Урок музыки "Волшебная палочка дирижера"
«Волшебная палочка дирижера» – название одного из уроков музыки по программе Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. Его содержание вариативно, а проведение в большинстве случаев планируется в пятом классе. Рассмотрим, какой материал используется учителями при проведении этого урока, как раскрывается тема и какие возможности таятся в проведении данного урока.
Второй или пятый класс?
Методические разработки уроков по музыке, представленные в интернет-пространстве, предлагают проведение урока «Волшебная палочка дирижера» в пятом, реже – во втором классе. В пятом, как правило, происходит знакомство с различными видами оркестра, повторяются и закрепляются музыкальные инструменты симфонического оркестра. Рассказ о роли дирижера в этом содержательном блоке оказывается уместен и может по-разному представляться – как историческая справка, рассказ о значении профессии, роли этого специалиста в современной музыке и т. д.
Второй класс знакомится с дирижером в контексте изучения музыкального театра и его основных жанров – оперы и балета. Здесь дирижирование достаточно редко представлено отдельной темой, однако специальное обращение к этому виду музицирования также возможно.
Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям
Слово «дирижер» произошло от французского «направлять, руководить». В английском языке руководитель оркестра обозначается термином conductor. Основная функция дирижера - задавать темп, ритм, а также согласовывать партии всех инструментов между собой, создавая единое звучание оркестра.
Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.
Для большинства детей в средней школе (без базового музыкального образования) роль этого музыканта представляется крайне туманной, как и необходимость управления оркестром. Его деятельность в представлении школьников ограничивается активным движением рук, что зачастую вызывает у них улыбку и соответствующую моторную реакцию. Учитель призван разъяснить значение дирижирования как можно более доступно и широко. Это делается через сравнение дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя оркестрантов слаженно играть, а музыку – литься единым гармоничным потоком. Помочь в этом может освоение простых ритмических движений с помощью рук: двух-, трех- и четырехдольных размеров.
Палочка дирижера – волшебная палочка
При управлении оркестром дирижер, как правило, пользуется дирижерской палочкой.
В симфонических оркестрах XVII-XVIII вв. роль дирижера часто играла первая скрипка - главный музыкант оркестра. С помощью смычка он показывал вступление и основные моменты, на которые нужно было обратить внимание при исполнении музыки.
Дирижер в музыкальном театре
Музыкальный театр – прежде всего театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера здесь не только управляет оркестром, но и ориентирует артистов в их действиях и номерах.
Дирижер хора
Как правило, о дирижировании хором на уроках музыки редко заходит речь. Но при разучивании песенного репертуара педагог всегда пользуется жестами. Это значит, что дети регулярно сталкиваются с дирижерским жестом, не осознавая его значения. Понять и представить себя в роли дирижера поможет разучивание простых ритмических рисунков.
Кроме того, жестами школьники могут показывать высотность звуков, динамику. Элементарные знания о дирижировании – это не только знакомство с музыкальной профессией, но и тренировка координационных навыков.
Дирижер оркестра
Часто тема «Волшебная палочка дирижера» является своеобразным ключом к рассказу о видах оркестра. Симфонический здесь главенствует – это не только наиболее полный состав музыкальных инструментов, но и вершина музицирования.
Знаменитые дирижеры
О выдающихся дирижерах мира учащимся стоит говорить. Многие великие композиторы дирижировали при исполнении своих произведений, а некоторые были еще и выдающимися дирижерами. Здесь можно упомянуть венских классиков, которые сами руководили оркестрами, исполнявшими их симфонии, оперы, квартеты и др., великих дирижеров ХХ века (на фото - А. Тосканини).
Нужен ли дирижер в популярной музыке?
Конечно, нужен. Правда, дирижерская палочка в джазе, роке и современных поп-направлениях, где звучит живая музыка (исполненная на инструментах, а не на компьютере или микшере), попросту бесполезна (она организует более сложные музыкальные тексты). Барабанщик всегда задает темп и ритмический рисунок, он, таким образом, выполняет дирижерские функции. Поп- и рок-музыка, которую школьники часто знают значительно лучше, чем классику, также начинает представляться управляемой, дирижируемой, а знания о классике оказываются уместными и в других контекстах.
Смежные темы программы как продолжение разговора о значении дирижера в музыке
Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»
С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.
Основная цель, указываемая при методической разработке урока «Волшебная палочка дирижера», – это формирование целостного представления у школьников о чем-то одном из следующего списка:
- видах оркестра;
- симфоническом оркестре и его основных инструментах;
- деятельности дирижера;
- театре оперы и балета и т. п.
Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:
- Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
- Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
- Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
- Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
- Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
- Познакомить учащихся с азами дирижирования.
Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).
Рассмотренная тема безгранична и не вмещается в один учебный час. Роль дирижера настолько многогранна, что рассказать, показать и объяснить это за один урок практически невозможно. Углубить тему можно на смежных с ней уроках («Образы борьбы и победы в искусстве»), а также при проведении внеурочных и внеклассных занятий, например при посещении живых концертов симфонической музыки, оперных и балетных спектаклей.