Типология уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков
В основу реформы школьного образования в России положена схема «Для чего учить? – Чему учить? – Как учить?» То есть в новых стандартах (ФГОС) на первом плане стоят образовательные цели: что должен приобрести ребенок в процессе учебы? Если раньше речь шла в первую очередь о знаниях, то теперь об умении самостоятельно их приобретать и применять на практике. Эти требования отразились и на основной единице процесса обучения – уроке. Появление новой типологии уроков по ФГОС привело к изменениям их структуры, содержания, позиций педагога и учащегося.
Новые требования стандартов
Основная задача современной школы – личностное развитие ребенка. Он должен уметь видеть проблему, ставить задачи, выбирать способы их решения, планировать, искать информацию, анализировать, делать выводы, оценивать себя и свою работу. В стандартах есть специальный термин для определения таких умений – универсальные учебные действия (УУД). Всего их выделяют четыре группы: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Первые отвечают за понимание ребенком целей своего развития; вторые – за умение мыслить логически, работать с информацией, анализировать; третьи – за способность взаимодействовать с окружающими и высказывать свое мнение; четвертые – за готовность составлять и осуществлять план действий, оценивать результаты. Такие ориентиры меняют саму структуру урока по ФГОС. За основу берется системно-деятельностный подход, который предусматривает:
- приоритет самостоятельной работы ученика;
- значительное количество творческих заданий;
- индивидуальный подход со стороны педагога;
- развитие универсальных учебных действий;
- демократичный стиль взаимодействия педагога и ребенка.
Основные типы уроков по ФГОС
Новые требования значительно изменили набор традиционных школьных занятий. Составлена классификация типов уроков по ФГОС. В ее основе лежат приоритетные задачи конкретного занятия. Четыре основных типа урока:
- открытия новых знаний (приобретения новых навыков и умений);
- рефлексии;
- систематизации знаний (общеметодологический);
- развивающего контроля.
На занятиях первого типа учащиеся получают новую информацию по теме, узнают различные способы учебных действий и пробуют применять их на практике.
На уроках рефлексии и отработки умений дети закрепляют полученные сведения, учатся оценивать собственные действия, выявлять и устранять ошибки.
Занятия развивающего контроля помогают научиться рассчитывать свои силы при выполнении заданий, объективно оценивать результаты.
Уроки общеметодологической направленности дают возможность систематизировать полученные знания, увидеть межпредметные связи.
Иногда в эту типологию уроков по ФГОС добавляется пятый пункт – исследовательское или творческое занятие.
Ключевые компоненты занятия
Структура урока по ФГОС во многом определяется его типом, однако существует ряд обязательных компонентов. Их состав и последовательность могут варьироваться в зависимости от темы занятия, уровня подготовленности класса. При этом должны решаться три группы задач: развивающие, обучающие, воспитательные. Типы и этапы уроков по ФГОС:
- Первая стадия современного занятия – «мотивационная». Призвана заинтересовать ученика, настроить на работу. Ведь лучше всего информация усваивается, когда человеку становится интересно. Учителя используют для этого разные приемы: проблемные вопросы, неоднозначные утверждения, необычные факты, звуковые, визуальные эффекты.
- В ходе этапа «актуализации знаний» ученик должен вспомнить пройденный материал, так или иначе связанный с поставленным в начале урока вопросом, закрепить его в процессе выполнения заданий.
- «Фиксирование и локализация затруднений» – этап, направленный на анализ собственных действий, выявление проблемных моментов. Ребенок учится задавать себе вопросы о проделанной работе:
- какую задачу решал;
- что для этого понадобилось сделать;
- какая информация пригодилась;
- на каком моменте возникло затруднение;
- каких сведений или умений не хватило.
- Стадия «построение проекта коррекции затруднений» заключается в совместном составлении плана по усвоению новой информации, решению проблемы. Ставится цель, связанная с коррекцией знаний (выяснить, научиться, определить), выбираются средства ее достижения (составить алгоритм, заполнить таблицу) и формат работы (индивидуально, в паре, группой).
- Этап «реализации проекта» предусматривает самостоятельную работу по разработанному плану. Учитель при этом выполняет функции модератора, задает наводящие вопросы, направляет.
- «Включение новых знаний в систему» – выполнение кейсов, помогающих соотнести новую информацию с уже изученным материалом и подготовить к восприятию новых тем.
- Обязательным этапом современного урока является «рефлексия». С помощью педагога учащиеся подводят итоги занятия, обсуждая, что удалось выяснить, какие сложности возникли. При этом оценивается собственная деятельность, уровень активности. Задача ребят – не просто понять, где были допущены ошибки, но и как можно избежать этого в дальнейшем.
Вариации форм уроков
Помимо образовательных задач, то есть тех навыков и способностей, которые должны формироваться у ребенка, в типологии уроков по ФГОС учитываются также методы и приемы, используемые в рамках занятия.
Учитывая требования стандартов, предпочтение отдают нестандартным и творческим способам организации учебной работы. Чем выше степень заинтересованности и самостоятельности ученика при знакомстве с новым материалом, тем лучше он сможет его усвоить и впоследствии применить.
Типы и формы уроков по ФГОС
Тип занятия | Возможный формат работы | |
1 | Открытие нового знания | Экспедиция, "путешествие", инсценировка, проблемная беседа, экскурсия, конференция, игра, сочетание нескольких форм |
2 | Систематизация | Консультация, дискуссия, интерактивная лекция, "судебный процесс", экскурсия, игра |
3 | Рефлексия и отработка умений | Практикум, диспут, дебаты, круглый стол, деловая/ролевая игра, комбинированный урок |
4 | Развивающий контроль | Викторина, защита проекта, письменная работа, устный опрос, презентация, творческий отчет, тестирование, конкурс, аукцион знаний |
С такими формами занятий хорошо сочетаются приемы исследовательской и проектной деятельности, методики развития критического мышления, интерактивные формы работы.
Технологическая карта урока
Смена ориентиров при планировании занятия привела к появлению новой формы составления его сценария. Для успешного проведения открытого урока по ФГОС сегодня недостаточно плана-конспекта. Необходимо грамотно составить технологическую карту занятия.
При планировании педагогу нужно не только определить тип урока, но и сформулировать цель и задачи изучения (закрепления) конкретной темы, выявить, какие универсальные учебные действия будут сформированы у обучающихся. Четко распределить, с помощью каких приемов и на каком этапе урока ребята приобретут новые знания, навыки, ознакомятся с новыми способами деятельности.
Технологическая карта обычно заполняется в виде таблицы с предварительным кратким описанием основных моментов. В это описание входят:
- формулировки цели занятия (содержательная и деятельностная) и задач трех видов (обучающие, развивающие, воспитательные);
- определение типа урока;
- формы работы учащихся (парная, групповая, фронтальная, индивидуальная);
- необходимое оборудование.
Общая схема
Этап урока | Методы, приемы, формы и виды работы | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
В качестве примера можно привести элемент технологической карты урока математики для 2 класса. Тип урока – рефлексия, этап – «проект коррекции затруднений».
Этап урока | Методы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Демонстрация, проблемный вопрос, обсуждение | Педагог обращает внимание учеников на слайд презентации: «Ребята, обратите внимание на экран. Какие выражения здесь записаны? Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке, как вы думаете?» | Ученики высказывают предположения: «Это примеры с делением и умножением на два. Значит, сегодня мы будем пробовать умножать и делить на два» | Познавательные: умение делать вывод из предложенных фактов. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения. |
Урок обретения новых умений
Своеобразная точка отсчета в любом образовательном процессе, ведь именно с него начинается изучение темы или раздела. В качестве деятельностной и содержательной целей урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков можно указать: обучение новым способам поиска информации, знакомство с терминами и понятиями; приобретение знаний по теме, усвоение новых фактов. Последовательность этапов в ходе такого урока может быть следующей:
- мотивация и погружение;
- актуализация знаний, связанных с предложенной темой, выполнение пробного задания;
- выявление возникшего затруднения, противоречия;
- определение возможных способов выхода из сложившейся проблемной ситуации, составление плана по разрешению затруднения;
- выполнение пунктов составленного плана, в процессе которого происходит «открытие нового знания»;
- выполнение задания, позволяющего закрепить новые сведения;
- самостоятельная проверка результата работы (сравнение с образцом);
- интеграция нового знания в систему сложившихся представлений;
- подведение итогов, рефлексия (оценка занятия и самооценка).
Систематизация знаний
Согласно признанной типологии уроков по ФГОС в задачи занятия общеметодологической направленности входят:
- систематизация полученной информации по теме;
- развитие навыков обобщения, анализа и синтеза;
- отработка освоенных способов деятельности;
- формирование навыков прогнозирования в рамках изучаемого материала;
- развитие способности видеть предметные и межпредметные взаимосвязи.
В структуру такого урока могут быть включены такие элементы, как:
- самоактуализация (настрой на познавательную деятельность);
- проверка имеющихся знаний и фиксация затруднений;
- формулировка учебных задач в рамках занятия (самостоятельно или совместно с педагогом);
- составление плана по разрешению выявленных сложностей, распределение обязанностей;
- выполнение разработанного проекта;
- проверка результатов проделанной работы;
- рефлексия деятельности, оценка индивидуальной и командной работы.
Урок рефлексии
Включает в себя элементы сразу нескольких традиционных занятий: повторение, обобщение, закрепление, контроль знаний. При этом ученик должен научиться самостоятельно определять, в чем заключается его ошибка, что получается делать лучше, что хуже, как выйти из затруднения.
Первые пять этапов урока рефлексии аналогичны двум предыдущим типам занятий (от мотивации до реализации плана по разрешению затруднений). Помимо этого, в структуру входят:
- обобщение затруднений, с которыми ребята столкнулись при выполнении знаний;
- самостоятельная проверка работы по предложенному учителем эталону;
- включение новых сведений и умений в имеющуюся картину знаний.
Конечно же, этот урок не может проводиться без финальной стадии – рефлексии. Современные педагогические технологии предлагают для этого различные приемы. И если при анализе результатов работы на уроках рефлексии в начальной школе по ФГОС упор чаще делается на визуальных ассоциациях (приемы «Смайл», «Дерево», «Светофор», «Солнце и тучи»), то со временем ребята учатся критически оценивать себя и формулировать выводы.
Урок развивающего контроля
Занятия такого типа проводятся по итогам завершения большого тематического блока. Их задача состоит не только в оценке полученных знаний, но и в развитии у учащихся навыков самоанализа, самопроверки и взаимоконтроля. В соответствии с требованиями к проведению урока по ФГОС в этой категории можно выделить две особенности. Уроки развивающего контроля включают два занятия: выполнение контрольной работы и ее последующий анализ. Промежуток между ними составляет 2-3 дня. Такие уроки охватывают значительный объем материала (в отличие от занятий-рефлексий), поэтому набор заданий довольно обширный и разноплановый.
Работа педагога и учащихся строится по следующей схеме:
- ребята выполняют контрольные задания;
- учитель проверяет работы, ставит предварительную оценку, формирует эталон проверки;
- учащиеся проверяют свои работы самостоятельно, сверяясь с образцом, затем оценивают их в соответствии с установленными критериями;
- выставляется итоговая оценка.
В структуре такого урока перед подведением итогов выполняется блок заданий:
- обобщение выявленных типов затруднений;
- самостоятельная работа по самопроверке с использованием образца;
- выполнение задач творческого уровня.
Начальная и средняя школа: общее и особенное
Целью введения федеральных стандартов изначально было внедрение общих принципов организации учебного процесса на всех ступенях образования. Единым является ориентир на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Поэтому типы уроков по ФГОС в средней школе в целом повторяют этот список для младших классов. Общим понятием для занятий является «образовательная ситуация». Педагог не должен преподносить готовые знания, его задача – создать на уроке такую ситуацию, чтобы дети смогли самостоятельно сделать небольшое открытие, почувствовать себя исследователями, понять логику событий. Но выстраивается такая ситуация с учетом психологических и возрастных особенностей учеников, уровня сформированности учебных действий. Поэтому, несмотря на общую структуру, технологические карты уроков математики для 3-го и 10-го класса будут заметно отличаться. В старшей школе учитель может опираться на имеющийся у ребят багаж знаний и умений, в начальных классах учебные ситуации в большей степени строятся на основе наблюдений и эмоционального восприятия.