Эллинистическая философия: истоки, основы, значение

Эллинистическая философия занимает особое место в истории античной мысли. Этот период охватывает несколько столетий - с IV века до нашей эры и до заката античного мира. Именно в эпоху эллинизма складываются многие философские школы и течения, оказавшие глубокое воздействие на всю последующую культурную традицию.

Предпосылки возникновения

Началом эллинистической философии принято считать 323 год до н.э. - год смерти Александра Македонского и распада его огромной державы. На обломках империи возникают новые эллинистические государства со смешанной культурой. Греческие идеи распространяются на Восток, а восточные религиозные воззрения проникают в эллинский мир.

Так заканчивается классический период древнегреческой философии, который ознаменовался именами Платона и Аристотеля. На смену ему приходит новая эпоха со своими особенностями.

Характерные черты эллинистической философии:

  • Усиление этической направленности, интерес к моральным вопросам
  • Поиск путей достижения счастья отдельного человека
  • Адаптация восточных религиозных идей
  • Синтез различных философских течений

Если раньше центром философских исканий был полис и идеальное государственное устройство, то теперь на первый план выходит конкретный человек со своими потребностями и интересами.

Философы эллинистического периода пытаются дать рецепт счастья и душевного равновесия отдельной личности. Отсюда - пристальное внимание к этическим вопросам.

Основные философские школы эллинизма

Несмотря на некоторые общие тенденции, эллинистический период отмечен большим разнообразием философских течений. Каждая из школ выработала свой особый подход в решении моральных проблем.

Кинизм

Основателем кинической школы считается Антисфен (450-360 гг. до н.э.) - ученик Сократа. Он призывал к возвращению к простой, естественной жизни, отказу от цивилизации и культуры как источников порока. Философ должен быть близок к природе, презирать богатство и роскошь.

Антисфен с пренебрежением относился к «тонкому» мудрствованию, считая его никчемным. По его мнению, не нужны ни правительства, ни государства.

Ученик Антисфена Диоген Синопский (400-325 гг до н.э.) прославился своим аскетичным образом жизни и презрением к условностям. Главное благо для киников - свобода и независимость личности.

Скептицизм

Еще одно заметное течение эпохи - скептицизм, основоположником которого считается Пиррон из Элиды (360-270 гг. до н.э.). Скептики утверждали, что ничего нельзя познать с абсолютной достоверностью, поскольку все в мире относительно и изменчиво.

Поэтому они призывали воздерживаться от категоричных суждений ради душевного спокойствия. Так рождается философия атараксии - невозмутимости и безмятежности.

Эпикуреизм

Учение об удовольствии как высшем благе развивали последователи Эпикура (341-270 гг до н.э.). Эпикур понимал удовольствие в первую очередь как отсутствие страданий душевных и телесных. Для достижения счастья он рекомендовал вести добродетельный образ жизни в гармонии с собой и окружающим миром.

Стоицизм

Наиболее влиятельной школой эпохи эллинизма был стоицизм, основанный Зеноном из Кития в III веке до н.э. Стоики разработали целостное философское учение, охватывающее этику, логику и физику. Особое внимание они уделяли силе человеческого духа, призывая к мудрости и невозмутимости перед лицом судьбы.

К поздним стоикам относят Сенеку, Эпиктета, Марка Аврелия - их моральные наставления не потеряли актуальности и в наши дни.

Значение эллинистической философии

За несколько столетий своего господства эллинистическая философия оказала глубокое влияниена развитие европейской культурной традиции. Многие ее идеи были восприняты молодым христианством и вошли в его богословскую систему.

Особенно ярко это проявилось в учении неоплатоников (Плотин, Порфирий), которые пытались соединить античную философию и восточный мистицизм. Неоплатонизм можно рассматривать как переходное звено между языческой античностью и новой христианской эрой Средних веков.

Распространение стоицизма в Риме

Во времена поздней Римской республики и ранней империи идеи стоицизма получают широкое распространение в римском обществе. Многие видные деятели той эпохи испытывают сильное влияние этого учения.

Одним из наиболее последовательных римских стоиков был Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - выдающийся философ, драматург и государственный деятель. Его моральные сочинения проникнуты идеями стоицизма о добродетели, стойкости и силе разума.

Сенека писал: "Наш ум может превозмочь все, если он неустанно не поддается удовольствиям, а переносит тяготы и на легкие беды смотрит с презреньем... Ничто не кажется для него тяжелым, что приказывает долг".

Стоицизм и раннее христианство

Многие моральные установки стоицизма оказались близки возникающему христианству. Такие черты, как проповедь всеобщего равенства, идея мирового разума (Логоса), обожествление добродетели сближали эти два учения.

Первые христианские мыслители активно заимствовали элементы стоицизма для выработки богословской системы. Особенно это касалось логических и этических воззрений.

Эллинистическая философия и наука

Помимо собственно философии, эллинистическая эпоха ознаменовалась бурным прогрессом в других областях знания - математике, астрономии, механике, географии, филологии.

Среди наиболее выдающихся ученых того периода:

  • Евклид - создатель аксиоматической геометрии
  • Архимед - великий математик и механик
  • Аристарх Самосский - предложил гелиоцентрическую систему мира
  • Эратосфен - разработал методы научной географии, ввел понятие "географической широты"

Таким образом, эллинистический период заложил фундамент для многих наук, получивших бурное развитие в последующие эпохи.

Комментарии