Схема анализа лирического стихотворения. Схема анализа стихотворения
Порой прочитать стихотворение не достаточно, чтобы понять мысль автора и прочувствовать его отношение к заданной теме. Для этого необходимо составить схему анализа стихотворения и по шагам изучить его. Это сложной процесс, его нужно творчески осмыслить, чтобы увидеть, что скрывается за строками, и понять, для чего это было написано.
Схема анализа: для чего это нужно
Что такое анализ? Это рассмотрение, изучение чего-либо, расчленение предмета на составные части. Такой метод можно применить и к лирическому произведению, для начала составив схему или план, чтобы легче проходило исследование, особенно для 5 или 6 классов, когда школьники только учатся размышлять.
Нет жесткой схемы анализа стихотворения по литературе или изучению картины по русскому языку, так как это художественное произведение и восприятие его предельно субъективное. Каждое стихотворение уникально, в одних важен размер, в других необходимо знать о жизненном периоде автора, а в третьих поэта, возможно, сильно волновала политическая обстановка.
Краткий план и схема
Схему анализа стихотворения можно сначала составить кратко, включив все необходимые пункты:
- История создания, время написания, обстоятельства жизни поэта и его общественное положение. Очень часто этот пункт может многое рассказать и задать направление.
- Тема произведения - лирика, политика, внутреннее переживание, философское размышление.
- Главная идея или мысль, которую поэт хотел донести до читателя.
- Разбор по строфам с цитатами.
- Образы и их описание.
- Использование художественных средств.
- Настроение лирического героя, отношение автора к происходящему.
- Впечатление и собственные чувства от прочитанного стихотворения
Развернутая схема
Приведенная выше краткая схема анализа стихотворения дает направление, с чего стоит начать и какие пункты нужно раскрыть.
Первое и очень важное - необходимо знать, когда было написано произведение и в какой период, какие известны факты биографии поэта и как это можно связать со стихотворением. Так А. С. Пушкин очень много писал о любви в разные периоды, когда впервые влюбился или когда встретил свою жену Наталью.
Ведущую тему, ее как правило сразу легко понять из первых строк, и всю лирику классифицируют на следующие темы: любовная лирика, пейзажная лирика, дружба, патриотическая лирика, философская и тема о поэтах и поэзии.
Понимание темы может служить отправной точкой в анализе, которая поможет в дальнейшем рассуждении. Например, строки И.А. Бунина «о счастье мы всегда лишь вспоминаем...» показывают то, что поэт задумался и стал размышлять на вечную тему о счастье, любви, а значит, здесь звучит философская лирика.
Идея, сюжет и проблема, заложенные в произведении, всегда связаны с каким-то событием, происходившим в личной жизни или в общественной.
Схема анализа лирического стихотворения включает и композицию, которая позволяет разделить его на части и проследить, как меняется настроение, как раскрывается тема, чтобы увидеть заложенный смысл и мысль поэта. Здесь могут помочь изобразительные средства, которые используются не просто так:
- метафора или сравнение;
- эпитет или образное определение предмета;
- аллегория или иносказание;
- ирония или противоположное значение;
- гипербола или преувеличение.
Существует достаточно много изобразительных средств, которые помогают добиться особого эффекта выразительности.
Упомянуть о лирическом герое стоит обязательно, хотя в некоторых стихотворениях сделать это сложно. Но именно это помогает понять поэта, раскрывая характер героя через его действия и поступки.
Помимо лирического героя, в произведении есть и образ как какое-то явление. Цель его может быть различной, с помощью него объясняются непонятные мысли или, наоборот, он может затруднить восприятие предмета, преобразить его или превратить в нечто сложное. Образы разделяют на несколько групп: образы мотивы (метель), образы-топосы (как какое-то общее место, например, дорога), образы-архетипы (устойчивая схема или формула человеческого воображения).
Схема анализа стихотворения в 6 классе
Чем старше становятся люди, тем больше жизненного опыта они накапливают, тем легче им понять различные произведение, в том числе и стихотворения. Но анализ произведений начинается в школьные годы, например, в 6 классе, что помогает привить любовь к стихотворениям и поэтический вкус. Это одна из главных задач, чтобы школьник смог "почувствовать" стихотворение, а не только умел находить изобразительные средства, определять тему и угадывать настроение автора.
Возможно, в 6 классе ученик не сможет выразить свое мнение или донести его до учителя, но он научиться определять художественные средства, а значит, увидеть настроение лирического героя и поэта.
Анализ произведения в 9 классе
Ученики 9 класса являются выпускниками, и за эти годы они изучили различные стихотворения и учились понимать их суть, а не только учить наизусть. Создать схему анализа стихотворения в 9 классе они могут самостоятельно и раскрыть произведение более подробно, ведь такая деятельность для старшеклассников - это уже сочинение, где они выражают собственные мысли и отношение к произведению.
Ученик уже способен не только увидеть тему стихотворения, выразительные средства, но и выразить свое отношение и впечатление от прочитанного. В 9 классе чаще затрагиваются философские темы, патриотические, отношение автора к поэзии.
Какие шаблоны можно использовать для анализа
Схема анализа стихотворения представляет собой несколько пунктов, по которым легче проводить исследование. Но на помощь могут также прийти слова-клише, которые сделают анализ более красивым, читаемым и более грамотным.
Например, при показе своего отношения можно использовать такие фразы, как "читая это произведение, я испытал..." или "стихотворение заставило меня подумать над тем...".
Если брать пункт, который касается композиции, то можно сказать, что "начало стихотворения вызывает такие чувства..." или "эту часть произведения нужно читать так...", или "в этой части с помощью выразительных средств автор передает такие чувства..." и т.д.
Там, где начинается разбор выразительных средств, можно также использовать красивые фразы, такие как "в основе этой части лежит прием..." или "в конце центральными образами являются..." или "с помощью этого приема поэт выражает...".