Космический корабль "Прогресс": история создания
В космос человечество полетело ещё в прошлом веке. За это время космические технологии сделали мощный рывок. Но если космонавты пребывают на борту орбитальных станций длительное время, то возникает необходимость грузовых космических перевозок, причём такой грузопоток должен быть регулярным. Одним из самых простых решений такой задачи стала разработка специального транспорта. На базе корабля «Союз», который находится под управлением пилотов, ученые создали грузовое космическое транспортное средство.
Как возникла идея создания грузового корабля (ГК)?
Целью организации грузопотока является увеличение срока активного существования орбитальной станции. Возможности пилотируемого корабля «Союз» по вместимости необходимого оборудования с расходными материалами, которые требовались для жизнеобеспечения и полноценной работы станции и экипажа, были ограничены. Поэтому был разработан специальный корабль «Прогресс» при максимальном использовании космического корабля (КК) «Союз», хорошо зарекомендовавшего себя в плане автоматического полёта.
Параметры
Важность создания грузового корабля даже не обсуждалась. Вопрос стоял о том, каким ему быть.
Обсуждались его размеры, материалы, которые надо использовать для его создания, и необходимое для этого оборудование. Все эти вопросы были очень неоднозначны, а некоторые остаются таковыми до сих пор. Параметры, которые должен был иметь корабль «Прогресс», нужно было подогнать под требования груза и под количество оборудования на борту. Разработчики разошлись во мнениях по поводу пилотируемого и беспилотного вариантов корабля.
В первом случае в качестве главного преимущества указывалась возможность возвращать на землю некоторые материалы или оборудование. Во втором варианте преимуществом выступала экономичность: все материалы с результатами исследований должны были возвращаться вместе с экипажем. Экономичность корабя оказалась в приоритете.
Конструкция
Элементы корабля «Прогресс» должны были разрабатываться таким образом, чтобы создавать как меньше шума для антенн, датчиков и солнечных батарей. Кроме того, устаревшее оборудование нуждалось в замене. Причём сделать это необходимо было в кратчайшие сроки. Время доставки грузов надо было свести к минимуму, а также учесть непредвиденные ситуации. Работу системы управления, ориентирования и корректирующей установки нужно было наладить так, чтобы они обеспечивали на должном уровне проведение манёвров с орбитальной станцией.
Согласно расчетам, оптимальные размеры и масса грузового корабля «Прогресс» максимально совпали с параметрами КК «Союз». Это значительно упростило работу, так как стало возможным полное использование приборов, агрегатов и элементов конструкции этого корабля. Было решено, что оборудование и материалы, которые будут доставляться на станцию, станут размещаться в специальном отсеке для грузов. Он герметичен и оснащён агрегатом стыковки с люком для входа в сам отсек. В приборной части корабля располагаются бортовые системы.
Отсеки
В негерметичном отсеке, который также имеет транспортный корабль «Прогресс», разместили пневмогидросистемы. Таким образом исключалось попадание топливных паров в жилое отделение. При возникновении утечки сжатого газа давление внутри герметичных отсеков не должно было превышать норму.
Негерметичным также сделали отсек с агрегатами двигательной системы и установками: ориентационной, сближающей и корректирующей.
Первые образцы
Конструкторы учли такие моменты, как стартовая масса, которую имеет транспортный корабль «Прогресс», его максимальные размеры при сложенных антеннах, причем последние не должны были превышать по размеру аналогичные в КК «Союз». Это позволило бы использовать для его запуска ракету-носитель, которая выводит на орбиту космические корабли.
В итоге были разработаны первые лётные образцы. Работа над конструкторской документацией, схемами и эксплуатационными документами велась с 1974 по 1976 гг. Эскизный проект был завершен в феврале 1974 г., а первый лётный образец испытали в 1977 г. после окончания его разработки в феврале. Впервые грузовой корабль вывели на орбиту 20.01.1978 г.
Первоначально «Прогресс», космический корабль для перевозки грузов, был создан в двух экземплярах. Позже правительство заказало еще 50 штук.
За период с 1978 по 1994 год грузовые корабли типа «Прогресс» неоднократно использовались для проведения экспериментов. Среди крупных исследований было создание с отработкой прототипа радиолокационной космической системы для обнаружения надводных и подводных объектов, а также рамочных крупногабаритных радиоантенн, аппаратуры с оптикой для космической связи и отражателей солнечного света из космоса. На базе ГК позже создали модуль «Гамма», специальный автоматический астрофизический аппарат.
Результаты
Опыт эксплуатации показал, что первые космические корабли «Прогресс М» и «Прогресс» смогли постоянно обеспечивать орбитальные станции необходимым оборудованием и материалами для их долгой и плодотворной работы на орбите. До 1985 года они являлись единственными автоматическими аппаратами.
Грузовой корабль был создан в основном на базе конструкции космического корабля «Союз». Тем не менее он отличался качественными характеристиками, поэтому мог решать важные задачи, которые были не доступны другим аппаратам.
Пройдя длительную проверку бортовых и лётных систем, модификации корабля «Прогресс» подтвердили свою высокую надёжность. В итоге 27 грузовых космических аппаратов выполнили основные программы полётов.
Кроме того, грузовой корабль стал эффективной базой для разного рода исследований и создания целевых модулей самой различной сложности.
На основе одной из модификаций осуществлялась разработка нового ГК «Прогресс М-2», предназначенного для международной орбитальной станции. Стало возможным создание транспортных грузовых кораблей большего размера с использованием других ракетоносителей, таких как «Зенит».
Более того, стало реально проводить сложные манёвры, исследования, освоить новые технологии удаления отходов. И всё это благодаря созданию многоцелевого автоматического грузового корабля.