Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание и интересные факты
Еще двести лет назад третье чудо античности считалось навеки загубленным. Все изменилось в 1869 году, когда усилиями английского археолога было найдено «захоронение» некогда величественной Мекки – храма Артемиды в Эфесе. Эта история полна призраков: ни храма, ни города, в котором его возвели, больше не существует. Но туристические паломничества к бывшему месту поклонения богине плодородия не прекращаются до сих пор.
Полулегендарный Эфес
До основания города в его окрестностях обитали древнегреческие племена, поклонявшиеся культу «Матери богов». Затем эти земли захватили ионийцы под предводительством Андрокла. Захватчикам оказались близки верования предшественников, поэтому спустя несколько веков на месте деревянного святилища богини плодородия Кибелы решили воздвигнуть собственную святыню, впоследствии получившую название храма Артемиды Эфесской.
Если верить легенде, зарождение Эфеса произошло при романтичных обстоятельствах. Согласно ей, сын афинского властителя Андрокл, посещая оракула, получил пророчество. В нем говорилось, что тот должен основать город, найти который помогут огонь, кабан и рыба. Вскоре корабль был снаряжен и увлек странника вдоль берегов Эгейского моря. Высадившись в Анатолии, усталый путник обнаружил рыбацкое селение. Недалеко от воды горел костер, в котором местные жарили рыбу. Пламя бушевало на ветру. Несколько искр сорвалось и угодило в кусты. Обожженный и перепуганный, оттуда выбежал кабан. Увидев это, афинский муж понял, что предсказание сбылось и решил начать здесь строительство. В ту пору многие города разорялись воинственными племенами амазонок. Повстречавшись с одной из них, Эфесией, Андрокл влюбился и назвал город в ее честь.
Храм среди топей
Крез, последний из правителей Лидии, подчинил себе окрестные территории, включая Эфес. Чтобы заполучить расположение местной знати, он выступил в качестве мецената и профинансировал проект храма богини Артемиды. В Эфесе преобладала болотистая местность и ресурсов для постройки не хватало. Ответственным за возведение назначили Херсифрона, зодчего из Кносса. Он предложил пару оригинальных решений.
Работая над проектом, архитектор пришел к заключению, что строить храм на болоте – удачное решение. В этой местности нередко случались землетрясения, что приводило к разрушению домов. Согласно задумке, топи играли роль естественной амортизации для смягчения разрушающего действия стихии во время следующих подземных толчков. Чтобы конструкция не проседала, предварительно вырыли котлован и накидали в него несколько слоев угля и шерсти. Только после этого началась закладка фундамента.
Бараны и мрамор
Для столь величественного архитектурного произведения требовался не менее благородный материал. Выбор создателей пал на мрамор. Однако никто не знал, откуда взять необходимое количество этого камня в Эфесе. Храм Артемиды мог и не увидеть мир, если бы не случай.
Пока горожане раздумывали над тем, куда направить группу экспедиторов, местный пастух пас баранье стадо неподалеку за городом. Двое самцов схлестнулись в поединке. Рассвирепелый зверь на всех парах мчался навстречу противнику, но промазал и угодил рогами прямиком в скалу. Удар оказался таким сильным, что оттуда отвалилась сверкающая на солнце глыба. Как выяснилось, — мрамор. По легенде, так исчезла проблема ресурсов.
Другие проблемы
Еще одной сложностью, с которой довелось столкнуться Херсифрону, стала транспортировка колонн. Тяжелые и массивные, они создавали давление на груженные повозки, заставляя утопать в зыбучей почве. Но и здесь архитектор проявил новаторский склад ума: с обоих торцов колонны вбивали железные прутья, затем ее обшивали деревом, заботясь о ценности груза, и впрягали волов, чтобы те тащили конструкцию до места постройки.
Последним испытанием, которое выпало на долю зодчего, стала установка привезенных колонн. Перевести мраморные блоки в вертикальное положение выдалось непосильной задачей. В отчаянии Херсифрон чуть было не покончил с собой. Как в итоге удалось реализовать проект, до сих пор неизвестно, но легенда гласит, что к месту возведения явилась сама Артемида и помогла строителям.
Продолжатели дела
К сожалению, творец так и не увидел плодов своих усилий. Дело продолжил его сын Метаген, подобно отцу обладавший изобретательностью. Он позаботился о том, чтобы верхушки колонн, капители, не повредились во время монтажа перекладин, именуемых архитравами. Для этого на них водрузили раскрытые мешки, наполненные песком. По мере того, как песок под давлением балки осыпался, она аккуратно становилась на место.
Строительство храма Артемиды в Эфесе продолжалось на протяжении 120 лет. Заключительные работы велись архитекторами Пеонитом и Деметрием. Они привлекли выдающихся мастеров Эллады, которые сваяли гениальной красоты статуи, и в 550 году до н. э. храм во всей красе предстал взорам эфесцев.
Герострат-безумец
Но в таком виде ему не суждено было просуществовать и двухсот лет. В 356 году до н. э. гражданин Эфеса, желая запечатлеть свое имя в веках, явился к храму, чтобы поджечь его. Конструкция быстро воспламенилась, поскольку, кроме мрамора, в ней присутствовали множественные древесные элементы перекрытия и декора. От греческой святыни осталась только колоннада, к тому же почерневшая от огня.
Преступника быстро отыскали и под страхом пыток вынудили признаться в содеянном. Герострат искал славы, а нашел собственную смерть. Власти также запретили произносить имя этого человека и вычеркнули его из документальных свидетельств. Однако забыть произошедшее современники не смогли. Историк Феопомп спустя годы упомянул в своих трудах Герострата и, таким образом, он все-таки вошел в анналы.
Александр Македонский и Артемида
Говорят, в ночь поджога Артемида не смогла защитить свое обиталище, потому что помогала во время родов одной женщине – матери Александра Македонского. Он родился в ту же ночь, когда тщеславный безумец подписал себе смертный приговор.
Позднее Александр уплатил свой божественный долг и взял на себя расходы по восстановлению храма. Работы поручили архитектору Хейрократу. Он оставил без изменений планировку и лишь усовершенствовал отдельные детали. Так, перед работами осушили болото, постепенно поглощавшее святыню, и подняли здание на более высокий ступенчатый постамент. Реконструкция окончилась к III веку до н. э., и результат превзошел ожидания. Благодарные жители решили увековечить Александра Македонского и заказали у Апеллеса портрет военачальника, которым украсили храм.
Среди интересных фактов о храме Артемиды в Эфесе значится и такой: хотя само святилище не сбереглось, изображение портрета полководца до сих пор хранится в Национальном музее Неаполя. Римляне скопировали сюжет и воссоздали его в виде мозаики, получившей название «Битва при Иссе».
Внешний вид строения
Горожан так поразило здание из белого мрамора, что вскоре его стали называть в Эфесе не иначе как чудом света. Храм Артемиды имел наибольшие размеры среди существовавших прежде. Раскинувшись на 110 м в длину и возвышаясь на 55 м, он опирался на 127 колонн. По преданиям, часть из них пожертвовал на строительство Крез, пытаясь задобрить местных жителей. Колонны достигали 18 м в высоту и стали основой будущего архитектурного шедевра. Их украсили мраморными рельефами и установили внутри.
По типу конструкции Артемисион, как его иначе называли, представлял собой диптер – храм, главное святилище которого опоясывает два ряда колонн. Внутренняя отделка и кровля также выполнена с помощью мраморных плит и черепицы. Для облицовки пригласили именитых мастеров скульптуры и живописи. Скопас, также прославившийся созданием статуи Артемиссии, работал над рельефом колонны. Скульптор из Афин Пракситель занимался украшательством алтаря. Художник Апеллес, наряду с другими деятелями искусства, подарил храму картины.
Архитектурный стиль объединил традиции, присущие ионийскому и коринфскому ордеру.
Многогрудое божество
В древнегреческой мифологии Артемида почиталась как владычица всего живого. Вечно юная дева способствовала плодородию и помогала роженицам. Однако образ противоречив: в ней соединялось темное и светлое начало. Повелевая над животными, она тем не менее покровительствовала охотникам. Будучи пособницей счастливых браков, просила предсвадебных жертв, а нарушивших обет целомудрия жестоко карала. Античным грекам Артемида виделась прекрасной и ужасной одновременно. Она внушала благоговение и страх.
Подобный дуализм нашел отображение в искусстве. Венцом творения и главным украшением храма стала статуя богини и покровительницы Эфеса. Высота монумента почти достигала сводов и составляла 15 метров. Божественный лик и руки выполнены из черного дерева, а одеяние – из слоновьей кости с вкраплениями ценных металлов. Стан увешан фигурами животных, сопровождавших появление богини. Однако наиболее примечательной деталью стали расположенные в три ряда женские груди. Этот символ плодовитости отсылает к древним языческим верованиям. Увы, до наших дней святилище не сохранилось, поэтому приходится довольствоваться кратким описанием храма Артемиды в Эфесе.
Вторая гибель храма
Восстановленный Артемисион также ожидала неутешительная участь. Подвергаясь постоянным набегам, в 263 году от Рождества Христова он окончательно разграблен племенами готов. С приходом византийской власти, когда языческие обряды запретили велением императора Феодосия I, решили закрыть храм Артемиды в Эфесе. Кратко говоря, ирония заключалась в том, что строительные материалы в дальнейшем использовались для благоустройства христианских церквей. Так, колонны Артемисиона использовалась при строительстве базилики Иоанна Богослова, что тоже в Эфесе, а также увозились в Константинополь для возведения Софиевского собора. Непосредственно на месте древнегреческой Мекки установили церковь Девы Марии. Но и ее постигло разрушение.
Наши дни
Мертвый город, - так нынче называют Эфес. В Турции храм Артемиды находится в статусе археологического комплекса и представляет собой музей под открытым небом вблизи города Сельчук, провинция Измир. Добраться до музея можно пешком, так как расстояние составляет всего 3 км. Поездка на такси обойдется в 15 TRY.
Увы, но теперь одно из семи чудес света, храм Артемиды в Эфесе, представляет унылое зрелище: археологам удалось собрать воедино фрагменты только одной колонны из 127, да и то не полностью. Воссозданная памятка античности возвышается на 15 метров. Но к ней по-прежнему стекаются туристы со всего света, желая прикоснуться к великому прошлому.