Стационарный весовой контроль. Весовой контроль в Москве

Невыполнение пользователями автомобильных дорог правил и норм при транспортировке тяжеловесных и крупногабаритных грузов создает угрозу жизни граждан. Об этом свидетельствуют данные статистики об аварийности и смертности в ДТП. Кроме того, следствием игнорирования правил и норм являются негативные экономические последствия.

Нарушители наносят существенный ущерб государственному имуществу, в состав которого входят, кроме прочего, и автомобильные дороги, а также транспортным средствам, находящимся в частной собственности. Учитывая эти проблемы, на правительственном уровне была разработана Программа по организации габаритного и весового контроля в РФ. Она была подготовлена во исполнение положений Плана мероприятий, направленных на совершенствование разрешительных и контрольно-надзорных функций, а также на оптимизацию предоставления госуслуг в сфере транспорта. Рассмотрим далее, как осуществляется в России весовой контроль на дорогах.

Ключевые принципы

Программа организации весового контроля на дорогах направлена на:

  1. Обеспечение безопасности движения и сохранности трасс общего пользования.
  2. Соблюдение пользователями положений законодательных актов в процессе транспортировки грузов, требований к качеству предоставляемых ими услуг.
  3. Соблюдение службами весового контроля установленных требований при надзоре за перевозкой грузов.
  4. Реализацию целевого подхода в процессе планирования и использования средств бюджета по расходным статьям. В частности, особый надзор устанавливается за расходованием денег на строительство и содержание контрольных пунктов (в первую очередь, стационарных).

Весовой контроль, организованный в соответствии с Программой, позволяет снизить удельный вес расходов на ремонт и восстановление трасс, поврежденных и разрушенных вследствие проезда по ним тяжеловесных ТС.

Проблема и решение

Сегодня содержание дорожного полотна обходится достаточно дорого. В некоторых регионах проблема стоит очень остро. Тяжеловесные ТС причиняют значительный ущерб федеральным трассам ежегодно. На восстановление полотна требуются миллиарды рублей. Решением проблемы стал весовой контроль. В Ростовской области, например,с 2015 г. были ужесточены правила проезда тяжеловесных ТС по дорогам региона. Были введены штрафы за превышение допустимой (максимальной) нагрузки. При этом, если до 2015 г. допускалось превышение до 15%, то после ужесточения правил процент уменьшился до 5. Правительство региона разработало программу по увеличению количества контрольных пунктов, в том числе и передвижных. Весовой контроль был установлен на оживленных магистралях и в крупных городах региона.

Ситуация в Республике Башкортостан

Руководство региона взялось за решение проблемы в 2012 г. Правительственным распоряжением был сформирован государственный контрольно-надзорный орган. Служба весового контроля РБ:

  1. Оказывает содействие подразделениям ГИБДД Республики в осуществлении контроля и пресечении несанкционированной перевозки тяжеловесного груза.
  2. Выполняет расчет возмещения имущественного ущерба, причиненного ТС, перевозящими тяжеловесные грузы, если их масса либо нагрузка на ось превышает установленные нормами параметры.

На пунктах весового контроля Республики Башкортостан осуществляется взвешивание ТС для определения соответствия их массы установленным нормативам. Стоит сказать, что в работе Службы возникает немало проблем. Так, в 2016 г. в Башкирии на весовом контроле в с. Архангельское несколько фур проигнорировали знак и проследовали мимо пункта. Однако водителей удалось задержать. Как выяснилось, вес перевозимого груза значительно превышал допустимый. К водителям были применены соответствующие меры воздействия. В настоящее время, по словам дальнобойщиков, проблем с весовым контролем в Башкортостане не возникает.

Выборочное взвешивание

Весовой контроль в Москве и других городах страны уже считается нормальным явлением. В настоящее время регулярно осуществляется выборочное взвешивание фур. Называется такой весовой контроль передвижным. Уполномоченные сотрудники используют портативное оборудование. Его можно развернуть на любом ровном участке трассы. Как правило, такой весовой контроль в Москве осуществляется на МКАД.

Стационарные контрольные пункты

Такие посты весового контроля разворачиваются в узловых точках (в том числе на территории, прилегающей к аэропортам, речным/морским вокзалам, ж/д и автотранспортным терминалам, крупным сельскохозяйственным и промышленным предприятиям), а также на погранпереходах. На участках возможного объезда таких пунктов действуют мобильные бригады, располагающие переносными весами. Весовой контроль ТС осуществляет госслужба дорожного хозяйства при содействии сотрудников ГИБДД и подразделений Транспортной инспекции Минтранспорта РФ.

Состав стационарного пункта

На контрольном посту находятся:

  1. Весы, с помощью которых определяется осевая нагрузка ТС в процессе их передвижения по трассе.
  2. Спецплощадка для точного взвешивания.
  3. Стационарные/переносные весы.
  4. Помещение для аппаратуры и персонала.
  5. Охраняемая стоянка для ТС, не прошедших контроль.

Стационарный пункт оснащается средствами связи, регулирования движения. Для сбора, накопления, обработки и передачи данных используется специальная информационная база.

Мобильная группа

Бригада располагает:

  1. Автомобилем.
  2. Средствами связи.
  3. Переносными весами.

Весовой контроль может осуществляться исключительно сертифицированным оборудованием. Нормами предписана обязательная поверка измерительных средств в территориальных подразделениях Госстандарта.

Конструктивные особенности весов

На стационарном оборудовании может осуществляться взвешивание ТС в неподвижном состоянии или во время движения. Весы могут использоваться для поколесного или поосного взвешивания. Переносное оборудование применяется для определения массы (нагрузки) неподвижных ТС. Они представлены в виде весов для поколесного взвешивания. Стационарное оборудование устанавливается непосредственно на проезжем участке дороги или на специальной площадке (для неподвижных ТС).

Параметры

В процессе взвешивания определяются:

  1. Нагрузка на каждую ось (или колесо) ТС.
  2. Общую массу машины.
  3. Расстояние между осями ТС.

Обычно на стационарных контрольных пунктах осуществляется автоматизированный учет состава и интенсивности движения. Взвешивание ТС в процессе их движения производится с целью предварительного отбора машин для более детальной проверки. Отобранные ТС проверяются на спецплощадке. Если водитель не имеет специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза, его автомобиль отправляется на охраняемую стоянку контрольного пункта.

Основные направления развития системы контроля ТС

Существующая сегодня в стране система габаритного и весового контроля автомобилей позволяет проверить не больше 10 % тяжеловесных ТС. В бюджет поступает только 3 % сборов по возмещению ущерба, причиняемого автомагистралям. Эти показатели указывают на необходимость кардинальных изменений в существующую систему. Для достижения целей, поставленных в Программе организации габаритного/весового контроля ТС, необходимо:

  1. Совершенствование логистики для уменьшения числа тяжеловесных ТС в общем объеме автомашин.
  2. Повышение уровня устойчивости и безопасности функционирования транспортной сети.
  3. Совершенствование нормативной базы, регламентирующей деятельность органов контроля.
  4. Развитие информационных, логистических технологий.

Мероприятия по совершенствованию сети СПВК

В настоящее время на автомагистралях, в том числе и на платных, действует более 50 стационарных пунктов весового контроля (СПВК). С 2008 г. осуществляется замена оборудования, выработавшего свой ресурс. В 2010 г. была начата работа по модернизации СПВК. В частности, были установлены автоматические системы предварительного взвешивания, измерения габаритов ТС в потоке (без снижения их скорости). Системы оснащены видео- и фотофиксирующими устройствами. Это оборудование позволяет определить весогабаритные параметры почти без снижения скорости движения.

Оценка эффективности системы

Сегодня вопросами габаритного и весового контроля занимаются два ведомства: ГИБДД и Ространснадзор. На последний орган возложены обязанности по контролю ТС, осуществляющих грузоперевозки, и организации СПВК. Между тем дополнительные кадры для этих целей в УГАДН (Управлении государственного автодорожного надзора) не выделены. Как показывает практика, сегодня взаимодействие ответственных госструктур осуществляется в недостаточном объеме. В настоящее время лишь небольшая часть СПВК совмещены либо расположены в непосредственной близости от стационарных постов ГИБДД. При этом только сотрудники Госавтоинспекции вправе останавливать ТС, проверять наличие специального разрешения и применять к нарушителям административные меры. По мнению ряда экспертов, возложение данных функций на Ространснадзор могло бы повысить эффективность системы контроля. Однако для этого необходимы средства.

Особенности нарушений

Около 80 % от всех нарушений составляет превышение осевой нагрузки. Оно связано с неправильной комплектацией груза. В настоящее время привлечение к ответственности нарушителей существенно затруднено в связи с ограниченным сроком давности рассмотрения административных дел. Он составляет 2 мес. Существующие сегодня нормативные акты не позволяют применять такую меру принуждения, как задержание ТС, в полном объеме. Еще не все контрольные пункты оборудованы специальными стоянками, а вопрос об ответственности за сохранность ТС не урегулирован должным образом. Эти и прочие экономические и правовые факторы приводят к сознательному нарушению перевозчиками и отправителями грузов установленных правил транспортировки. Многие предпочитают уплатить штраф, вместо того, чтобы соблюдать требования.

Недоработки в оснащении СПВК

Стоит также сказать несколько слов и об условиях размещения СПВК. На некоторых из них отсутствуют переходно-скоростные полосы, выделенные полосы для непосредственного взвешивания, площадки для стоянки, а в некоторых случаях и для остановки ТС. Отдельные пункты не оснащены искусственным освещением, прочими необходимыми техническими средствами. Все это, безусловно, не способствует эффективной работе пунктов весового контроля. Более того, часто происходит задержка движения ТС, преждевременно выходит из строя весовое оборудование. Стоит отметить, что практика применения мобильных пунктов контроля не получила сегодня должного распространения. Обусловлено это, прежде всего, пробелами в нормативных актах.

Причины нарушений

К основным факторам, приводящим к несоблюдению установленных требований, можно отнести:

  1. Отсутствие у владельцев автодорог прав на организацию весового контроля.
  2. Отсутствие возможности требовать уплаты штрафа и компенсации ущерба с водителей ТС.
  3. Несовершенство существующей законодательной базы, регулирующей перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и устанавливающей ответственность за нарушения.
  4. Отсутствие надлежащего контроля за весогабаритными параметрами ТС.
  5. Противоправные действия отдельных сотрудников органов контроля.

Заключение

Как видно, в стране система весового контроля ТС, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы, развита недостаточно хорошо.

При этом отмечается ежегодный рост расходов на ремонт и содержание федеральных и региональных магистралей. Несмотря на постоянно увеличивающиеся затраты, состояние дорог в РФ оставляет желать лучшего. Как отмечают эксперты, наблюдается существенное отставание темпа развития сети дорог от интенсивности автомобилизации населения. Особенно активно увеличивается объем тяжеловесных грузоперевозок. Это, в свою очередь, приводит к повышению нагрузки на дороги. При увеличении грузоподъемности ТС, с одной стороны, уменьшаются затраты на транспортировку, а с другой, увеличиваются расходы на реконструкцию, строительство, ремонт автодорог.

Комментарии