Мерить на свой аршин: значение и происхождение выражения
Когда мы хотим сказать, что человек судит о других по собственным поступкам, мы говорим, что он всех мерит на свой аршин. Значение этого выражения кроется в известном историческом факте, который объясняет, почему именно аршин, а не фут, сажень или пядь. Что такого особенного в этой старинной русской мере?
Есть два суждения – мое и неправильное
Фраза "мерить на свой аршин" значение до 1918 года имела вполне конкретное. В процессе измерения аршинами участвовали деревянная линейка, продавец и покупатель.
Сейчас, когда эта мера давно перестала быть частью общей метрической системы, сложно найти причину, побудившую сравнивать человека с деревяшкой.
Если говорят, что кто-то привык все мерить на свой аршин, то значение этим словам придается пренебрежительное. Так судят о том, кто не желает прислушиваться к чужому мнению, оценивает жизненные ситуации с высоты своей колокольни, стремится придать событиям окрас собственного восприятия. Как бы ни были очевидны аргументы оппонентов, этот человек достает из-за пазухи собственный аршин, и убедить его, что он неправ, невозможно.
"Беспечно женским ласкам верил/И на аршин предлинный свой/Людскую честь и совесть мерил..." - так правильно охарактеризовал Михаил Юрьевич Лермонтов эгоизм своего героя, использующего личное восприятие по отношению ко всем окружающим.
Восточный локоть: чем он отличался от русского
До начала XVI века аршин был для простого русского человека диковинкой, и звучало это интересное заграничное слово исключительно в купеческом сленге. Привозимые из Персии, Туркмении, Азербайджана тонкие, расцвеченные блестящей нитью ткани, на русский локоть мерить не годилось, а вот словечко из тюркского наречия "аршин" (по сути, тот же локоть) как нельзя больше пришлось ко двору.
Впрочем, и выговаривать иноземное словцо народ научился не сразу, потому как не к чему было. Простые отрезы холста и ситца торговцы по-прежнему отрезали, отмеряя величину от собственного локтевого сустава до кончиков пальцев. Другое дело – дорогие шелка востока. Тут уж купец удивлял покупателя невиданным доселе деревянным приспособлением, которым орудовал с ловкостью. Первые линейки были резными, со множеством украшений, но, как увидим далее, в качестве мерила они помогали неважно.
Аршин для продажи, аршин для покупок
Нетрудно представить, что творилось в лавках красного товара, когда каждый из торговцев текстилем обзавелся собственным аршином, длина которого не была регламентирована никакими стандартами.
Вырезались мерила в деревнях, где единственным образцом была рука мастера, да и честных заказов было мало... Каждому держателю лавки, заинтересованному в том, чтобы продать поменьше, а получить побольше, выгода была именно в такой линейке, чтобы каждый десятый аршин уходил в пользу заведения.
"Всяк купец мерил на свой аршин" - значение этого выражения проявлялось в недовольстве покупателей. Каким образом честные покупатели и обманутые скупщики научились восстанавливать справедливость – поговорим далее.
Свой локоть ближе
Настоящий удар по карману лавочников государство нанесло тогда, когда за ходовой мерой длины установилось официальное значение. Выражение "мерить на свой аршин" приобрело новый оттенок, так как теперь любой желающий мог отовариться тканью, кружевами или прочей фурнитурой, потребовав у приказчиков использование собственной линейки. Никакого права препятствовать этому ни у хозяина лавки, ни у приказчиков не было. Только и оставалось им, кряхтя, следить, чтобы покупательский аршин ненамного был длиннее их собственных.
У простого человека или оптовых закупщиков стало нормой, заходя в лавку купца, доставать из-за пазухи обыкновенное гладко обструганное мерило либо шаблонную, поделенную на вершки линейку – главное, чтобы и то, и другое было 71 см. Привыкшие к вольготным условиям торговли купцы этот факт встретили напряженно, но стерпели.
Волею царя
Крах великому аршинному своеволию пришел ближе к 1648 году, когда указом Алексея Романова, уставшего от паломничеств обманутых людей, было постановлено – узаконить аршинную меру. Стали выпускаться специальные, четко вымеренные аршины в виде клейменных железных изделий либо деревянных, но с обязательными железными скобами по обе стороны отрезка, на которых также проставлялись клейма. Стоимость государственного отреза о 16 вершках устанавливалась в 60 копеек. Цена была по тем временам немалая и обязывала к регулярному контролю торговых заведений на проверку наличия государственной линейки.
Некоторые историки склонны полагать, что известный купеческий бунт обозначенного года произошел именно по причине несогласия с такими "крутыми" мерами. Купцы настоятельно требовали возможность продолжать мерить на свой аршин. Значение фразы, однако, настолько ушло в народ, что возвращение к подобной несуразице стало невозможным.
Из народной мудрости
Подводя итог, скажем, что аршинное равнение на человеческий характер не ново. Лексическое значение выражения "мерить на свой аршин", то есть переносить собственное видение на ситуацию или на окружающих, не считаясь с их мнением, ощутимо перекликается с другими русскими поговорками. Например:
- "Под одну гребенку равнять" - означает максимальное обезличивание людских или прочих факторов, относительно ситуации.
- "Всяк по-своему норовит" - у этой пословицы есть два значения, одно из которых – подстраивание ситуации под удобную себе позицию, не считаясь с мнением окружающих.
И что примечательно: даже по прошествии нескольких веков смысл лексического значения "мерить на свой аршин" не потерялся, хотя оно применяется все реже и реже.