Цели и задачи урока в школе

В настоящее время трудно найти человека, который не проходил обучения в школе. Нынешняя система образования требует, чтобы все посещали школу и получали базовые знания. Помимо всего прочего, школа воспитывает людей, прививает им чувство прекрасного. Именно здесь проходит значительная часть жизни ребёнка.

Школа – это, прежде всего, педагоги. У всех обучающихся детей есть любимые преподаватели и те, которые им не нравятся. Но всякий учитель проделывает огромную работу перед каждым занятием. Ведь чтобы выполнить все поставленные задачи урока, нужно хорошо потрудиться. Перед занятием педагоги составляют план и выделяют цели, которых им нужно вместе с классом достичь. Это очень тяжёлый труд, ведь не зря учителей так ценят ещё с давних времён.

Что такое урок?

Данное понятие в современном виде означает ограниченное во времени каждодневное времяпрепровождение учителя и учеников с целью получения новых знаний. Урок – целая история, где есть те, кто преуспел в решении задания, и те, кто не смог его выполнить. Помимо знаний, учитель должен развивать своих учеников и в нравственном плане, воспитывать их.

Чтобы провести хорошее занятие, педагог должен чётко спланировать каждое действие. Перед занятием необходимо оговорить цели и задачи урока, тем самым настроив класс на выполнение определённых заданий. Урок должен стать для учащегося шагом вперёд. Каждое занятие школьники должны чему-то учиться. Очень важно развивать в детях самостоятельность.

Урок – ограниченное по времени занятие, и дети должны это понимать. Какое бы важное место школа ни занимала в развитии знаний и воспитании ребёнка, без самостоятельной его работы ничего не получится. Время занятия должно использоваться максимально полезно. Это зависит от того, каким образом построит урок преподаватель. Кроме того, нужно грамотно окончить урок, ведь завершённость – немаловажная характеристика занятия.

Основные задачи урока

У педагогов есть такое понятие, как триединая цель урока. Оно означает результат, который должен быть достигнут в конце занятия. Почему триединая? Потому что сюда входит 3 задачи урока, которые являются основными: познавательная, развивающая и воспитательная. Именно выполнение всех этих целей сделает занятие максимально полезным как для учителя, так и для учеников. Рассмотрим их подробнее.

Познавательный аспект является основным и включает в себя следующие требования:

  • научить каждого ребёнка самостоятельности в получении знаний;
  • закладывать навыки, то есть точные действия, которые многократно повторяются до выработки автоматизма;
  • формировать умения, то есть сочетание навыков и знаний;
  • научить школьников тому, о чем рассказывалось на уроке.

Развивающий аспект считается самым трудным для педагога. В основном сложность состоит в том, чтобы придумать план данного аспекта на каждый урок. Однако это ошибочная методика. Сформированный единожды, указанный план может быть полезен на нескольких уроках, ведь развитие происходит медленнее обучения.

Развивающий момент состоит из нескольких пунктов: развитие речи, развитие мышления и развития движения, то есть двигательной сферы.

И, наконец, воспитывающий аспект. Это то, что отличает школу от других учреждений. Именно здесь ребёнок может быть воспитан в обществе. Есть несколько типов нравственных объектов, правильное взаимодействие с которыми поможет ученику освоить моральные принципы.

К этим объектам относятся другие дети, собственное «Я», труд, патриотизм и общество. Цель преподавателя – привить ребёнку осознание того, как можно поступать, а как не следует.

Открытый урок

Данный тип урока проводится абсолютно во всех школах, и всем классам выпадало или ещё предстоит в нём поучаствовать. В задачи открытого урока помимо всех остальных входит повышение культуры общения, а также навык исследовательской работы. На него всегда приглашаются другие учителя либо студенты, происходит обсуждение какой-либо проблемы.

Учитель заранее называет тему и дату урока-семинара, и ученики тщательно готовятся. Начинается такое занятие со вступительной речи педагога, он объявляет тему и вопросы, которые будут обсуждаться. После этого учащиеся зачитывают свои сообщения и вместе с учителем и приглашённым гостем обсуждают проблему.

Задачи открытого урока почти всегда выполняются, так как дети в любом случае учатся правильному общению, получают новые знания.

Урок в форме зачёта

Это те занятия, которые не очень нравятся ученикам. Обычно это бывает контрольная или самостоятельная работа, от которой будет зависеть итоговая оценка. Ученики всегда внимательно готовятся к такому уроку, ведь качество написанного диктанта или решённого уравнения будет влиять на многое.

Задачи урока такого вида – лучшее усвоение пройденной темы и проверка знаний ребёнка. О контрольной и самостоятельной работе учитель всегда предупреждает заранее и просит учеников подготовиться. Перед началом урока все дети садятся на места. Часто бывают случаи, когда учитель заранее готовит доску и пишет задания (в случае контрольной по математике). Тогда по звонку ученики сразу приступают к решению задач.

Если это диктант по русскому языку, то, соответственно, заранее ничего не пишется. Учитель диктует, а ученики должны записывать. Это довольно распространённая форма урока, практически всегда дающая свои плоды. После контрольной на следующем занятии проводится работа над ошибками, чтобы ученики поняли и запомнили свои недочёты.

Задачи и цели урока в соответствии с образовательным стандартом

После того как Российская Федерация перешла на новую систему образования, появился и новый стандарт. Задачи урока по ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) стали несколько иными. Сейчас от преподавателя требуется воспитать людей современного общества, привить детям осознание того, что они будут учиться всю жизнь. Главной целью по ФГОС является развитие школьника как субъекта познавательной деятельности.

На первый план выходит воспитание личности ученика. Помимо этого, требования включают в себя достижение метапредметных и предметных результатов. К первым относится активное использование коммуникативных компонентов в решении познавательных задач, а также применение всевозможных средств для сбора информации в соответствии с задачами предмета.

Познавательная или учебная задача урока потихоньку отходит на второй план. Так как в настоящее время много возможностей для самостоятельного усвоения знаний, школа основной целью ставит именно воспитание личности.

Наиболее общие критерии

Всего существует четыре такого рода критерия. Следуя им, можно сформировать качественный урок.

  1. Результативность. Оценка данного критерия является сложной задачей, так как мнение всегда субъективно. Однако опытные преподаватели считают урок успешным, если он отвечает определённым требованиям:
    - высокий познавательный уровень занятия и самостоятельная работа учащихся;
    - помощь в формировании личности школьников;
    - хорошее общение между учителем и учеником.
  2. Структура. В настоящее время это один из самых важных критериев, так как информации и способов её получения огромное количество, а время урока ограничено. Задача учителя – максимально правильно использовать отведённое время. Основная часть урока должна уходить на изучение новой темы. В оставшиеся минуты нужно произвести закрепление материала путём повторения и обыгрывания практических ситуаций.
  3. Помощь в пробуждении познавательных способностей ученика. Знания должны усваиваться, а если ребёнок не готов слушать новый материал, то он и не будет, а следовательно, ничему на этом уроке не научится. Очень важно, что ученик был настроен на урок. Решение задач, связанных с логикой, очень эффективно в этом деле. Чтобы активизировать класс, можно придумать различные роли: консультанты, ассистенты и т. д. Задачи урока в школе довольно разнообразны, и чтобы выполнить как можно больше, педагогу необходимо настроить детей на занятие.
  4. Творчество. Создание чего-то нового всегда приветствовалось всеми поколениями педагогов. Чтобы ребёнок не стеснялся выражать свои мысли, необходимо, чтобы он научился самостоятельности. Опытные преподаватели рекомендуют давать больше времени ребёнку что-либо делать самому. Это будет развивать в нём только самые лучшие качества. Например, в задачи урока русского языка входит обучение правописанию слов. Пусть ребёнок сам будет работать со словарем и выписывать новые слова.

Основные методы организации занятия

В современном мире есть огромное количество всевозможных приемов, которые помогут учителю провести качественное занятие. Цели и задачи урока должны выполняться с использованием различных методов.

Одним из самых популярных является беседа, представляющая собой диалог между учителем и учащимся, в основном по инициативе первого. Задачей учителя в этом случае является подведение ребёнка к правильному ответу с помощью наводящих вопросов. Также во время диалога ученик развивает свою устную речь.

Демонстрация является современным методом. Учитель во время занятия объясняет материал с помощью различных таблиц, схем, картин, кинофильмов и т. д. Как известно, в задачи урока английского языка входит усвоение правил разговорной речи. Для выполнения данной задачи учитель может поставить фильм учащимся на английском языке с субтитрами.

Конференция – собрание учащихся с целью обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Она может проходить как на городском уровне, так и на школьном. Обычно она представляет собой официальное мероприятие, где участники выступают с докладами и сообщениями, а затем беседуют по ним. Очень хорошо помогает в развитии деловой речи.

Повторение новой темы на уроке также очень важно. Закрепление материала никогда никому не мешало. Как говорится, повторение – мать учения. Напоминать об уже пройденном материале очень полезно, особенно перед итоговой контрольной или самостоятельной работой. Эффективно повторять решённые задачи на уроках физики и математики. Это поможет лучшему усвоению материала.

Индивидуальное обучение проводится только в определённых случаях, когда ученик отсутствовал по причине продолжительной болезни и пропустил новый материал. Также учитель может оставаться после уроков с учеником, который плохо усвоил тему, и объяснить ему ещё раз.

Подготовка педагога к проведению урока

Это очень продолжительный и сложный процесс, ведь нелегко готовиться к каждому уроку, когда их в день по пять, шесть, а то и семь. Данный процесс можно представить по этапам:

  1. Изучение учебной программы. Это действие производится обычно перед началом учебного года, чтобы выявить основные цели и задачи всего предмета, а также конкретной темы. Перед каждым уроком педагогу следует заглядывать в программу, чтобы выявить определённые задачи на данный момент.
  2. Методическая литература. После освоения учебной программы необходимо ознакомиться с учебником, различными статьями по данным темам. Это делается для того, чтобы составить тематический план. Он должен быть не громоздким, а чётким, и отражать основную информацию.
  3. Изучение каждой темы в учебнике. Прежде чем давать детям задания по нему, учитель должен знать, что там написано. В задачи урока входит максимально доступное изложение материала, чтобы учащиеся понимали, о чём речь. Зачастую в учебнике есть сложные моменты, и на них должен обратить внимание преподаватель.
  4. Изучение материала по теме урока. Педагогу следует максимально полно знать тему, по которой проводятся занятия. Помимо учебной литературы необходимо прослушивать звуковую информацию и просматривать киноматериал. Если учитель собирается провести эксперимент на уроке, нужно очень серьёзно подготовиться, так как неудача может привести к подрыву репутации.
  5. И, наконец, создание плана на урок. К данному этапу следует отнестись с особым вниманием, так как план является последним шагом в подготовке учителя к уроку. Он состоит из названия темы урока, целей и задач, структуры, перечня методических и учебных пособий. Также следует выделить время на каждый этап урока. План не должен быть большим по объёму, однако начинающим учителям рекомендуется делать конспект урока. Задача погружённости в тему будет выполнена с помощью этого способа.

Анализ урока

Чтобы добиться успеха в преподавательской деятельности, необходимо обдумывать и анализировать каждый проведённый урок. Нужно находить свои ошибки и промахи и разбираться, являются ли они пробелами в подготовке к уроку, или же явились результатом работы на самом занятии. Не рекомендуется сильно себя хвалить или слишком ругать. Нужно попытаться дать объективную оценку.

Многие педагоги в проведении уроков делают одну ошибку. Она касается начала урока, когда учитель проверяет домашние задания учеников. В течение 15 или 20 минут проверяются задания у всех учеников, в то время как класс ничем не занят. Такое расточительство времени непростительно. Начинающим преподавателям нужно взять это на заметку и не совершать подобных промахов.

Анализировать урок следует на основании тех целей, которые были поставлены перед ним. Если занятие прошло в лекционном режиме, следует выяснить, доступно ли был изложен весь необходимый материал, и поняли ли что-нибудь ученики. Конечно, ответ на второй вопрос будет известен только при проверке знаний класса. Если же занятие проводилось в форме конференции или семинара, необходимо проанализировать активность учеников и содержание их сообщений и докладов.

Заключение

Труд педагога – один из самых тяжёлых и важных для всех нас. Недаром практически в каждом городе установлен памятник первой учительнице как дань уважения этой профессии. Преподаватели проводят свои занятия с целью обучить и научить детей тем навыкам и умениям, которые пригодятся в дальнейшем. В задачи урока входит и личностное воспитание ребёнка, объяснение моральных принципов.

Современное образование предъявляет высокие требования как к учителям, так и к учащимся. Сложные учебные программы, подробные планы и тому подобное ещё больше отягощают и без того сложную профессию. Но школа всегда была той ступенью, на которой формируется характер и знания. Она занимает огромное место в жизни каждого человека.

Комментарии