрали при полной мощности и рабочей температуре 75 градусов составляет не менее 0,4 МПа. Максимально допустимая температура на выходе составляет 95 градусов по Цельсию.
Тормоза
Руководство по эксплуатации тепловоза ТГМ-4 гласит, что перед каждой поездкой необходимо проверить надежность работы тормозной системы. В случае ее неисправности маневры следует отложить до устранения неполадок. Тормозной узел локомотива включает в себя следующие механизмы:
- Тип – колодочный.
- Приведение тормозов в действие – механический и пневматический вариант.
- Поездной кран машиниста № 394 с воздухораспределителями оснащен вспомогательным тормозом №254.
- Ручной тормоз, обеспечивающий нажатие колодок на ось в объеме 320 кН.
- Количество осей воздушного/ ручного узла – 4/2.
- Эффективность действия тормозных цилиндров – 0,38 МПа.
Кабина
Тележки к раме крепятся путем рессорного подвешивания, что обеспечивает хорошую маневренность. Машинный отсек снабжен двухстворчатыми дверьми и съемной крышей, что позволяет беспрепятственно попадать в отделение для поведения ремонтных работ.
Кабина машиниста соответствует требованиям ГОСТ-70, обладает пониженным уровнем шума и вибрации, при этом соблюдаются все минимальные требования к санитарным нормам. Приборы контроля и управления расположены максимально удобно, что дает возможность вести локомотив одному человеку. Все рекомендуемые руководства к действию дублируются на приборной доске в виде световых сигналов.
В заключение
Выше рассмотрена характеристика тепловоза ТГМ-4. За время серийного производства было выпущено порядка пяти тысяч единиц локомотивов этой серии. Последующие модификации машины были признаны нерентабельными, и поэтому разработчики начали конструировать принципиально новые модели с иными параметрами.
Стоит отметить, что все экземпляры рассматриваемого локомотива успешно эксплуатировались на дорогах постсоветского пространства. Они отличаются высокой ремонтопригодностью и крайне редко выходят из строя без возможности восстановления. Некоторые модификации можно встретить до сих пор, преимущественно на подъездных путях.